Новости
29 ноября 2010

День из жизни интернет-магазина OZON.ru

За два года, прошедшие после поездки слушателей специализации "Менеджмент в сфере интернет-технологий" RMA в гости к OZON.ru многое успело измениться. Самый популярный российский интернет-магазин переехал в новый логистический центр, обзавелся уникальным оборудованием, внедрил новые технологии и заметно увеличил обороты. Слушатели RMA увидели все это своими глазами, поговорили с топ-менеджерами OZON.ru и убедились, что ушедшие на дорогу до Твери и обратно шесть часов были потрачены не зря.

Строительство нового логистического центра началось летом 2008, в мае следующего года были завершены все работы, а уже в июле сюда переехал самый популярный российский интернет-магазин. По словам операционного директора OZON.ru Евгения Тихомирова, процесс переезда занял всего четыре дня, что стало самым настоящим подвигом, ведь перевезено было около миллиона единиц товара.

Площадь нового логистического центра OZON.ru составляет около 12 тысяч квадратных метров, практически 90 процентов из которых занимает помещение, где хранятся товары и протекает процесс обработки заказов. Масштабы и технологичность происходящего действительно впечатляют. Во время визита в прежний логистический центр слушатели RMA, что и говорить, ждали от OZON.ru куда большего. И на этот раз OZON.ru не разочаровал: бесконечные стеллажи, торопливо перемещающиеся электрокары, несколько видов транспортеров и гигантский конвейер для формирования заказов, которым операционный департамент OZON.ru гордится также, как гордился своим детищем Генри Форд.

Склад OZON.ru разбит на определенные зоны, за каждой из которых закреплен отдельный работник, отвечающий за комплектование заказа. Система собирает поступившие от клиентов заказы в пул, который может включать в себя одновременно до нескольких сотен разных товаров. Этот пул делится на несколько отдельных заданий, которые поручаются соответствующему числу комплектовщиков. Таким образом, над одним пулом работает сразу несколько человек.

Как все это работает? Через базу данных определяется, в какой зоне находится товар, и прокладывается оптимальный маршрут перемещения комплектовщика по складу. Комплектовщик получает информацию с адресом полки, на которой находится необходимый товар, перемещается по этому адресу, берет нужный экземпляр, считывает штрих-код для подтверждения совершения действия, после чего получает новый адрес. Если комплектовщик по каким-то причинам не может найти товар по указанному адресу, он сообщает об этом, маршрут прокладывается заново. Когда формирование задания окончено, комплектовщик относит корзину с товаром в определенное место, после чего весь пул перемещается в зону консолидации, где и работает тот самый конвейер-гордость OZON.ru.

Функционирование этой машины завязано вокруг штрих-кодов. Пара считываний, и обезличенный товар попадает в корзину, соответствующую заказу. Когда в корзине собирается весь заказ, загорается лампочка, и работник OZON.ru перемещает ее в зону упаковки. Упакованный товар сортируется по географическому принципу, после чего отправляется к заказчику.

Основная часть заказов OZON.ru по-прежнему формируется за счет книг и электроники, но из года в год растут объемы и новые категории - например, детские товары и товары для дома. "Предложения практически по всем категориям товаров у нас выгоднее, чем в других интернет-магазинах", - отмечает руководитель направления PR и маркетинговых коммуникаций OZON.ru Михаил Осин. - "Правда за нами до сих пор тянется неприятный шлейф прошлых лет, когда в какой-то момент книги у нас стоили дороже, чем в других магазинах. Но сейчас мы пересмотрели ценовую политику, и уверяю вас, - если взять выборку из десяти книг, то вы увидите, что OZON.ru - точно не самый дорогой интернет-магазин, а в отдельных случаях наши предложения будут гораздо более выгодными".

Новый логистический центр интернет-магазина OZON.ru относится к той категории мест, где уследить за временем элементарно не получается. Здесь постоянно что-то происходит, и выглядит это настолько непривычно и увлекательно, что полтора часа пролетают без преувеличения незаметно. Операционный директор OZON.ru Евгений Тихомиров заканчивает свой рассказ о системе и принципах функционирования центра, после чего предлагает слушателям специализации "Менеджмент в сфере интернет-технологий" RMA собраться за круглым столом. Но об этом позже, а пока - фотогалерея RMA из логистического центра OZON.ru, пропитанного новизной, уникальностью и инновациями.

Все новости >