Новости
Выбор факультета
20 сентября 2007

Мама пела АББУ

Лекция генерального продюсера компании Stage Entertainment Russia Дмитрия Богачева для слушателей специализации "Менедмент в музыкальном бизнесе"
В свое время Дмитрий Богачев был коммерческим директором "Норд – Оста". Затем, вместе с Александром Цекало и Тиграном Кеосаяном продюсировал мюзикл "Двенадцать стульев". Возглавив российское подразделение компании Stage Entertainment, он запустил знаменитых "Кошек", которые ежедневно шли на сцене Московского дворца молодежи в течение почти целого года. Сейчас компания Богачева представляет в Москве другой мюзикл мирового класса, "Mamma Mia!". На днях Дмитрий провел занятие для слушателей специализации "Менеджмент в музыкальной индустрии". Ниже мы приводим избранные места из этой лекции.
 
Дмитрий Богачев о происхождении мюзикла: "Мюзикл – очень широкое понятие, к этому жанру можно отнести практически любую музыкальную постановку. Строго говоря, мюзиклами были и итальянские серьезные оперы ХVIII века, которые писались исключительно на героико – мифологические и легендарно - исторические сюжеты, и пришедшие им на смену оперы Глюка и Моцарта, которые воспринимались современниками как произведения весьма легкомысленные. Впрочем, самым первым мюзиклом все – таки принято считать оперетту Жака Оффенбаха "Орфей в аду". Ее премьера состоялась 21 октября 1858 года в парижском театре "Буфф – Паризьен", спектакль выдержал 288 представлений подряд".
 
Дмитрий Богачев о лидерах на рынке мюзиклов: "С начала ХХ века мюзикл бурно развивался в Америке вообще и на Бродвее в частности. Популярность жанра была такова, что можно даже говорить о том, что именно мюзиклы помогли США пережить Великую депрессию. Кстати о Бродвее: в Нью – Йорке этим словом имеют право называются далеко не все театры, расположенные на этой улице, а лишь 28 из них, сконцентрированные на определенном ее отрезке и имеющие не меньше 500 мест для зрителей. Все остальное – это уже так называемый off Broadway. Имеются там и другие, исторически сложившиеся правила и ограничения: например, каждый бродвейский театр должен непременно иметь оркестр не менее, чем из 11 музыкантов, даже если реально он в таком количестве не нуждается. "Лишние" оркестранты могут не играть, но получать деньги они должны обязательно. Еще одно неукоснительно соблюдаемое правило: владельцы бродвейских театров не могут нанять на работу иностранного актера, не согласовав это решение с профсоюзом актеров американских.
 
Годовой оборот 28 бродвейских театров составляет около 700 миллионов долларов. Совсем немного по этому показателю от Бродвея отстает лондонский Вест Энд, второй крупнейший мировой центр сосредоточения музыкальных театров. Именно здесь в 1976 году была осуществлена первая постановка мюзикла "Призрак оперы" ("Phantom of the Opera"), ознаменовавшая собой приход в этот бизнес миллионных бюджетов.
 
Наконец, третьим лидером на мировом рынке мюзиклов является компания Stage Entertainment, российское подразделение которой возглавляю я. Ее годовой оборот составляет около 500 миллионов евро. В нашей стране мы сейчас представлены только мюзиклом "Mamma Mia!", но планы у нас большие. В частности, мы рассматриваем возможность постановки здесь таких мюзиклов как "Иисус Христос Суперзвезда" ("Jesus Christ Superstar"), "Король Лев" ("Lion King"), того же "Призрака оперы".
 
Дмитрий Богачев о бюджетах мюзиклов: "В год в мире ставится около 200 мюзиклов. Окупается лишь один из десяти. А таких мюзиклов, которые делают своих постановщиков миллионерами и, уж тем более, миллиардерами, и вовсе немного, причем немного во всей истории. Один из них – знаменитые "Кошки" ("Cats") Эндрю Ллойд Уэббера - в 1982 году был впервые поставлен в Вест Энде всего за 150 тысяч долларов. У постановщиков тогда не было даже денег на зарплату актерам, и им пришлось пообещать труппе процент со сборов. С тех пор прошло двадцать пять лет, и сборы эти превысили 2 миллиарда долларов. Скажу больше, сборы самых успешных мюзиклов превышают, и существенно, сборы самых кассовых кинофильмов. Скажем, "Призрак оперы" по состоянию на текущий год собрал 3 миллиарда долларов. А самый успешный на данный момент кинофильм – "Пираты Карибского моря. Сундук Мертвеца" ("Pirates of Caribean Sea. The Dead’s Man Chest") – не больше 1, 5 миллиардов. Неудивительно, что в настоящее время наблюдается тенденция создания кинофильмов по мотивам популярных мюзиклов, и наоборот, мюзиклов – по мотивам популярных фильмов. Например, Пирс Броснан сейчас снимает "Mamma Mia!". В Лондоне и Нью – Йорке уже идет мюзикл "Властелин колец" ("Lord of the Rings"). Готовится к сценической постановке "Шрек".
 
Что касается расходов на производство мюзикла, могу сказать, что, например, московская постановка "Mamma Mia!", обошлась нам примерно в два раза дешевле, чем, например,  стоимость аналогичной постановки в Лондоне (думаю, там, она равнялась бы 6 – 7 миллионам евро). В эту сумму вошли расходы на покупку лицензии, аренду помещений, зарплату актерам, звук, свет, декорации, а также гонорары приезжавшим в Москву членам английской creative team, их проживание в отелях и так далее. Дав премьеру в октябре прошлого года, мы первоначально рассчитывали окупить постановку к апрелю, но в эти планы вмешалась необычно ранняя и теплая весна. Увы, мы можем конкурировать с кем угодно, но не с начинающимся дачным сезоном. Теперь думаем окупить постановку к новому году".
 
Дмитрий Богачев о "национальных особенностях" мюзиклов: "Задумываясь о постановке мюзикла, вы должны максимально обезопасить себя от коммерческого провала. В этом смысле очень важно, например, понимать, в какой стране вы осуществляете постановку, каковы ее культурные традиции, каковы вкусы и предпочтения потенциальных зрителей. Простой пример: "Mamma Mia!" была хитом практически во всех странах, где ее ставили. За исключением двух – Италии и Испании, где этот мюзикл, что называется, не пошел. Потому, что ну не воспринимают испанцы музыку ABBA, для них это вообще не музыка. А у итальянцев помимо этого и само название "Мamma Mia!" ассоциируется с чем угодно – с пастой, с пиццей, с ресторанами, где все это подают, но никак не с мюзиклом. А вот другая история: "Кабаре", спектакль очень откровенный, чувственный, с чрезвычайно натуралистично поставленными сексуальными сценами. Он провалился везде, где только можно. Кроме как раз Испании, где его принимали на ура. В принципе подобный успех или, напротив, неуспех можно прогнозировать – конечно, не на сто процентов, но можно. Именно поэтому, планируя постановку, совершенно необходимо сначала провести исследование рынка и выяснить, есть ли у вашего мюзикла потенциальная аудитория и насколько она велика. Я имею в виду в первую очередь проведение телефонных опросов и фокус – групп, результаты которых помимо всего прочего помогут вам правильно расставить акценты в будущей рекламной кампании вашего мюзикла".
 
Дмитрий Богачев о рекламе мюзиклов: "Вообще я считаю, что лучшей рекламой для постановки служит так называемое сарафанное радио, или попросту говоря, народная молва. Если она устойчиво негативная, мюзикл не спасет никакая другая реклама, лучше его сразу закрыть. Если дело обстоит наоборот, все будет хорошо. Судите сами: по данным нашего сall center, где люди заказывают билеты, в период, когда мы работали с "Сats", до 10 процентов этих самых билетов покупались по совету друзей и знакомых, которые уже побывали на спектакле. В случае с "Mamma Mia!" этот показатель доходит до 30 процентов. Представляете, какой это мощный ресурс! Ничуть не хуже телевизионной рекламы. Только, в отличие от нее, абсолютно бесплатный. Тут, правда, следует иметь в виду, что для того, чтобы сарафанное радио работало на вас, а не против вас, одного только качества постановки мало. Человек должен уйти с вашего спектакля в хорошем настроении, но самого представления – пусть даже феерического -- для этого может не хватить. Условно говоря, если во время спектакля человек порвал себе брюки о вылезший из кресла гвоздь, если его обхамили в гардеробе или буфете, эти малоприятные впечатления запросто могут перебить все остальное. Вот почему люди, занимающиеся постановкой и прокатом мюзиклов обязаны думать о многих вещах, которые, на первый взгляд, могут показаться совершенно второстепенными.
 
Впрочем, я далек от мысли, что ни в какой другой рекламе, кроме, собственно, молвы, мюзиклы не нуждаются. В связи с этим наша компания постоянно находится в поиске нестандартных рекламных шагов. Например, сейчас мы сделали очень качественный и дорогой, отснятый на кинопленку рекламный ролик "Mamma Mia!". Планируем крутить его в кинотеатрах перед фильмами, ориентированными прежде всего на женскую аудиторию: как показывает статистика, две трети зрителей нашего мюзикла – именно женщины. Начиная работу над этим роликом, мы долго консультировались с иностранными партнерами, пытаясь спрогнозировать эффективность предстоящих вложений. Не скрою, партнеры поначалу отнеслись к нашей идее без особого энтузиазма. Возражения у них было два. Первое: рекламу в кино никто не смотрит. И второе: даже если кинозритель(ница) обратит внимание на ролик и захочет сходить на мюзикл, возможности приобрести билет, что называется здесь и сейчас, у него (нее) все равно не будет, а после окончания сеанса он (она) о мимолетно возникшем желании скорее всего и не вспомнит. Получив такие отзывы, мы проанализировали ситуацию и пришли к следующим выводам. Схема показа рекламы перед киносеансами у нас и на западе принципиально разная: у них между рекламой и непосредственно фильмом делается перерыв в несколько минут, во время которого зрители могут спокойно занять свои места, не опасаясь пропустить начало картины. У нас же промежутка между рекламой и собственно кино нет вообще, так что люди, чтобы не пропустить начало фильма и не пробираться к своим местам в темноте, просто вынуждены приходить в зал загодя и смотреть рекламу. Таким образом, опасения наших иностранных консультантов по первому пункту оказались необоснованными. Что же касается второго пункта, то соображения коллег по этому поводу показались нам действительно ценными. Впрочем, нашелся выход и из этой ситуации: чтобы решить проблему "отложенного спроса", мы решили дать в нашем ролике обозначение специального кода для отправки SMS. Все очень просто: зритель, заинтересовавшийся мюзиклом, нажимает четыре кнопки на мобильном телефоне и отправляет свое сообщение нашему оператору. А тот, получив SMS и выждав время до конца сеанса, перезванивает нужному абоненту и предлагает ему приобрести билеты. Ротация ролика в московских кинотеатрах начинается с 26 сентября. Надеюсь, наши расчеты оправдаются и эта реклама принесет нам желаемый эффект".
Все новости >