Новости
Выбор факультета
13 декабря 2013

Приглашаем на лекцию Андрея Матвеева

В понедельник, 16 декабря, в учебном центре RMA (улица Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 12, аудитория Dee) состоится лекция генерального директора компании «С.А.Т.» Андрея Матвеева для студентов факультета "Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений". Тема: «Организация сборных концертов и фестивалей». Начало в 19.00. Приглашаются учащиеся групп «ШБ-25» и «ШБ-26». При подготовке к лекции рекомендуем ознакомиться с отчетом о мастер-классе, проведенном Андреем Матвеевым для студентов RMA в 2007 году.

Он пережил «Нашествие»
 
Справка: Андрей Матвеев. Генеральный директор концертного агентства С.А.Т". Карьеру в шоу – бизнесе начинал в 1984 году в качестве техника дискотеки в ДК МАИ. С 1989 по 2004 годы являлся управляющим звуковой рентовой компании Live Sound Agency. В 1999 году учредил компанию ШОУТЕК. В качестве соорганизатора, продюсера и продакшн менеджера участвовал в проведении следующих фестивалей и концертов: MAXIDROM (1999, 2000, 2003, 2004), «Нашествие» (2000, 2001, 2002, 2004, 2005), «Наши в городе» (2003, 2004), «Чартова дюжина» (2003, 2004, 2005), T.A.T.U. Мировой тур "100 km/h On The Wrong Lane". В настоящее время является одним из продюсеров рок – фестиваля «Эммаус». 
 
Андрей Матвеев о крупнейших западных музыкальных фестивалях и их отличии от отечественных аналогов: «Если мы говорим о крупнейших традиционных западных фестивалях – таких как Woodstock, Rock In Rio и Glastonberry -, то самое очевидное их отличие от фестивалей, проводимых в России, заключается в масштабах событий. Судите сами: нынешний мировой рекорд посещаемости принадлежит Rock In Rio, где в 2005 году в течение семи дней на концертах 150 групп и сольных исполнителей побывали полтора миллиона человек. Выручка того фестиваля – и это тоже действующий мировой рекорд – составила 36 миллионов долларов. Для сравнения: в России до сих пор самым успешным остается двухдневный фестиваль «Нашествие - 2002», на который было продано 150 тысяч билетов и выручка которого составила 400 тысяч долларов. Правда, можно вспомнить еще 16 – летней давности фестиваль «Монстры рока в Тушино», на который, чтобы послушать AC/DC и Metallica, пришли, по оценкам милиции, миллион человек. Но тот концерт с точки зрения организации, обеспечения безопасности и еще очень и очень многих факторов нельзя принимать за образец проведения такого рода мероприятий, напротив, его можно приводить как пример того, как такие мероприятия нельзя организовывать никогда и ни при каких обстоятельствах.
 
Второе отличие крупнейших западных фестивалей от наших заключается в принципиально разном качестве аудитории и составе выступающих музыкантов, который эта аудитория, собственно, и диктует. Дело в том, что на западе посещение такого рода мероприятий давно превратилось в семейный отдых, а репертуар крупнейших фестивалей чрезвычайно разнообразен. К примеру, на Glastonberry этим летом помимо основной сцены, где выступали главные звезды, в основном рок – н – рольщики, были еще и джазовая сцена, и акустическая, и сцена для артистов, исполняющих этническую музыку, и детская, и театральная, и даже цирковая и кино – сцены. Крупнейшие же наши музыкальные фестивали ориентированы на маргинальную публику – в подавляющем большинстве своем это любители так называемого «русского рока» в возрасте от 15 до 20 с небольшим лет – публику при том весьма консервативную и не желающую слышать ничего, кроме того, что она уже давно выучила наизусть. Разумеется, ее менталитет радикальным образом отличается от менталитета посетителей западных фестивалей. Начать с того, что высшей доблестью у наших людей считается найти в заборе вокруг фестивального поля какую – нибудь дырку и пролезть на концерт бесплатно. Потом: придя на ваш фестиваль, эта публика никогда не будет чувствовать себя гостьей, наоборот она будет ощущать себя хозяйкой положения. Заплатив за входной билет, эти ребята свято уверены в своем праве напиваться до полубессознательного состояния и в этом состоянии творить все, что им заблагорассудится. При этом от вас, как от организаторов, они наверняка будут требовать самого обходительного сервиса. Пиво должно быть свежим и только что не бесплатным, еда – вкусной и недорогой, туалеты – идеально чистыми, милиция – терпеливой и ласковой. И не дай вам Бог хоть в чем - то им не угодить! Отзывы о вашем фестивале на интернет – форумах потом будут такие, что от вас отвернется последний спонсор.
 
Кстати о спонсорах. Это глубокое заблуждение – считать, будто российские компании выстраиваются в очередь к организаторам российских же рок – фестивалей. Все обстоит ровным счетом наоборот и дело здесь в первую очередь опять – таки в качестве аудитории: в виду своей очевидной неплатежеспособности любители «русского рока» не интересны подавляющему большинству потенциальных спонсоров и рекламодателей. Те же из них, кто теоретически мог бы ориентироваться на эту аудиторию, например производители недорогого крепкого алкоголя и сигарет, не имеет такой возможности ввиду жестких законодательных запретов: как показывает статистика, 40 процентов посетителей наших рок - фестивалей не достигли возраста 18 лет. Пожалуй, единственным исключением в этом смысле являются пивоваренные компании, в линейке продукции которых имеются недорогие марки пива. Они, как вам известно, и являются основными спонсорами крупнейших российских музыкальных фестивалей.
 
Наконец, еще одно отличие зарубежных фестивалей от отечественных, заключается в том, что зарубежные посетители давно приучены покупать билеты заранее, что значительно облегчает работу организаторам и позволяет им точно планировать подготовительные работы. Приведу простой пример: в нынешнем году продажа билетов на Glastonberry, который прошел в июне, была закончена уже в марте. 100 тысяч билетов (самые «массовые» из них стоят по 100 фунтов) были распроданы за три дня. Представляете себе, как комфортно чувствуют себя промоутеры? До самого фестиваля еще почти три месяца, а выручка уже превысила 10 миллионов! Причем, поскольку львиная доля билетов продается через интернет, организаторы могут проследить, откуда именно к ним едут люди и заранее обговорить все детали работы с транспортными компаниями, осуществляющими доставку зрителей непосредственно к фестивальному полю. А кроме того – понять, сколько им нужно охраны, туалетов, пива, сосисок и т.д. и т.п. У нас же, как свидетельствует статистика, большинство посетителей рок – фестивалей принимают решение «ехать или не ехать» буквально в последние дни – на этот период приходится 50 процентов продаж билетов. Для наших людей очень важны погода, компания («а вдруг кто – то из тех, с кем договаривались ехать, откажется?»), наконец, просто настроение. Я не говорю, что это плохо. Это, наверное, данность. Но организаторам в таких условиях работать чрезвычайно сложно».
 
Андрей Матвеев о бюджете музыкального фестиваля: «На организацию фестиваля уровня «Нашествия» или «Эммауса» вам в любом случае придется потратить около 1 миллиона долларов. Может быть, чуть больше – например, «Нашествие» 2006 года обошлось в 1, 2 миллиона долларов. Может быть, чуть меньше – расходы на последний «Эммаус» составили 920 тысяч. Сразу оговорюсь: продюсеры «Нашествия» находятся в более выгодном положении, чем организаторы других аналогичных фестивалей, поскольку им не приходится тратится на радиорекламу («Наше радио» как главный организатор фестиваля выдает ее в эфир бесплатно) и платить приглашенным музыкантам (артисты работают в «зачет» трансляций своих песен на том же «Нашем радио»). Впрочем, давайте посмотрим из чего складывается расходная часть бюджета фестиваля.
 
Аренда земли под фестивальное поле (сумма зависит от того, где проводится фестиваль: понятно, что в Москве она будет выше, нежели в провинции). Установка ограждения по его периметру, прокладка водопровода и прочих инженерных коммуникаций (эти работы обойдутся примерно в 40 тысяч долларов). Установка туалетов (их должно быть не менее 200, и с учетом того, что аренда одной кабины стоит 2 тысячи рублей в день, а фестиваль длится два дня, итоговая сумма по этой статье расходов составит 48 тысяч долларов). Обеспечение безопасности (на последнем «Эммаусе» работало 4 тысячи милиционеров и солдат внутренних войск, и организаторы фестиваля оплатили топливо для автомобилей, на которых они приехали, а также их питание в течение 2 дней. Все это обошлось примерно в 70 тысяч долларов). Реклама (тут нужно иметь в виду, что от ее объемов напрямую зависит величина спонсорских вливаний: чем больше рекламы вы даете, тем на большие спонсорские деньги можете рассчитывать. Итак, двухмесячное размещение в Москве 120 билбордов (именно столько их было размещено накануне прошлогоднего «Эммауса»), одномесячное – 500 афиш размером 1, 75 м на 1,80 м, а также изготовление и трансляция рекламных роликов на радио обойдется примерно в 420 тысяч долларов). Production (еще 250 тысяч долларов). Расходы на транспорт, обслуживающий приглашенных музыкантов (не меньше 60 тысяч). Услуги самих музыкантов (за два дня на фестивале должны выступить никак не меньше 10 топ – групп и исполнителей и столько же музыкантов, что называется «второго эшелона». Первые стоят примерно по 10 тысяч долларов, вторые – по 5. Таким образом, минимальные затраты на эту статью составят 150 тысяч долларов). Зарплата уборщикам мусора и прочему персоналу, задействованному на фестивале (у вас должно быть нанято две смены по 50 человек. Каждому из них нужно платить по тысяче рублей в день. Итого: 10 тысяч долларов за два дня). Вывоз мусора (еще примерно 3 тысячи долларов). Плюс налоги, расходы на содержание вашего офиса, некоторая оборотная сумма. Таким образом мы и получаем миллион (или около того) в расходной части нашего бюджета.
 
Теперь о доходах. Они поступают прежде всего от продажи билетов. Скажем, на «Нашествие – 2006» их было продано 43 тысячи. Из них – 36 тысяч обычных входных (стоимостью приблизительно 12 долларов), 6 тысяч билетов – в фан-сектор, расположенный совсем неподалеку от сцены (по 33 доллара) и тысяча – в вип-зону (по 100 долларов). Кроме того, доход извлекается от продажи автопарковочных талонов (на прошлогоднем «Эммаусе» они стоили по 20 долларов и их приобрели около тысячи человек) и талонов на установку палаток (20 долларов умножим на примерно 3 тысячи желающих разбить их прямо на фестивальном поле). Доход от продажи пива и продуктов питания едва ли принесет вам больше 50 тысяч. Наконец, еще тысяч 25 можно заработать на мерчендайзинге – продаже футболок, бандан и прочей сувенирной продукции с символикой фестиваля и выступающих на нем групп и сольных исполнителей. В итоге за вычетом отчислений агентам – распространителям билетов мы получаем сумму, равную примерно 800 тысячам долларов. Все остальные расходы должны покрываться за счет спонсорских поступлений.
 
Таким образом, сопоставив цифры доходов и расходов, мы приходим к выводу о том, что организация масштабных рок – фестивалей в России вовсе не является доходным предприятием. Нет, бывает, конечно, и так, что они окупаются и даже приносят прибыль: например, на «Нашествии» 2005 года мы заработали 100 тысяч долларов. Однако случаи «ухода в минус», и довольно значительный, тоже не редкость. В связи с этим у вас, как у людей, желающих связать свое будущее с музыкальным бизнесом, наверняка возникает вполне резонный вопрос: «А зачем все это вообще нужно?» Отвечаю…
 
Андрей Матвеев о том, зачем все это нужно? «Во-первых, организуя такого рода фестивали, вы работаете на свою репутацию. «Он организовал и провел «Нашествие», – поверьте, сказанная о вас в профессиональных кругах эта фраза дорогого стоит. Тем более, что сказать ее в нашей стране пока можно лишь о семи-восьми человеках. 
 
Потом: работая над организацией таких фестивалей вы обрастаете огромным количеством связей, в том числе и с весьма высокопоставленными представителями власти, которые наверняка пригодятся вам при осуществлении других проектов. Наконец, третье: поработав с крупным рок - фестивалем, вы обзаведетесь необходимым опытом и в дальнейшем сможете использовать его при организации чего – нибудь более выгодного с коммерческой точки зрения. Например, фестиваля джазового. Пригласить для участия в нем музыкантов весьма приличного уровня стоит гораздо дешевле, чем договориться с рок – н – рольщиками. А публика, интересующаяся джазом куда более зрелая, респектабельная и платежеспособная, чем та, о которой мы с вами только что говорили».        
Читайте также:

Андрей Матвеев: "Земфире нужны только хорошая гостиница и хороший транспорт" (интервью "Известиям", февраль 2013 года);

Андрей Матвеев о музыкальных фестивалях, ценах на билеты и работе с органами безопасности (интервью порталу TVJam.ru).

Все новости >