Новости
Выбор факультета
22 октября 2007

Загнанная в Google

Генеральный директор звукозаписывающего лейбла UPLIFTO Сергей Пименов провел для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии» занятие на тему «Продвижение музыки в интернете»
 
Когда – то Сергей Пименов был участником электронной группы ППК, первой из российских команд пробившейся в британские чарты. Сейчас он генеральный директор рекорд - лейбла UPLIFTO, на котором подписана Катя Чехова, обладательница прошлогодней премии «Рекордъ» в номинации «Лучший дебют», официально продавшая 250 тысяч экземпляров своего первого альбома – цифра для современной России совершенно фантастическая. 15 октября господин Пименов посетил Государственный университет управления и прочитал слушателям специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии» лекцию на тему «Продвижение музыки в интернете». Ниже мы приводим наиболее интересные места из его выступления.
 
Сергей Пименов об электронном проекте ППК и интернете, как основном средстве его продвижения: «Этот проект мы с моим приятелем Сергеем Поляковым создали в 1997 году, когда я еще жил в Ростове – на – Дону. Записали пластинку, отвезли ее в Москву, дали послушать тогдашнему продюсеру группы «Руки вверх» -- не припомню его фамилии, сейчас он работает концертным директором Григория Лепса. Отзыв был примерно такой: «Отправляйтесь обратно в свой Ростов и больше сюда не суйтесь». Вот тогда мы и решили попробовать раскрутиться через интернет, выложив наши треки на портале MP3.COM. Реакция была бурной: за полтора года наши композиции скачали больше двух с половиной миллионов раз. Мы заработали 150 тысяч долларов, а кроме того – заключили контракт на выпуск трех синглов и альбома ППК с Полом Оакенфолдом и лейблом Mushroom Records International B.V./PerfectoRecords – самым, наверное, влиятельным лейблом в мире танцевальной музыки -- тем самым, на котором писались Grace, Man With No Name, Timo Maas, D: Fuse, Monoboy, BT, Lost it. Com, Planet Perfecto, Tall Tin Box. Мы в этой компании, надо сказать, тоже не затерялись – только в Англии наших синглов было продано 300 тысяч. Да что там говорить, мы стали первой российской группой, попавшей в британские чарты, причем сразу на третье место! Правда, вскоре проект закрылся, заработанные деньги были быстро потрачены, но я об этом ни разу не пожалел, поскольку история с ППК дала мне гораздо больше, чем просто возможность неплохо заработать. Она дала мне понимание того, что нужно делать дальше и какую громадную роль в этой деятельности будет играть интернет».
 
Сергей Пименов об интернете и его значении для современной музыкальной индустрии: «До недавнего времени медиа – пространство имело исключительно вертикальную конфигурацию. Новости, информационные поводы формировались исключительно в «верхних эшелонах» и спускались оттуда вниз. Вспомните, как работали советское радио и телевидение: партия и правительство принимали решение высказаться по тому или вопросу, который казался им злободневным, Леонид Ильич выходил на трибуну и с трудом произносил речь, которую транслировали на все города и веси, а народ, внимая Леониду Ильичу, по большей части безмолствовал. Обсуждение решений партии и правительства, если где и шло, то исключительно на кухне, а о том, чтобы хоть какие – то новости генерировались и распространялись самим народом не могло быть и речи в силу не только политических, но и чисто технических причин. С появлением интернета и особенно формированием блогосферы ситуация кардинально поменялась – на смену прежней информационной вертикали пришла коммуникационная структура, напоминающая бесформенное облако, в котором информация, а также всевозможные оценки, наблюдения и умозаключения распространяются по всем возможным направлениям и моментально становятся предметом интерактивного обсуждения.
 
Ничего подобного ни телевизор, ни радио предложить не могут. Да и что такое современное музыкальное телевидение!? Даже в эфире канала MTV собственно музыкальных клипов осталось не больше, чем на час эфирного времени в день. При этом экран во время их демонстрации перегружен «бегущими строками», интерактивом, так что порой сам клип и разглядеть – то трудно. Второй момент: телевидение на современном этапе все больше превращается в фон, очень немногие смотрят его внимательно, передач, которых ждало бы большое количество людей, практически не осталось. Интернет – совсем другое дело. Взять те же клипы: если человек смотрит какой – то ролик, выложенный в сеть, то вы, по крайней мере, можете быть уверены в том, что он делает это осознанно и именно за этим роликом сюда и пришел. Наконец, еще одна тема: часто ли вы звоните приятелям и советуете им посмотреть клип, который вы увидели по телевизору? Уверен, что такого не происходило почти никогда. Просто потому, что для того, чтобы внять вашей рекомендации, приятелю придется Бог знает сколько просидеть у экрана, дожидаясь повтора. А в интернете по вашей ссылке, он найдет его в ту же минуту, и, еще не закончив просмотра, сможет сообщить вам (и не только вам) собственное мнение по поводу увиденного.
 
Для шоу – бизнеса все это означает приближение заката эпохи, при которой музыканты целиком и полностью зависели от звукозаписывающих лейблов, радио и телевидения. Правда, по инерции, у нас еще до сих пор считается, что «нет ротации – нет и артиста». Однако, по моим оценкам, уже сейчас примерно 10 процентам музыкантов абсолютно безразлично, крутят ли их по радио, показывают ли по телевидению, подписан ли у них контракт на выпуск пластинок. Самостоятельно выкладывая свои произведения в интернет, они общаются с конечными потребителями своей продукции без посредников, напрямую. Причем речь идет вовсе не только о начинающих артистах. Вот, скажем, Radiohead c 1 октября продает свой последний альбом «In Rainbows» исключительно через специально созданный для этого веб – сайт. А ведь Radiohead отнюдь не дебютанты и не вышедшие в тираж ветераны, это группа первого эшелона, что называется big name. И их решение распространять свои записи, не заключая контракта с мейджорами, на мой взгляд, служит весьма важным сигналом для всей музыкальной индустрии. По – моему, уже сейчас совершенно очевидно, что по прошествии весьма короткого времени физические носители отомрут окончательно (сейчас розничные продажи музыкальных CD во всем мире ежегодно падают на 12 – 15 процентов) и музыка целиком и полностью переместится в виртуальное пространство. Я думаю, приобретать ее можно будет несколькими способами. Оплачивая каждую скачанную со специализированных сайтов песню. Приобретая за фиксированную сумму временный доступ к некой электронной фонотеке, пользуясь которой вы сможете выбирать, условно говоря, из 100 тысяч всевозможных треков. Наконец, наверняка останется и некоторое количество порталов, где будет представлена бесплатная музыка. Именно такие порталы открывают весьма большие возможности для начинающих и никому не известных музыкантов.
 
Яркий пример такого рода ресурса -- портал promodj.ru. Сейчас на нем выложены около 50 тысяч треков, записанных 8, 5 тысячью человек, из которых официальные релизы в своем послужном списке имеют не больше 1 процента. Здесь все бесплатно: музыканты даром выкладывают свои треки, посетители даром их скачивают. Я думаю, у таких интернет – ресурсов большое будущее. Уже сейчас на promodj.ru заходит по 30 тысяч человек в день, что делает его очень привлекательным для рекламодателей. Поле деятельности для продюсеров, занимающихся поиском перспективных артистов на таких порталах – огромное. Лично я, гуляя по интернету, открываю для себя в среднем по пять интересных исполнителей в год. Со многими из них лейбл UPLIFTO подписывает контракты на запись и продвижение пластинок и организацию выступлений. К слову, о продвижении. Оно у нас осуществляется тоже почти исключительно посредством интернета. У UPLIFTO нет собственных пресс и PR – служб, мы не рекламируем артистов, они не ротируются на радио и телевидении. Все, что мы хотим сказать о своих музыкантах, мы говорим в блогах (в UPLIFTO они есть у всех – у меня самого, у моего секретаря, у подавляющего большинства подписанных на лейбле артистов, даже у бухгалтера) и этого вполне хватает для того, чтобы все интересующиеся нашими проектами имели о них необходимую информацию и, обсуждая ее между собой как в сети, так и живьем способствовали бы ее дальнейшему распространению.
 
Таким образом, на первый план сейчас выходит не количество денег, которые продюсер может вложить в запись и рекламную раскрутку своего артиста, а сама музыкальная идея. Проблема больше не состоит в том, чтобы быть услышанным: интернет дает эту возможность практически каждому. Проблема состоит в том, чтобы записать симпатичную актуальную музыку. Причем не «как бы симпатичную», а симпатичную по настоящему. В интернете все предельно честно: если ваш трек никого не зацепил, если он плох, скучен, люди его услышавшие прокомментируют вашу работу со всей возможной откровенностью и, боюсь, что слово «отстой» будет самым мягким из тех, что вы о себе прочтете. Зато если ваша музыка понравится для начала хотя бы одному человеку, велика вероятность того, что он пошлет ссылку на ваш трек другу или подруге, те – еще кому – то, третьи – пятым, пятые - десятым…Если число скачиваний вашей музыки будет большим, если эта музыка будет хорошо оцениваться в блогах, на форумах и в чатах продюсеры и представители лейблов найдут вас сами. Это и есть современная формула успеха. Идея. Плюс максимальная честность и открытость в отношениях со своими слушателями. Что я имею в виду, я объясню на примере еще одного нашего проекта».
 
Сергей Пименов о проекте «Катя Чехова»: «Катя Чехова на самом деле не Чехова. Она на самом деле Катя Губенко, из Таганрога певица. Песни для нее написал композитор Николай Лебедев. Раскручивали мы Катю тоже через интернет, никаких клипов не делали вовсе... В общем, в итоге мы продали 250 тысяч ее пластинок (имеется в виду первый альбом певицы «Я – Робот» (UPLIFTO, 2006) – RMA), в прошлом году получили премию «Рекордъ» в номинации «Лучший дебют». А потом Катя вдруг решила вернуться в Таганрог и петь дальше наотрез отказалась.
 
Мы долго думали, как быть. А затем взяли и объявили кастинг на новую Катю. То есть вы понимаете, мы создали прецедент: мы решили раскручивать не конкретного живого артиста, а бренд «Катя Чехова», при том, что вторая отобранная нами девушка, в отличие от первой, оказалась не только не Чеховой, но и вообще не Катей. Такого раньше не было не только в России, но и нигде в мире. В группах солистов меняли, но с индивидуальными исполнителями до сих пор такого не случалось. И вот тут я опять хочу вернуться к разговору о честности: ничего скрывать мы не стали. Мы признались, что прежней Кати больше нет, зато есть другая, она сама ведет свой собственный блог: пожалуйста, читайте, комментируйте. Не скрою, отзывы в интернете на это известие мы читали не без волнения. Но в итоге в сети возобладало мнение, что девушка – красивая, даже красивее прежней, песни у нее – хорошие и к тому же написанные тем же композитором, так что страшного ничего не произошло. Сейчас проект «Катя Чехова» развивается, и развивается весьма успешно. Мы имеем по 8 – 12 клубных концертов в месяц и каждый такой концерт стоит 5 тысяч долларов. Этим я, конечно, не хочу сказать, что мир шоу – бизнеса совсем перевернулся с ног на голову и индивидуальные качества артистов больше вообще ничего не значат. Значат, еще как значат! Если речь идет об артистах уровня Аллы Пугачевой или, скажем, Фредди Меркьюри. Но мы, разумеется, бесконечно далеки от мысли сравнивать Катю Чехову с Аллой Борисовной».
Все новости >