Новости
Выбор факультета
07
сентября
2022
«Писать что-то просто для галочки мне не хотелось…»
Мария Панченко. Фото из личного архива
Мария, год назад вы пришли учится в RMA, и совсем недавно выпустились. Почему вы выбрали именно арт-факультет? И что этому предшествовало?
Этому предшествовала учеба в Московском лингвистическом университете, специальность – «Психология».
Потом, после его окончания, была работа – сначала в HR, затем в сфере гостиничного бизнеса. А сейчас я работаю в частной инвестиционной компании.
Что касается выбора факультета при поступлении в RMA… Дело в том, что несмотря на то, что вся предыдущая моя трудовая деятельность к искусству вроде бы никакого отношения не имела, искусством я на самом деле интересовалась с самого детства.
Я ходила в художественную школу. Рисовала, и сейчас рисую. А в обычной школе одним из самых моих любимых предметов была «Мировая художественная культура».
Как сейчас помню нашего преподавателя – Оксана Леонидовна Лев, удивительная женщина, она во многих из нас сумела разбудить настоящий интерес к искусству и всему, что с ним так или иначе связано.
Вообще, по окончании школы я думала поступать в Суриковский, но выбор в пользу лингвистики и психологии мне в итоге показался более оправданным, более надежным с точки зрения дальнейших перспектив.
Но и занятия искусством я никогда надолго не бросала и постоянно возвращалась к рисованию, как только у меня появлялось для этого время, особенно в пандемию.
Тогда, в период вынужденной изоляции у меня и возникла эта мысль – получить-таки профильное образование.
Поначалу я думала о каком-нибудь курсе по искусствоведению, но в итоге остановилась именно на RMA.
Это была рекомендация Романа Бабичева – он знакомый моей мамы.
В каком жанре вы работаете как художник?
На данный момент это абстракция. Раньше рисовала портреты, занималась фотографией.
Некоторые свои работы я выкладывала на онлайн-платформе Deviant Art.
А теперь их можно увидеть на моем собственном сайте – мы с братом его доделали буквально вчера.
Главная задача была – получить максимально целостное представление о том, что представляет собой рынок искусства, как этот бизнес работает.
И во-вторых: я планировала познакомиться с актуальными на данный момент формами и методами продвижения искусства, и, опираясь на полученные знания, постараться выстроить собственную карьеру художника.
Впрочем, мне было бы очень интересно поработать в арт-индустрии и в каком-либо другом качестве, реализовать свои амбиции таким образом.
О том, каким путем – первым или вторым – я двинусь дальше, определенно говорить пока рано. Что же касается впечатлений, собственно, от учебы, то они исключительно позитивные.
Новая информация, новый опыт, новые люди, новые деловые контакты – все это было и интересно, и очень полезно.
Кого-то из спикеров особо выделите?
Могу сказать, что для меня и для многих моих одногруппников главной звездой стал Кирилл Алексеев – за время обучения мы превратились в настоящих его фанатов.
Человек знает свой предмет, любит его, умеет преподнести материал не просто интересно, а порой неожиданно, совершенно нетривиально.
Кроме того, могу выделить Елизавету Лихачеву, директора Музея архитектуры имени Щусева – невероятно сильная личность.
И, конечно, Зельфиру Трегулову, директора Третьяковской галереи.
Давайте поговорим о вашей дипломной работе. Ее тема – «Создание и продвижение социальной сети для художников». Почему выбрали именно ее?
Просто не хотела писать диплом для галочки, так что взяла тему, которая актуальна лично для меня, и для многих, да практически для всех начинающих художников, можно сказать, больная.
Представьте ситуацию: у вас есть искусство, вами созданное, которым вы хотели бы поделиться с людьми, которое вы хотели бы показать, сделать известным. Ну и, желательно, заработать.
Но – вы зачастую не представляете себе, как к этому делу приступить, с чего начать.
Так вот, задуманная мною соцсеть способна, как мне представляется, помочь начинающему художнику показать свои работы достаточно широкой аудитории и получить от нее обратную связь.
Мария Панченко во время защиты дипломного проекта. Фото: RMA
Это аудитория отечественная, международная?
Пока я думала только о русскоязычной, в основном – Россия, конечно.
Думаю, в нынешних условиях рассчитывать на западную аудиторию было бы cлишком самонадеянно.
Но на самом Западе аналоги такой соцсети существуют?
Разумеется. Я уже упоминала о платформе Deviant Art. А есть еще выполняющая схожие функции сеть Art Station.
Я их подробно изучила, и предлагаю свой вариант соцести для художников, которая в чем-то похожа на перечисленные ресурсы, а в чем-то от них отличается, и существенно.
В чем сходство и в чем различие?
Главное сходство – в основной экономической модели. Пользователь-художник имеет возможность бесплатно выложить в сеть репродукцию своего произведения – разумеется, в хорошем качестве.
Пользователь-посетитель, в свою очередь, имеет возможность приобрести принты понравившихся произведений. Производство этих принтов и их доставку покупателю берет на себя сама социальная сеть.
Доходы от продажи делятся поровну – пятьдесят процентов автору, пятьдесят – продавцу, то есть той же социальной сети.
Что касается различий между моим проектом и, например, Deviant Art, то назову, пожалуй, три основных.
Первое. В отличие от Deviant Art мы планируем продавать не только принты, но и оригинальные работы. Причем делать это смогут не только сами авторы, но и, например, коллекционеры.
Второе – Deviant Art в очень значительной степени ориентирован на фан-арт, на различные субкультуры – анимэ, манго, компьютерные игры.
Я же в своем проекте предполагаю сделать упор на искусство более традиционное. В том числе – на скульптуру, которая на Deviant Art почему-то практически полностью отсутствует.
Третье. Сайт Deviant Art cтрого не структурирован, он достаточно хаотичен, сумбурен, можно даже сказать - захламлен.
Представленное там искусство не разделено по видам и жанрам, классные произведения могут соседствовать с откровенно низкопробными, кроме того, некоторая часть предлагаемого контента носит совсем уже специфический характер – иногда на грани порнографии.
У нас будет и структура, и модерация, чтобы избежать скатывания в маргинальность.
Отсев по принципу «профессионально – непрофессионально» не планируется?
В процессе работы над дипломом я думала о возможности и такого подхода, однако на предзащите Николай Павлович Палажченко меня разубедил.
Сказал, что столь жесткий отбор может оставить за бортом действительно талантливые произведения, формально созданные дилетантами.
Вы упомянули о том, что ваша соцсеть позволит художникам не только продавать свое искусство, но и получать обратную связь. Расшифруйте.
Мы планируем регулярно проводить опросы посетителей и публиковать их результаты.
Кроме того, мы собираемся составлять рейтинги контента – как любительские, основанные на лайках и комментариях, так и профессиональные – базирующиеся на оценках кураторов, галеристов и других арт-экспертов.
Какова будет средняя цена представленных на сайте работ?
Невысокой. Для начинающих очень важна доступность.
На чем, кроме продажи искусства может зарабатывать ваша соцсеть?
Возможны несколько вариантов дополнительной монетизации.
Ну, например – платное предоставление digital-художникам мест на серверах для хранения созданных ими работ в высоком разрешении.
Какие средства требуются для запуска проекта?
От 15 миллионов рублей. Вернуть вложения можно за пару лет, при правильном подходе, конечно.
Какое количество художников и других пользователей вы планируете охватить?
Чем больше, тем лучше. Коммьюнити, сложившееся вокруг того же Deviant Art – это миллионы человек.
Понятно, что они достигли этого за двадцать с лишним лет работы, но ориентироваться все равно хотелось бы именно на такие цифры.
Какая команда нужна для запуска?
Оптимально – шесть человек. Два разработчика, специалист в области PR, маркетолог, модератор, дизайнер.
Поиск инвестора – это сейчас самое главное?
Безусловно. Я сейчас рассматриваю несколько вариантов, в том числе, партнёрство с крупными IT компаниями.
У «Яндекса», у VK есть программы по поиску и продвижению перспективных художников, артистов, музыкантов, так что, если они заинтересуются, возможно, удастся договорится не только о спонсорстве, но и о предоставлении технической команды под разработку и запуск проекта.
Вероятны и какие-то другие ходы и другие идеи, причем не только мои собственные.
Я, например, совсем не исключаю возможности обращения за консультацией к спикерам RMA – за время обучения у меня сложилась уверенность в том, что эти люди, обратись я к ним за помощью и поддержкой, мне в них не откажут.