Новости
Выбор факультета
04 декабря 2023

«Для меня настало время делиться экспертизой, накопленной в арт-среде»

Инвестбанкир и коллекционер, выпускница RMA Мария Масленникова на днях впервые выступила на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» с авторским мастер-классом «Бизнес. Коллекционирование. Страсть». Мы посчитали этот дебют отличным поводом для интервью.


Мария, вы – выпускница Бизнес-школы, в 2014-15 годах прошли обучение по программе «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Какие эмоции вы испытали, вновь оказавшись здесь спустя восемь лет?

О, безусловно, самые ностальгические! Мне многое вспомнилось…

Как я впервые узнала о Бизнес-школе и профильной программе, как пришла сюда на собеседование по рекомендации знакомой с международной арт-ярмарки Vienna Contemporary.

Как мне этот первый контакт сразу показался очень правильным … А потом все закрутилось с какой-то бешеной скоростью...

Могу сказать, что для меня период обучения превратился в увлекательнейшее путешествие в мир актуальной московской арт-сцены.

Каковы ваши наиболее яркие впечатления от программы?

В общем, надо сказать, что совсем неофитом в отрасли я в момент поступления в RMA не была. Еще в студенческие годы мои обзоры выставок публиковались в Бельгийской студенческой газете.

Также я прошла программу обучения в Институте искусств Sotheby’s в Нью-Йорке, где познакомилась с ключевыми музейными и галерейными именами, так что определенный багаж знаний у меня имелся, мне было с чем сравнивать.

Но – мне хотелось погрузиться в локальный контекст, начать говорить на одном языке с главными акторами именно нашей арт-сцены.

Я понимала, что для этого мне требуется проводник в этот мир, и этим проводником стала Бизнес-школа: программа RMA привлекла меня, прежде всего, своей практически-ориентированной направленностью.

Ее спикеры - без всякого преувеличения лучшие российские профессионалы. А учится, я считаю, нужно именно у лучших.

Что касается самых ярких впечатлений… Они остались от походов в мастерские художников, от кураторских туров по музеям и галереям.

Этот уровень погружения оказался поистине бесценным, а полученные в процессе обучения сведения – якорными.

Какие-то конкретные проекты, в которых вы поучаствовали в период обучения в Бизнес-школе, можете выделить?

Да, безусловно. Благодаря RMA, мне, в частности, удалось поработать гидом на VIP Preview путешествующей юбилейной выставки «250 лет Hennessy» в здании Нового манежа, где были представлены избранные работы актуальных художников со всего мира.

Кроме того, я сопровождала культового итальянского художника Арте-повера Микеланджело Пистолетто, прославившегося своими работами на зеркальных поверхностях, во время его визита на VI-ю Московскую Биеннале.

Участвовала в подготовке в особняке Муравьевых-Апостолов экспозиии одного из крупнейших мировых фотожурналистов, бразильца Себастьяна Сальгадо, известного широкой публике благодаря документальному фильму «Соль Земли».

Вы, насколько мне известно, сами коллекционируете предметы искусства. Как формировалось это ваше увлечение?

Я из семьи, где папа – увлеченный фалерист, нумизмат, филателист. Кроме того, у нас собрана значительная коллекция фарфора.

В родословной есть и часовых дел мастера.

Вообще, благодаря родителям я много ездила по миру. И где бы я ни оказывалась, мне всегда было интересно заглянуть в локальный музей, в картинную галерею, для меня эти визиты служили и продолжают служить каналом специальной информации, через который я воспринимаю новые места, их культуру, историю.

Конечно, я – визуал, сто процентов.

Касательно коллекции: моя философия – «Less is More». Я сфокусировалась на шестидесятниках и концептуальном искусстве. Но в собрании есть и актуальное – Олег Кулик, Леша Морозов и другие мастера …


Все фото предоставлены спикером

Насколько важен для вас критерий инвестиционной привлекательности работ, которые вы приобретаете для коллекции?

Конечно, важен. Я – инвестбанкир, финансист в первую очередь. Это мое ДНК.

Финансы и искусство в целом исторически идут рука об руку. Например, как следует из недавно опубликованного исследования Art Basel и UBS, главными мотивирующими факторами для коллекционеров являются в первую очередь личное удовольствие и самоидентификация, и во вторую – финансовый аспект.

Вообще, инвестиции в искусство – альтернативны, они призваны диверсифицировать ваш портфель на долгосрочном – пять и более лет - горизонте.

Это относится и к российскому рынку, хотя, будем откровенны, в сравнении с мировым он узок. А сейчас – еще и обособлен.

Что касается меня лично, то – без иллюзий: работы я приобретала и приобретаю, прежде всего, для собственного удовольствия – это как раз тот случай, когда можно говорить об «Investments for Passion» («инвестиции в предметы своей страсти»).

При этом портфель у меня ликвидный, удачные продажи были. Это обусловлено насмотренным глазом, наличием в  собрании топ- имен и тщательно проделываемой подготовительной работой.

На днях в RMA с успехом прошел ваш мастер-класс «Бизнес. Коллекционирование. Страсть», во время которого вы делились личным опытом начинающего коллекционера. Каково это было - придти преподавать  туда, где вы сами когда-то учились?

Для меня это было очень ответственное мероприятие. Я исходила из того, что накопленная мною арт-экспертиза должна принести пользу коллекционерам, потенциальным и начинающим.


Фото предоставлено спикером


На коллекционера возлагается ответственная миссия – достойно сохранить и представить наследие тех или иных художников.

Каждый из нас вносит свою лепту, а вместе мы делаем важное в контексте сохранения общественного художественного достояния дело. В этом и состоит трансформационная сила коллекционирования.

Фото предоставлено спикером


Основываясь на понимании этого, мне важно было сделать занятие практически применимым – чтобы студенты могли максимально использовать полученный материал в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Поэтому, готовясь к занятию, я прокрутила в голове свой собственный студенческий опыт, поразмыслила над тем, на какие вопросы хотела бы получить ответы сама.


Фото предоставлено спикером


Мне было важно добиться интерактивного формата, чтобы по ходу мастер-класса и особенно второй, практической ее части, от вовлеченной аудитории поступали вопросы для открытой дискуссии, продуктивного профессионального диалога.

И знаете, я очень благодарна студентам за их активность. Судя по реакции и полученной обратной связи, все задуманное удалось.

Что бы вы пожелали или, может быть, посоветовали, читателям нашего сайта?

Я бы пожелала читателям при любой возможности быть с искусством! Индивидуальной погруженности и заинтересованности в приобщении к нему!

Ведь хорошее, качественное искусство дарит невероятное вдохновение и страсть к жизни.

Еще совет: старайтесь по возможности посещать ведущие мировые арт-ярмарки, такие как Art Basel, Art Dubai, Art Brussels и другие. Это необходимо для того, чтобы быть в контексте, поддерживать на должном уровне свой арт-интеллект, следить за его гигиеной.

И каков этот контекст сейчас?

Судя по недавним громким мировым продажам, тренд сейчас на UCA (Ultra Contemporary Art), в котором ценится, прежде всего, чувство новизны и сила эмоции.

Предпочтение отдается African Art, NFT, Women Art.

Именно они бьют миллионные рекорды.
Все новости >