Новости
Выбор факультета
19 декабря 2023

«В RMA меня подкупило то, что люди, рассказывающие здесь о спорте, его не с вертолета видели»

Закончив в 2016 году обучение на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта», Александр Денисенков все семь лет, что прошли с момента выпуска до той минуты, что мы решили его проинтервьюировать, занимался собственными спортивными проектами. Удача – чего уж греха таить – сопутствовала ему далеко не всегда, зато, когда успех все-таки случился, то такой, что не заметить его мы не могли и, скажем больше, не имели права. Итак, читайте: перед вами история управляющего партнера крупнейшей в Москве детской коммерческой футбольной лиги Winnergy Cup, объединяющей (та-да-да-даммм!!!) более 500 команд.


Александр Денисенков. Фото из личного архива


Давай, для начала, просто расскажи о себе. Кто ты? Что ты?

Рассказываю. Родился я в Москве. Вообще, я - махровый москвич, если можно так выразиться. Естественно, учился в школе. С детства очень любил футбол, занимался в ДЮСШ «Торпедо-Зил».

После девятого класса перевелся в спортивный колледж на Пражской, закончил его с красным дипломом.

Затем – поступил в ленинский педуниверситет, сразу на второй курс. Оттуда – перевелся в РГУФК, на кафедру спортменеджмента.

Вообще, я много учился. И всегда с удовольствием, всегда – хорошо.

Понятно. А с футболом-то что? Была у тебя какая-то реальная карьера футболиста?

Да, я играл во многих командах – хороших, и не очень. По третьей лиге, немного по второй…

Какой я был футболист? Да, честно сказать, не слишком талантливый. Главное, я это и сам понимал, и особо долго себя иллюзиями не мучил. В 26 лет окончательно повесил бутсы на гвоздь, но еще до того, в РГУФКе поступил в аспирантуру, на кафедру футбола, там защитил диссертацию по методике физподготовки игроков, позволяющей их в течение короткого времени выводить на пик формы.

Это все основывалось на наработках нашего великого ученого Верхошанского – сам он к тому времени уже уехал в Италию, но мой научный руководитель был с ним хорошо знаком, некоторое время трудился под его чутким руководством…

В общем, в 2006 году, в свои 24 я уже был кандидатом наук.

Что дальше? Дальше – пошел преподавать в Малаховку, в госакадемию физической культуры. Там участвовал в подготовке футбольных тренеров – в общей сложности посвятил этому 13 лет жизни, уволился оттуда только три года назад.

А параллельно, с 2010 по 2015 работал еще и в МГУПИ, университете приборостроения и информатики, который затем поглотил МИРЭА. Устраивался туда тренером минифутбольных команд, а уходил, по сути, завкафедрой физкультуры и спорта.


Александр Денисенков. Фото из личного архива


Ну а дальше, с 2015 года – это уже период, связанный учебой в RMA…

А почему вдруг ты решил к нам поступать? Я имею в виду – почему именно к нам? Откуда ты о нас узнал и почему именно нас выбрал?

Ну, во-первых, к тому времени я понимал, что в МГУПИ в связи с его уже начинающейся реорганизацией мне больше места не будет, что это, скорее всего, означает окончание одного жизненного этапа и начало другого. В котором у меня станет существенно больше свободного времени, и потратить его необходимо будет не как-нибудь, а с толком, с пользой.

Вообще, мне тогда хотелось каких-то новых знаний, новых ощущений, впечатлений, новых знакомств. Вот поэтому я и пришел в RMA.

Откуда я о вас узнал? Слушай, убей – не помню. Прочел где-то в сети. Пришел на собеседование, осмотрелся, и сразу был сильно впечатлен.

Классная аура, все так современно, дизайн аудиторий приятный, техническое оснащение на уровне – все эти ноутбуки, мониторы, проекторы. Я знаю, как с этим дело обстоит в наших государственных вузах, могу сравнивать…

Потом, самое главное: состав спикеров – мне сразу понравилось, что люди, которые на факультете преподают, они спорт не с вертолета видели, они все – реальные действующие практики.

Опять-таки: у нас в других местах такого почти не встретишь. У нас сплошь и рядом преподаванием занимаются те, кто в сфере, о которой рассказывают, либо никогда не работали, либо работали очень давно, сто лет назад, и чем-то актуальным прямо сейчас поделиться не могут.

Есть такая шикарная фраза, не знаю, кому она принадлежит… Тот, кто умеет, тот делает. Кто не умеет, тот учит. А кто не умеет учить, тот учит, как учить. Так вот: к RMA она ни в коей мере не относится.

После года учебы какие у тебя от нее остались впечатления?

Главное впечатление и ощущение: я получил то, ради чего приходил. Новые знания, новые эмоции, новые люди, новые энергии.

Мозги мне здесь определенно прочистили, освежили, так что появились какие-то идеи, появилось желание делать что-то самому, заниматься какими-то собственными проектами.

Я и занимался, у меня за плечами таких проектов на данный момент три, хотя успешным можно признать только самый последний – третий, нынешний.

О других-то рассказывать или про неудачи это неинтересно?

Из песни слова не выкинешь…

Хорошо. Я тогда покороче постараюсь… Итак – проект первый, мы им занялись то ли когда я в RMA еще учился, то ли сразу по окончании учебы. Мы – это я и один из моих студентов из Малаховки – очень толковый парень, футбольный вратарь, который, как и я когда-то, вовремя понял, что Акинфеевым ему не стать, и предпочел сосредоточиться на другом.

Так вот, идея была в том, чтобы создать собственную школу по подготовке фитнес-тренеров, но – обязательно на базе госвуза. Потому, что дипломы многих других фитнес-школ, к госвузам отношения не имеющих, они просто не легитимны, это не дипломы даже, а просто некие справки, которые не дают людям, их получившим, формального юридического права работать по вроде бы полученной специальности.

Итак: преподаватели- практики, как в RMA. Плюс диплом госвуза о прохождении программы профпереподготвки. Таким нам виделся рецепт успеха. И мы, в общем этого успеха, можно сказать, достигли.

Я посоветовался со своим знакомым, замдиректора института физкультуры в ленинском педе (МПГУ), он идею одобрил. Мы прописали программу, согласовали ее на совете вуза. Запустили сайт, контекстную рекламу. И набрали подряд две группы – первую 12 человек, вторую – тридцать: это уже было количество, позволяющее обеспечить рентабельность проекта, но…

Закончилось все неожиданно быстро. В ленинском педе поменяли ректора, а с ним и директора института, на базе которого мы работали. Новому директору тема фитнеса оказалась ну совершенно неинтересна, мы с ним пытались как-то договорится о том, что и дальше работать будем, что наберем третью группу – но нет, как в стену уперлись.

Короче, все развалилось. Нет больше этой школы. И я про это сейчас рассказываю только потому, что совсем уж бесполезным этот опыт для себя не считаю. По крайней мере один ценный вывод я из этой истории сделал.

Интересно, какой?

Не надо при реализации своих проектов связываться с государством.

Пойдя на это, ты лишаешь себя инициативы, самостоятельности, становишься заложником бюрократизма невероятного, чужих решений, чужих подписей, а уж подписей там – ох!

Понятно. Давай теперь переходи к следующему проекту. Это что было?

Это была футбольная онлайн-школа. Называлась «Финт». Саму идею я подсмотрел у создателей «Бешеной Сушки» - существовал в свое время в сети, а может и сейчас еще существует, такой дико популярный фитнес-проект.

Там суть была в том, что люди со значительным лишним весом посылали организаторам свои фото – максимально непрезентабельные.

Организаторы в ответ, естественно не бесплатно, высылали им комплексы упражнений. Они начинали их выполнять, по дням, по неделям, по истечении четырех недель свои достижения фиксировали на фото, из них склеивали соответствующие коллажи с изображениями «до» и «после», и тот, кто за отчетный период добивался наилучшей физической формы, наилучшей разницы по сравнению с тем, что было до того, мог, по итогам голосования, рассчитывать на весьма солидные призовые.

Главная награда там была - Mini Cooper, и кто-то ведь эту тачку действительно выиграл…

Да, так вот. Мне когда жена в 2017 году показала эту программу, у меня в голове буквально щелкнуло: «Так тоже самое можно же и с футболом сделать!» Набрать участников, записать для них индивидуальные упражнения, прокачать различные скиллы, технику.

Все это в несколько этапов: лучшие проходят дальше, худшие отсеиваются. Потом – выбрать самых лучших, наградить. Круто же!

Короче, так я в этой идее был уверен, так ею загорелся, что в итоге прогорел. Сейчас понимаю, что надо было осторожнее начинать, но у меня под этот проект был инвестор, так что вложились мы сразу с размахом, серьезно, по-крупному.

Сайт запустили такой – очень красивый, дорогой, отрисованный в стиле поп-арт, с личными кабинетами, со встроенной оплатой. Входной билет и призовые сразу сделали очень высокими. На рекламу, на маркетинг не скупились. Раскрутиться пытались, в частности, за счет интеграций с разными YouTube-блогерами футбольными.

Помню, в частности, снимали кросс-бар челлендж – это такой конкурс, где надо было максимальное количество раз подряд попасть в перекладину ворот, чем с более дальнего расстояния, тем лучше.

Там совершенно какой-то феноменальный был один мальчишка – он десять раз подряд попал метров с десяти, причем бил рабоной… Да…

Ну, а в итоге проект как-то довольно быстро финансово заминусил, и не взлетел, как я на это ни надеялся.

Почему? Ну, я же говорю. Надо было аккуратнее действовать на старте. Не рассчитывать на быстрый успех, не вваливать сразу кучу денег. А устанавливать небольшой ценник на вход, буквально рублей 200-300, небольшие призовые и – тестировать продукт.

Тестировать, тестировать и тестировать…

Да, жаль. Хотя – опять же, опыт… Ну, а нам пора уже о чем-то более успешном поговорить. Рубрика-то у нас – «История Успеха», а это, согласись, обязывает. Итак, скажи: нынешний твой проект, детская коммерческая футбольная лига Winnergy Сup, она – успешная?

Она успешная. В том смысле, что на данный момент это крупнейшая в Москве детская лига – она объединяет 17 дивизионов, в которых играют в общей сложности более 500 команд.

И она – именно что коммерческая. Не только в том смысле, что из нее никто никогда никуда по спортивному принципу не вылетит, вне зависимости от занятых мест.


А еще и в том, что лига эта для нас, ее создателей и организаторов, прибыльная. Будь это не так, мы бы, наверное, этим не занимались, и я бы сейчас с тобой не разговаривал.


Давай тогда по порядку. Кто такие – «мы»? И какая роль в проекте Winnergy Сup отведена непосредственно тебе?

В 2020 году, когда проект только стартовал, я пришел в него наемным сотрудником – моим главным функционалом тогда было составление расписания матчей.

Опыт такой к тому времени у меня имелся, поскольку двумя годами раньше, не оставляя преподавания в Малаховке, я начал работать спортивным директором Академии футбольного клуба «Родина», потом там же тренировал команду детей 2009 года рождения…

Моя идея была в том, чтобы изучить работу лиги изнутри и через полгода создать свою собственную лигу, о чем я на берегу учредителей и предупредил.

Однако когда этот срок подошел, меня попросили в Winnergy остаться, предложив долю в бизнесе.

Сейчас, три года спустя, я в этом проекте – полноправный партнер, принимающий участие в выработке и реализации ключевых стратегий и решений.

Что касается других партнеров, то это Георгий Маслов, мой бывший студент, который, кстати, помогал мне в «Финте» в качестве футболиста-модели, и Валентин Павлов, его давний приятель.

Они оба футбольные тренеры, у обоих – свои частные футбольные школы. И им, как раз, и принадлежала эта идея – попробовать создать собственную лигу. И, естественно, на ней заработать.

Итак: Георгий, Валентин и я. Это и есть «мы».

Создать. Заработать. Это все отлично, но в чем была основная идея? Просто «еще одна детская лига» – такой подход, наверное, не катит. Чем она должна была выгодно отличаться от всех прочих? Вы ведь не одни такие в Москве, я правильно понимаю?

Не одни. Сейчас аналогичных нам лиг в Москве четыре больших и несколько маленьких. Но если сравнивать количество игр за тур, то Winnergy на данный момент играет столько же матчей, сколько остальные четыре лиги вместе взятые.

Что касается того, почему нам удалось успешно стартовать и дорасти до нынешнего своего состояния… Ты же об этом спрашиваешь?

Именно.

Ну, тогда я тебе скажу, что на первом этапе нам было очень, очень трудно. Выстраивать отношения со стадионами, с командами, с тренерами, составлять оптимальное расписание – все это с огромным трудом нам давалось…

А почему в итоге получилось? Думаю, прежде всего потому, что хоть мы себя в каких-то вопросах на первых порах себя и чувствовали, как слепые котята, но все-таки некоторые базовые вещи мы и тогда неплохо понимали, и в том числе самую главную: чтобы не сдохнуть сразу, лига вроде нашей должна уже на самом старте быть достаточно крупной. В идеале – команд 100, не меньше. У нас было, кажется, 90.

Почему именно такие цифры?

Ну, смотри: если ты маленький, ты не можешь дать полную линейку дивизионов даже просто по возрастам. Скажем, у нас сейчас играют дети от 2008 года рождения, это самые старшие, до 2018. Десять-одиннадцать дивизионов – это то, что требуется, это, пожалуй, оптимально, но это, строго говоря, до фига.

То есть нет, при 500 командах – это норм, но представь себе, что таких команд у тебя не 500, а пятьдесят. Это значит, в каждом возрастном дивизионе – всего по пять команд. И что, им весь чемпионат играть друг с другом через два матча на третий?

Когда соперники ходят по узкому кругу, когда они все время одни и те же, это никому не интересно, в том числе самим соперникам, и они в итоге начинают искать другую лигу - ту, где им смогут предложить значительно большее разнообразие.

Второй момент: когда команд мало, их в дивизионах приходится смешивать не только по возрастам, но и по уровню мастерства, а это всегда чревато матчами, которые заканчиваются со счетом 30:0, детскими обидами, слезами, горьким разочарованием, и в итоге – расставанием с лигой, которая обошлась с вами так жестоко.

Да и выигравшая команда от такой легкой победы в мастерстве не прибавляет.

То есть, в реально успешной, жизнеспособной лиге каждый возрастной дивизион должен делится еще и на группы – группа A, группа B, группа C – чтобы сильные играли с сильными, средние со средними, а слабыми со слабыми. А для этого участников должно быть как можно больше.

У нас, повторюсь, на старте набралось что-то около девяноста команд. За счет ребят из футбольных школ Георгия и Валентина, за счет их друзей, знакомых и знакомых знакомых, которых нам удалось подтянуть в проект на самых первых порах.

Итак, для успеха вновь создаваемой лиги нужно, чтобы она сразу, с первых дней существования была немаленькой. Понятно. Что еще?

Еще хочу отметить, что для стартового успеха была очень важна наша первоначальная локация – стадионы в Некрасовке и в Кузьминках на Юго-Востоке Москвы. Это, во-первых, были места удобные для подавляющего большинства наших команд в плане логистики, плюс весьма доступные с точки зрения арендной платы.

Несколько позже мы с некоторым удивлением обнаружили, что к нам туда начали приезжать команды из Солнечногорска, из Долгопрудного, то есть из мест уже совсем не близких, и тогда окончательно поверили в то, что да, перспектива у нашей лиги есть, и если люди сюда готовы к нам добираться, то, когда мы сами им навстречу двинемся, то все, скорее всего, пойдет еще веселее. Так оно в конце концов и получилось.

Сейчас мы уже очень значительно расширили свою географию. По сути, нами охвачена вся Москва, кроме разве что Юго-Запада, где пока доминируют наши основные конкуренты, но, думаю, со временем мы и туда доберемся.

Отметили – хорошая локация. Доступная арендная плата. Удобная логистика. Еще какие у вас конкурентные преимущества?

Очень немаловажный момент – отношение к участникам, к тем, кто у нас играет, к тем, кто этими командами руководит.

Я имею в виду, что мы очень заморачиваемся по поводу того, чтобы наше игровое расписание было составлено так, чтобы тренеры, которые работают с несколькими командами в разных возрастных категориях, не должны были гоняться с ними в один и тот же день по разным локациям, а играли бы свои матчи на одном максимально удобном для них стадионе или, если речь идет о зиме-осени, в одном манеже.

Ну и, конечно, сам уровень организации и проведения турниров. Мы в это очень вкладываемся. Практически вся поступающие от команд заявочные взносы идут на организацию церемоний награждения, которые проходят на всех игровых локациях.


Наша цель – сделать так, чтобы финальные игры с награждением запоминались всем участникам как яркий праздник. То есть это всегда ведущие, диджеи, всегда музыка, соответствующее оформление стадионов, призы, медали, кубки.

У нас все участники, независимо от того, какое место они заняли, сколько выиграли или проиграли, забили или пропустили, обязательно получат на память призы, причем – такого же качества, что и победители.


Фото: winnergycup.ru


В других лигах, насколько я могу судить, такого нет. Там и победителям -то, бывает, судья мешок с медалями сунет, а уж тренер потом их всем раздаст. У нас представить себе такое просто невозможно.


Несколько слов о вашем формате. Сколько матчей вы проводите? Когда играете? Какова продолжительность сезона?

Играем мы практически круглый год – с апреля по сентябрь на воздухе, с октября по март – в крытых манежах.

Вот сейчас как раз идет Новогодний турнир, и мы его проводим в четырех основных манежах - «Авиапарк» (метро ЦСКА), «Спартак» (метро «Сокольники», «Альфа-Спорт» (метро «Домодедовская» и «Олимп» (метро «Новокосино»). Дополнительно берем и несколько небольших манежей.

Недавно, например, начали использовать новый динамовский манеж в Петровском парке – поле там неполноразмерное, но для нас вполне годное.

По поводу расписания: играем мы только по выходным. В каждом туре – не одна, как у многих других, а две игры: мы считаем, что это оптимально, что если ты, допустим, первый матч проиграл, то тебе тут же надо дать возможность попытать счастья еще раз…

Таким образом, получается, что поскольку в лиге у нас сейчас почти 600 команд, то матчей в каждом туре мы проводим около 550.

Что касается формата: он зависит от возраста и уровня команд. Самые маленькие и слабенькие, допустим, у нас играют на очень небольших площадках в формате 2+1: для них он подходит как никакой другой - там большая интенсивность и вовлеченность каждого игрока – много касаний.

Ну, а самые старшие и продвинутые, те у нас играют в формате 7+1 на половине стандартного футбольного поля.

Какова продолжительность ваших игр?

Опять-таки – в зависимости от возраста и формата. Для 2+1 это два тайма по 15 минут. Для остальных – два по 18.

Приоткрой немного коммерческую тайну. На чем вы зарабатываете и на что тратите заработанное?

Зарабатываем мы на взносах участников. Есть единовременные командные заявочные взносы и взносы за каждый отдельный матч

В теплый сезон игры стоят подешевле – аренда крытых манежей требует больших расходов, чем обычных полей под открытым небом.

Так или иначе, но практически все деньги с заявочных взносов, как я уже сказал, мы тратим на организацию и проведение церемоний награждения.

Прибыль же нам обеспечивают взносы за конкретные матчи.

Что касается расходов, то здесь все достаточно очевидно. Аренда полей. Оплата труда судей, администраторов, медиков, примерно тридцати наших штатных сотрудников, в том числе тех, кто отвечает за составление расписания игр, пиарщиков, фотографов, и так далее.

Партнеры, спонсоры у вас есть?

Это направление нам только предстоит развивать. Пока у Winnergy Cup есть всего один партнер, технический. Это компания Kodes, которая предоставляет нам манишки, мячи и костюмы для администраторов.

В чем ты видишь перспективу лиги?

В дальнейшем развитии, в расширении. Нам надо увеличивать число команд, особенно на Юго-Западе Москвы, но для этого там должен появится большой хороший манеж.

В заключении – что бы ты пожелал, или, может быть, посоветовал нынешним студентам факультета «Менеджмент в игровых видах спорта»?

Я бы посоветовал первое: ничего особо не боятся. Дерзать. Не стесняться набивать шишки. По-настоящему успешные люди, они ведь далеко не всегда шибко умные, зато всегда – дико энергичные.

Энергия, бесстрашие, умение упав, вставать и двигаться дальше – вот без чего успех совершенно невозможен.

Второй совет… Я об этом уже упоминал, когда рассказывал о своей неудаче с «Финтом». Начиная какой – либо проект, не бросайтесь в него, очертя голову, всеми силами и средствами сразу.

Не забудьте тщательно протестировать его, что называется, на малых оборотах. В идеале – устроиться наемным сотрудником в чужой бизнес и изучить его изнутри.

Ну и третье, этого мы тоже касались: постарайтесь не ставить себя в зависимость от государственных структур, ведь смена чиновника, с которым вы находитесь в контакте, может накрыть весь ваш бизнес медным тазом.

Старайтесь выстраивать свои отношения с частниками. Это – поверьте моему опыту – намного надежнее, долговечнее и эффективнее.
Все новости >