Новости
Выбор факультета
26 мая 2015

Приглашаем на занятия Павла Шинкаренко

26 мая в аудитории ARP учебного центра RMA (улица Нижняя Сыромятническая 10, строение 12) у слушателей факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» состоится первое занятие курса «Правовые основы интернет-бизнеса», которое для них проведет генеральный директор юридической компании «Seneschal International» Павел Шинкаренко. Приглашаются студенты группы И-20. Начало в 19.00. При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с текстом, написанным по итогам лекции Павла, прочитанной им ранее.

Молодая интернет-компания: право и ошибки

В своей работе компании часто сталкиваются с юридическими трудностями. Многие подменяют понятие "решать проблемы по мере поступления" откладыванием в долгий ящик. Проблемы лучше предвидеть, методами решения - лучше владеть. Например, знать, на что можно и нельзя подписывать разработчиков и журналистов проекта, а также - как увеличить активы с условных ста тысяч до 10 миллионов? Подробнее - в тексте по итогам лекции Павла Шинкаренко.

Наш директор пишет тексты, сисадмин ваяет код

Когда мы с приятелями начинали свое дело, каждому хотелось чем-нибудь порулить. В итоге наш директор по развитию если что и развивал, так это мысль, ведь по большей части он занимался копирайтингом. Компания росла, потребовались разработчики, которых мы оформили как системных администраторов и IT-менеджеров. Со временем решили уволить "директора по развитию" и пару "сисадминов". Они пришли требовать денег: первый – за статьи, вторые – за коды. Правда оказалась на их стороне: юридически авторскими правами обладали они.

Это был условный пример. Все совпадения являются случайностью; но не факт, что в подобную ситуацию когда-нибудь не попадете вы и ваша компания или проект. Важно учитывать, чем действительно будет заниматься работающий на вас человек. Прописывайте в договоре должностные обязанности сотрудника: если он пишет, программирует или рисует для компании, укажите, что в его задачи входит создание т.н. "служебных произведений". А также сразу зафиксируйте, что "вознаграждение за служебное произведение включается в оплату труда". В этом случае права останутся за компанией, ведь штатные сотрудники выполняли прямые обязанности.

Говорить "сделанное в рабочее время принадлежит компании" - нельзя. Что можно?

Действительно, если толковать эту фразу буквально, можно много до чего договориться. Да и законодательство не на вашей стороне.

Включим обратную логику. А все, что сделано "по работе" не на рабочем месте, - из-за обстоятельств - получается, не имеет к компании отношения? В Москве смог и жара, и вы разрешили разработчикам сегодня не приезжать в офис – пусть работают над мобильной версией вашего издания из дома. А журналиста, у которого в договоре прописано "с 9 до 17", отправили освещать полуночную вечеринку. Все указания, естественно, на словах. А теперь попытайтесь уволить этих людей. Если они сообразительны, вы напоритесь на ту же ситуацию, что и в первом примере.

Как так? Вроде бы они выполняют свои должностные обязанности, все в норме. Одно "но". Если задания по работе могут включать в себя труд не на рабочем месте и в нерабочее время, одними пунктами контракта не обойтись. Каждый раз лучше ставить "служебное задание" - писать, что такой-то получил указание создать служебное произведение.

Если вы забыли, есть вариант сделать это задним числом – принятие результатов работы. Попросите сотрудника составить отчетность о проделанной работе. Например, указать все статьи, наработанные за некий срок. Пусть он предоставит список материалов, а также копии текстов (лучше на "нестираемом" диске). По этому случаю он должен будет подписать акт принятия работы, по которому все указанные статьи перейдут в разряд служебных произведений, принадлежащих компании.

Зачем мне все это?

Конечно, эти советы больше пригодятся медиа-проектам. Хотя, кто знает. Так зачем же все эти юридические тонкости?

Очевидно, что совокупно ваш контент ценнее, чем если разобрать его по крупицам. Конечно, если он хороший. Чем дальше развивается проект или компания, тем больше стоит накапливающийся контент. Сколько - покажет оценка, для которой вы вполне можете раз в год пригласить сертифицированного эксперта-оценщика. Представьте, что по результатам переоценки, статьи, за которые вы заплатили авторам 100 000 рублей, будут как актив оценены в 10 000 000. Если вы маленькая компания, такое "раздувание" удачно дополнит хорошую статистику посещаемости и продажи рекламы в глазах потенциального инвестора.

Павел Шинкаренко - руководитель юридической компании "Сенешаль Нейман", ведущий курса "Правовые основы интернет-бизнеса" на специализации "Менеджмент в сфере интернет-технологий" RMA. Специализируется на праве интеллектуальной собственности и сопровождении деятельности интернет-проектов, а также сделок по их купле-продаже. Помогал в выводе на рынок и "упаковке" проектов "СравниСам", "Инвесткафе", iMarker и др.

Алексей КОРНЕЕВ

Читайте также:

"Перевод с юридического на русский" (отчет о лекции Павла Шинкаренко, прочитанной им в феврале 2009 года)

Все новости >