Новости
Выбор факультета
17 января 2008

Музыка в сети Интернет

В Государственном университете управления прошла лекция руководителя интернет–проекта Tophit.ru Игоря Краева для слушателей программы профессиональной переподготовки "Менеджмент в музыкальной индустрии". Речь во время занятия шла об основных областях взаимодействия музыки и сети Интернет, функциях существующих в сети музыкальных ресурсов, перспективах развития интернет–вещания и многом другом. Ниже мы приводим некоторые наиболее интересные фрагменты выступления Игоря Краева.
 
 Игорь Краев об основных областях взаимодействия музыки и Интернет: «Таких областей несколько. Основная состоит в дистрибьюции, платном скачивании потребителями музыкального контента через интернет. Вторая связана с таким перспективным и бурно развивающимся трендом как Интернет-вещание. Помимо этого в сети существует большое количество информационных ресурсов, содержащих печатные материалы о тех или иных артистах, рассказывающих об их творческой деятельности, готовящихся релизах и т.д и т.п. Отдельная история – сайты, на которых пользователи интернет могут ознакомиться и обсудить музыкальные произведения выложенные туда никому неизвестными, начинающими музыкантами (например, сайт www.realmusic.ru).
 
В последнее время получили довольно широкое распространение сайты, предназначенные для совместного оn line музицирования и даже сочинительства (к таковым относится ресурс www.ejamming.com). Наконец, существуют специальные профессиональные ресурсы вроде www.tophit.ru или www.moskva.fm, ориентированные на музыкальных радийщиков, продюсеров и другие узкие целевые группы профессиональных пользователей».
 
Игорь Краев об Интернет-вещании: «Этот сегмент вещательного рынка представляется одним из самых перспективных. Не случайно все основные игроки этого рынка, включая его лидеров (Русская и Европейская медиа–группы, вещательная корпорация «Проф–Медиа») уже давно дублируют вещание принадлежащих им станций FM–диапазона в интернете. И не только дублируют, но и создают собственные вещательные ресурсы в сети, аналога которым в эфире просто нет… Так в чем же заключается преимущество интернет–вещания, которое, как полагают многие эксперты, уже в обозримом будущем может потеснить на рынке обычных FM–вещателей? В первую очередь в том, что интернет–радио потенциально может быть гораздо более интерактивным, чем обычное. Его формат, даже его плэй–лист может формироваться самими слушателями.
 
Тут, конечно, мне могут возразить, что в известной степени интерактивность свойственна и большинству радиостанций, вещающих в FM–диапазоне: те же программы по заявкам радиослушателей. Что это, как не прямое влияние на репертуар? Между тем, вмешательство слушателей на самом деле минимально. Сведущие в работе радиостанций люди прекрасно знают, что, принимая заявки, большинство ди-джеев предлагают озвучить слушателю название одной из тех песен, что уже значатся в плэй–листе, а вовсе не той композиции, которую хотел бы услышать дозвонившийся слушатель. Скажу вам больше: все внесенные в этот плэй–лист песни жестко анализируются именно на предмет соответствия формату: пристальному рассмотрению подвергается их хронометраж, настроение, темпоритм, даже продолжительность intro (вступительной инструментальной части, во время звучания которой может говорить представляющий композицию ди-джей).
 
Вслушайтесь внимательно в то, что транслируется в нынешнем эфире, и вы поймете, что все радиостанции при всей их кажущейся непохожести, работают в общем – то по одним лекалам: очень бодрое утро, значительно более спокойный день и уже совершенно меланхолично – лирические вечер с ночью. В этом сказывается стремление соответствовать, в том числе и на чисто физиологическом уровне, некоему усредненному слушательскому спросу. Разбираться в предпочтениях каждого отдельно взятого слушателя у сотрудников FM–радиостанций нет ни желания, ни необходимости, ни тем более технической возможности.
 
Интернет в этом смысле предоставляет радиослушателям неизмеримо более широкие возможности: на хорошо организованных интернет–станциях – подчеркну, именно на хорошо организованных, таких, например, как www.last.fm – каждый отдельно взятый cлушатель уже сейчас имеет возможность фактически формировать собственный плэй–лист. Нравится композиция – один клик, и она играет чаще, не нравится – и больше лично вы ее не услышите. Приглянулся какой–то прежде неизвестный исполнитель, пожалуйста – у вас есть возможность прослушать все его песни, имеющиеся в распоряжении станции, и даже более того – всю похожую музыку. Я, конечно, здесь в значительной схематизирую ситуацию, но в целом подход интернет-вещателей принципиально отличается от обычных эфирных станций именно высочайшей степенью интерактивности интернет-ресурсов.
 
Пока интернет–вещание не  является объектом крупных капиталовложений. Причина очевидна: аудитория существующих сегодня интернет–станций весьма немногочисленна, от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч человек, приходящих на конкретный ресурс. Такая цифра не может заинтересовать потенциальных спонсоров и рекламодателей. Между тем, очевидно и то, что со временем положение дел изменится, и время это вовсе не за горами. Как только большинство потенциальных слушателей интернет–радио обзаведутся широкополосным доступом, необходимым для прослушивания такого рода программ, как только интернет–провайдеры обеспечат возможность беспроводного доступа в сеть, без купюр покрывающего территории целых регионов, интернет–вещатели возьмут свое. Пока его развитие сдерживается стационарностью большинства конечных принимающих устройств (компьютеров). Но уже сейчас в США некоторые марки автомобилей по желанию заказчиков комплектуются магнитолами, способными помимо обычного и спутникового радио – сигналов принимать еще и сигналы интернет–радио. И это – верный знак того, что за этим радио – будущее».
 
Игорь Краев о функциях Tophit.ru: «Главная функция проекта, стартовавшего четыре года назад, состоит в online дистрибьюции музыкальных произведений для радиостанций. Вспомогательная – в отслеживании того, как использовалась в эфире той или иной радиостанции та или иная песня, скачанная с Tophit, и составление на основании этих данных еженедельных музыкальных чартов.
 
В настоящее время нашими партнерами являются 400 российских и зарубежных радиостанций – начиная с крупнейших сетевых и заканчивая региональными и теми, кто ведет трансляцию только на отдельно взятые города. До 95 процентов звучащей в их эфире мэйнстримовой музыки скачаны именно с Tophit. Кстати, изначально Tophit был ориентирован именно на региональные радиостанции, вечно страдавшие от недостатка свежей музыки. Согласитесь, у станций московских в этом смысле положение гораздо более выгодное уже хотя бы потому, что подавляющее большинство популярных исполнителей живут и работают именно в Москве и могут лично передать радийщикам записи своих новых песен. С появлением же проекта Tophit, разница между Москвой и провинцией сошла почти на нет: любая региональная станция имеет возможность поставить в эфир новый трек, условно говоря, Димы  Маликова, практически одновременно с «Русским радио» или «Европой плюс».   
 
Самим станциям треки от Tophit достаются безвозмездно: за их проигрывание они платят только авторские отчисления и отчисления организациям, управляющим смежными правами. Зарабатываем же мы на рекламе, артистах и звукозаписывающих компаниях, заинтересованных в продвижении своей музыки в радиоэфире. С нами сотрудничают крупнейшие рекорд–лейблы, как отечественные, так и западные, имеющие свои отделения в России (Sony/BMG, Gala/EMI, Universal) и практически все более или менее известные российские артисты.
 
Все новые треки попадают в основную базу tophit.ru минимум на 5 недель. Если в течение этого времени песня не попадет в список 200 самых ротируемых на радио композиций, она просто отправляется в архив. Откуда, впрочем, менеджерам радиостанций она остаётся доступной навсегда. Просто они больше не отчитываются о том, как она ротировалась у них в эфире. Здесь мы уже вплотную подошли к разговору о том, как составляются радиочарты Tophit.
 
Происходит это на основании отчетов, еженедельно присылаемых нам всеми сотрудничающими с нами радиостанциями. В них, в частности, указывается сколько раз та или иная песня звучала в эфире, сколько раз её поставили в программах по заявкам радиослушателей. Затем мы получаем информацию о доли аудитории тех или иных станций, отчёты о ротации от которых мы получили ранее. Для того, чтобы на низкорейтинговой радиостанции песню услышала значительная суммарная аудитория, эта песня должна находится на этой станции в жёсткой ротации. Если же песня прозвучала на рейтинговой станции, даже небольшое количество эфиров может обеспечить значительную аудиторию этому треку. Таким образом, мы учитываем не только количество эфиров каждого трека на каждой станции, но и обязательно аудиторию каждой станции. Далее, используя интегральный принцип для всех этих данных, мы получаем по каждому треку некий индивидуальный коэффициент, окоторый и определяет в конечном итоге место каждой композиции в еженедельных чартах Tophit, публикуемых на нашем сайте каждую среду.
 
Эти чарты содержат инфомацию о том, на каком месте песня находится в настоящий момент, на какое количество позиций она поднялась (или опустилась) по сравнению с предыдущей неделей, об общем количестве времени, проведенном композицией в чартах, наконец, о наивысшей позиции, которую она занимала за все это время. Кроме того, по данным, публикуемым на нашем сайте, можно составить представление о том, сколько раз песня исполнялась в эфире по плэй листу, сколько – по заявкам слушателей, какое количество проигрываний понадобилось для того, чтобы эти заявки начали поступать, в каких городах было слышно песню, сколько радиостанций ее крутили, и какие из них внесли наибольший вклад (в процентном отношении) в успех той или иной композиции.
 
Словом, сводные чарты Tophit – довольно удобный инструмент. Продюсеры и музыканты с его помощью могут судить о востребованности своих произведений. Радийщики – программировать эфир, сверяясь не только с собственным мироощущением, но и с тем, каким образом программирование осуществляется коллегами и конкурентами».
 
Игорь Краев о некоторых других сайтах для профессиональных целевых групп: «Говоря о такого рода ресурсах, я хотел бы привести в пример проект www.moskva.fm, ориентированный, прежде всего на нужды радийщиков и музыкальных продюсеров. Впрочем, кое-какие выгоды от пользования этим ресурсом могут извлечь и рядовые слушатели. Любой заинтересованный человек может ознакомиться с ситуацией в эфире любой московской радиостанции в режиме online. То есть легко и быстро понять, что крутят на той или иной радиостанции в данную конкретную минуту, что крутили пять минут назад, что – час, что -- двенадцать часов назад. Кстати, возвращаясь к разговору об интересе простых слушателей… Зайдя на moskva.fm, они, например, могут запросто выяснить название незнакомой, но понравившейся им песни. Для этого необходимо знать лишь время ее вывода в эфир на той станции, которую человек на тот момент слушал.
 
Технически такой мониторинг возможен, благодаря имеющейся возможности сравнивать сэмплы (принты) композиций, звучащие в эфире и принты, находящиеся в базах данных таких образцов. Некоторые проблемы возникают лишь с «опознанием» песен, образцов которых в базах данных нет, но и эта проблема решаема. Правда, пока Moskva.fm мониторит таким образом лишь радиостанции, вещающие в Москве и Санкт–Петербурге. Впрочем, подобные технологии развиваются очень быстро, поэтому в ближайшие годы подобного рода сервисы получат самое широкое распространение».
Все новости >