Новости
Выбор факультета
22 февраля 2011

Двигаться дальше (ВИДЕО)

В кинобаре Dome прошел круглый стол на тему "Продвижение российских артистов за рубежом", организованный факультетом "Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений" RMA.

В мероприятии приняли участие:

Татьяна Матвеева, директор отдела коммуникаций компании IKON (управление карьерой и бизнесом иностранных исполнителей, букинг, организация концертов (проекты Gorchitza, Paul Oakenfold, Touch and Go, Inusa Dawuda, In-Grid, Dr Alban, Dj Motiv8, Exit Project и др.) В недавнем прошлом - руководитель медиа-группы компании CD Land Records (стратегическое планирование и внедрение программ продвижения артистов лейбла ("Звери", ДДТ, Лена Перова, "Смысловые Галлюцинации", Zdob si Zdub, "Мельница" и многие другие).

Елена Кипер, продюсер, автор песен, сценарист, режиссер. Глава продакшн–компании Elena Kiper Publishing&Production (ООО "Арт-Консалт"), занимается собственными музыкальными проектами, а также производством видеоклипов для Дэцл, Smash!, Братья Грим, Массква и других. Дважды лауреат авторитетной авторской музыкальной премии BMI Honors Top European Songwriters And Publishers, лауреат премий "Золотой граммофон" и "Песня года", креативный продюсер международного конкурса "5 Звезд. Интервидение". С 1999 года – основатель и со-продюсер группы T.A.T.U., соавтор хитов "Я сошла с ума" и "Нас не догонят".

Дмитрий Коннов, генеральный директор Universal Music Russia. В прошлом – пресс-атташе и директор по связям с общественностью радио "Максимум".

Илья Буц, главный редактор российского издания Billboard, выпускник программы "Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений" RMA. В недавнем прошлом – руководитель международного отдела компании "Стиль Рекордз".

Борис Барабанов, музыкальный обозреватель Издательского дома "Коммерсантъ", продюсер "Мультимедиа Холдинг" ("Наше радио", "Rock FM", "Best FM" и др.)

Женя Любич, певица и композитор, участница французского проекта Nouvelle Vaque.

Ниже мы приводим наиболее интересные выдержки из состоявшегося обсуждения.

Борис Барабанов: Для начала давайте определимся, каковы они, критерии успешности продвижения российских артистов на Западе. Раньше, лет тридцать назад, с этим все было ясно. Главный критерий: присутствие пластинок того или иного исполнителя на полках западных магазинов. И вот 30 лет назад это-то как раз и не было. Ну, если не считать, конечно, саундтреков Артемьева к фильмам Михалкова.

И так продолжалось до перестроечных времен, когда на волне интереса ко всему русскому, советскому туда, к ним, на Запад, пробились некоторые наши музыканты. Ну, вы помните, "Парк Горького" засветился в первой сотне Billboard, в целом неплохо продавалась американская пластинка Гребенщикова Radio Silence. Но продолжения ни у тех, ни у другого не случилось. По очень разным причинам, и главным образом, конечно, потому, что перестройка шла на убыль, и вместе с ней шел на убыль и западный интерес к русской музыке.

Потом был очень большой перерыв, были какие-то отдельные гастроли и мелкие релизы, но ни о каких прорывах говорить не приходилось. И так продолжалось довольно долго, вплоть до конца 90-х, кода группа ППК стала выкладывать свои треки на MP3.com, потом задружилась с Полом Оакенфолдом, и в итоге со своим синглом Resurrection добралась до третьего места в британских чартах.

Ну, и еще чуть погодя случилась история с T.A.T.U., история, которую никто из наших ни превзойти, ни даже повторить до сих пор не смог. И вот в связи с этим вопрос: в чем был секрет того успеха?

Елена Кипер: Я могу сказать, что в принципе необходимо для того, чтобы иметь возможность рассчитывать на успех там. Нужен, конечно, успех локальный, успех здесь. Нужна хорошая команда менеджеров. Нужен уникальный репертуар. И нужна кровная заинтересованность выпускающей компании, ее связи с иностранными партнерами.

Вот это вот, заинтересованность компании, это особенно важно: я возила на Запад многих – от Киркорова до Пелагеи, и – никому там русские не нужны, какие бы они ни были замечательные. А в случае с T.A.T.U. все так получилось именно потому, что их активно двигала Universal.

Я очень хорошо помню, это было весной 2001 года, мы как раз собирались на концерт в Ульяновск, но приехал Дэвид Джанк (тогдашний генеральный директор Universal Music Russia – прим. RMA) и говорит: "Надо ехать в Словакию". Ваня Шаповалов упирался: "Нет, едем в Ульяновск", но Дэвид все-таки настоял. И вот мы приехали туда и попали в какой-то сборный концерт звезд местной эстрады, каких-то 40-летних дядек и теток.

И это, конечно, был взрыв! Через неделю "Нас не догонят" была на первом месте в словацком чарте. А там покатилось – вся Восточная Европа, Германия, Италия, Испания...

И вот когда все это уже случилось и встал вопрос о том, чтобы выпускать первую пластинку в Англии и Штатах, Universal все сделал для того, чтобы этот релиз был успешным. На Interscop Records, одном из их лейблов, все песни переписали на английском. Сделали новые аранжировки, с использованием живых инструментов, потому что, конечно, с чистой синтетикой на такой рынок выходить просто смешно. Ну, и в итоге был большой успех, огромный. Было продано очень много пластинок.

Дмитрий Коннов: Я могу цифру назвать. Общий официальный тираж первой пластинки – 4 миллиона 700 тысяч экземпляров.

Елена Кипер: Ну, да. И, наверное, других таких примеров успеха русских за границей, нет. Ну, разве что Витас в Китае.

Дмитрий Коннов: Витас в Китае это что-то уже на уровне диагноза. Хиты, для успеха на Западе в первую очередь нужны универсальные международные хиты. Вот у T.A.T.U. они были. Или взять, к примеру, более современную историю: такую вещь как Stereo Love Вики Жигулиной – эта в сущности глубоко дебильная румынская эстрада находит своих поклонников повсюду, аж в Оклахоме.

Плюс, конечно, нужен маркетинг, знания относительно того, как работать на том или ином рынке. Я согласен с Леной: в успехе T.A.T.U. действительно очень велика роль Universal - все-таки мы мировой мейджор, у нас 44 офиса по всей планете и, следовательно, мы имели такие возможности в этом продвижении, каких у других быть не могло.

Но вообще я вам скажу, что главный тренд состоит в том, что повсюду, во всем мире, подавляющее большинство людей слушают музыку на родном для них языке, и чужая музыка им не нужна. В массе своей эта родная музыка – абсолютное говно, но это народ не волнует. Говно, зато свое.

И так – везде. Так у нас. Так в Испании, где в Top-20 есть Леди Гага и Мадонна, зато все остальные - свои, и эти свои ужасны – это хуже "Муз-ТВ" образца 96-го года, честное слово. Так в Германии, Финляндии, Италии – где угодно. Всюду доминирует национальная попса жуткого качества.

Илья Буц:  Все-таки хотелось бы сказать, что не все так однозначно. Давайте не будем забывать, что единственное правило шоу-бизнеса - это отсутствие всяких правил. Конечно, в Англии люди в основном предпочитают слушать английскую музыку, в Испании – испанскую, и так далее. Но исключения есть, и их не так мало.

Вспомните 80-е годы. В Штатах тогда были весьма популярны немецкие металлисты: ничего, что по-английски они пели с жутким акцентом, американцев этот акцент даже умилял, он казался им забавным. А Бьорк? А Энрике Иглесиас? Их английский тоже абсолютно небезупречен, но они же сделали международную карьеру. И я хочу сказать, что и у нас помимо T.A.T.U. были исполнители, которые могли бы при известных обстоятельствах рассчитывать на успех за рубежом.

Например, "Виагра": я знаю, что некоторое время назад они были очень популярны в Японии, котировались буквально на уровне The Pussy Cat Dolls. Клип "Стоп, Стоп, Стоп" помните? Он был в японской ротации. Видимо, местным жителям пришлись по душе девушки, позволяющие себе раздеваться настолько, насколько японки обычно не позволяют.

В общем, у них были неплохие предпосылки для, скажем так, завоевания Азии. А почему этого не случилось? Ну, я думаю, что в первую очередь потому, что в определенный момент их лейбл, Sony, затеял слияние с BMG, и им в какой-то степени стало не до продвижения "Виагры" в Азии. А потом в группе вскоре началась такая бурная ротация состава, что это, конечно, тоже популярности не способствовало – ни там, ни здесь.

Примерно то же самое я могу сказать о Smash. У них были неплохие шансы на азиатском рынке, пластинки в магазинах Гонконга лежали рядом с пластинками той же "Виагры", но потом последовал распад коллектива...

Елена Кипер: Я думаю, Дима Билан мог бы на Западе состоятся. Вполне мог бы, с учетом того, какое количество денег в него было вложено. Но он, с моей точки зрения, на определенном этапе начал работать как раз под Энрике Иглесиаса, начал его копировать. А там, на Западе, такое совершенно не проходит. Там на что-то рассчитывать могут только абсолютно оригинальные артисты.

Илья Буц: Да, наверное. Но я когда заговорил о Smash, я хотел сказать еще о другом. Тут упоминали о том, что для продвижения артиста за рубежом необходимы оригинальные хиты, необходима сплоченная команда, заинтересованность выпускающей компании, знание рынков, какие -то маркетинговые ходы. И совсем не говорили о том, что в первую очередь в этом продвижении должен быть заинтересован сам артист.

У меня лично был опыт работы с Сергеем Лазаревым. Задача стояла вывести его на английский рынок. Занималась этим компания "Стиль Рекордз". Уже пошли контакты с западным менеджментом. Но вдруг мы столкнулись с тем, что у самого Лазарева возник непреодолимый психологический барьер: он не мог смириться с тем, что ему, артисту здесь уже известному, популярному, вдруг придется отправляться туда и начинать все с нуля, соперничая с совершенно никому неизвестными людьми, у которых к тому же, в отличие от него, нет проблем с английской визой и билетами.

Дмитрий Коннов: Да, точно. Это действительно очень важно. Если самому артисту успех за пределами родной страны не нужен, продвигать его там совершенно бесполезно. Я помню, как Наташа Бедингфилд рассказывала, какие у нее были ужасные впечатления от визита на какую-то радиостанцию на американском юге. Вот она, английская звезда, с дебютным альбомом на первом месте в чарте, приходит туда, а слушатели принимают ее за девушку, выигравшую трактор: так как раз какой-то конкурс для фермеров закончился, и все ждали оглашения результатов. Ну вот, так она до сих пор в Америке особо и не продвинулась. Хотя и певица очень мощная, и языковых проблем на этом рынке у нее никаких быть не может.

А у нас похожая ситуация была с Алсу. Если помните, в 2000 году она взяла второе место на Евровидении, до победы Билана это был лучший российский результат. А в 2001-м ее сингл Before You Love Me занял 27-е место в британских чартах.

В общем, можно было бы задуматься о международной карьере, но она прекрасно понимала, на что ради этого ей придется пойти, и ей это оказалось совершенно не нужно. Сейчас чувствует себя прекрасно, записывает пластинки на татарском языке.

Борис Барабанов: Но давайте все-таки поговорим о тех, кому продвижение за рубежом нужно, о тех, кто этого хочет. Вот, может быть, Татьяна нам что-нибудь расскажет на эту тему, у нее, я знаю, есть опыт.

Татьяна Матвеева: Я хочу рассказать о продвижении украинской группы Gorchitza и попытаться разложить эту работу по нескольким направлениям, которые мне кажутся главными и обязательными. Итак, первое, то, о чем здесь уже говорили – оригинальный и конкурентоспособный материал.

У Gorchitza в этом смысле есть преимущество, они изначально создавали и будут создавать универсальную музыку для восприятия в любой точке мира. На идеальном английском в группе поёт и пишет тексты красавица Allois, а уникальные аранжировки создает гуру электронно-фанковых конструкций Алексей Горчица. Сотрудничество наше началось исключительно благодаря музыке, мы просто их услышали, влюбились, зафанатели.

Дмитрий Коннов: Вот, вот это очень хорошее замечание. Если продюсер не любит своего артиста и его музыку, причем искренно, ничего и никогда у него не получится. Совершенно невозможно работать с внутренним ощущением типа: "Вот, я тут одного упырька двигаю".

Татьяна Матвеева: Да, так вот: пока я сидела и слушала других, я для себя попыталась разделить направления, в которых мы работаем по продвижению группы на международный рынок: творческие коллаборации с западными артистами, участие в международных фестивалях, инновационные технологии, сотрудничество с выпускающими компаниями, максимально полное использование социального и профессионального капитала менеджмента артиста. Очень важны адекватная оценка перспектив, знание языков, участие в международных конференциях, постоянный мониторинг территорий, готовность работать в любое время и истинная вера в проект.

Теперь скажу коротко о каждом направлении. Творческие коллаборации с западными артистами. Gorchitza начинала с выступлений на одних площадках с такими звездами как Faithless, Нелли Фуртадо, Morcheeba, Paul Oakenfold и многими другими, а это прежде всего репутация артиста и бесценный творческий контакт, который необходимо развивать. Например в результате того, что Gorchitza понравилась Apollo 440, заехавшим на концерт в Киеве, а менеджмент обоих сторон нашел общий язык, Apollo 440 сделали отличный ремикс на песню One New Massage, на который позднее был снят клип. Это принесло команде первую известность за рубежом и привлекло новых поклонников в Украине и России.

Второй момент – работа непосредственно с территориями. Тут я имею в виду прежде всего международные фестивали. Успешное выступление там – это не только знакомство с потенциальными поклонниками, но и прямой путь в медиа-среду и хороший шанс заключить контракт с мощным лейблом.

В случае с Gorchitza все так и получилось. Благодаря участию в польском фестивале Venа Pepsi, группа была замечена EMI Poland, с которыми был заключен контракт и выпущен релиз. Впоследствии группа прошла отбор из 5 тысяч претендентов и приняла участие в известнейшем польском фестивале SOPOT, добравшись, кажется, до 4-го места.

После этого мы начали развитие на территории Германии. Это в принципе достаточно открытая к музыке страна, ну и не стоит забывать также о том, что Германия - это четвертый музыкальный рынок в мире.

Мы приняли участие в фестивалях Popcomm и Reeperbann. Клип Final Cut был высоко оценен руководством крупнейшего музыкального канала iMusic1 и, благодаря его аудитории, месяц продержался на первом месте чарта. Это был отличный результат, после которого необходимо было начинать глубже знакомить слушателей с музыкой группы. И здесь нам на помощь приходят инновации.

Мне кажется, сейчас успешное продвижение совершенно вообще невозможно без использования новых, продвинутых технологий. Какой опыт в этом смысле имеем мы? Ну, например, могу сказать, что второй альбом группы It’s You, в августе 2010 года был официально представлен на Appstore. А владельцы iPhone, iPod и iPad по всему миру получили возможность скачивать его бесплатно в специально разработанном уникальном формате Appbum.

И это был не первый подобный ход: мы сами внутри компании очень любим всё новое и благодаря нашим партнерам имеем возможность реализовывать амбициозные задумки. Вот еще пример: в декабре 2008 года Gorchitza первыми в странах Восточной Европы выпустили альбом в формате MicroSD тиражом в 100 000 экземпляров. А в 2009 году Nokia представила серию мобильных телефонов с музыкой группы. 15 – тысячный тираж полностью разошелся в течение одного месяца.

Борис Барабанов: Да, современные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в продвижении. Я вот, кстати, советую всем будущим продюсерам обратить внимание на такой интернет - ресурс как tunecore.com. Отличная штука: платите 60, кажется, долларов, и ваша музыка размещается на различных интернет-площадках, доступных всему миру.

Илья Буц: Да, только знаете, хотелось бы предостеречь коллег от разного рода остапов бендеров, которые предлагают так называемое посредничество за выход на tunecore. Естественно, за деньги гораздо большие. Чистой воды мошенничество, не попадайтесь на него. Лучше потратьте 10 минут времени и все сделайте сами, никаких посредников там не нужно.

Борис Барабанов: Ну вот, времени у нас уже почти не осталось, а надо еще послушать Женю Любич, она у нас сегодня единственный живой артист. Женя, расскажи, пожалуйста, как тебе удалось продвинуться на западном рынке…

Женя Любич: Что касается меня, то мне в значительной степени повезло. Просто на концерте в Питере я передала свой демо-диск продюсеру Nouvelle Vague. И через какое –то время он прислал письмо, пригласил на запись во Францию. Я записала 6 треков, два из них попали в альбом. В общем, так я стала единственной русской вокалисткой Nouvelle Vague…

Какие я могу дать советы по поводу продвижения? Ну, мне кажется, что нашим артистам можно как-то эксплуатировать, как-то обыгрывать свою русскость, свои корни. Как это делает например Gogol Bordello. Вот кстати, тут говорили, что любой народ в большинстве своем любит музыку на родном языке. А я заметила, что французы, ну, может не все, но многие, как-то более позитивно реагируют, когда я пою для них на русском, а не на французском или английском. И я сейчас работаю над сольной пластинкой, в которой все песни будут именно на русском.

Но, конечно, если говорить о каких-то рекомендациях, то главная моя рекомендация заключается в том, чтобы никогда никого не копировать, никому не подражать. А всегда стараться делать свой собственный, оригинальный материал. В этом, мне кажется, главный секрет успеха.

Николай КИСЕЛЕВ

P.S. Инновационно-образовательная компания RMA благодарит руководство кинобара Dome и лично Александра Астахова за поддержку, оказанную в организации круглого стола.

Все новости >