Новости
Выбор факультета
05 февраля 2008

Прием по записи

В Государственном университете управления состоялась лекция генерального директора звукозаписывающей компании "АРК-Систем" Александра Кондратенко для слушателей программы профессиональной переподготовки "Менеджмент в музыкальной индустрии". Речь на занятии шла о всевозможных аспектах деятельности рекорд – лейблов и дистрибуции компакт – дисков. Ниже приведены самые интересные фрагменты выступления Александра Кондратенко.

Александр Кондратенко о динамике продаж CD в России и за рубежом: «По данным журнала Billboard, в 2007 году продажи музыки на физических носителях на Западе сократились на 20 процентов. Между тем, по информации того же источника, в России реализация музыкальных компакт – дисков в означенный период времени, напротив, выросла -- на 10 процентов (естественно, речь и в том и в другом случаях идет исключительно о легальных продажах). Объяснений этому феномену можно дать несколько: одно из них заключается в том, что общемировые тенденции России касаются, как правило, с большим опозданием (да что там говорить, если у нас в провинции еще аудиокассеты большим спросом пользуются!). Однако есть и другие причины. Одна из них – широкое распространение, которое в России в последнее время получили сетевые магазины вроде «Перекрестка», которые реализуют компакт – диски как непрофильный товар (соответственно, приобретать их стали люди, в профильные магазины практически не ходившие). Если в 2005 году таких магазинов в России было всего 500, то в 2006 – 1200, а в 2007 – уже 2500. Для сравнения: число профильных магазинов за этот же период времени практически не изменилось (230 в 2006 году против 250 – в минувшем).
 
Еще одна причина – значительное расширение поля деятельности российских рекорд – лейблов, выпускающих музыку на физических носителях. В последнее время многие из них все чаще становятся участниками крупнейших международных выставок (например, MIDEM). Там они заключают лицензионные соглашения с представителями западных компаний, в основном независимых, и дистрибутируют их продукт на российском рынке. Вот лишь некоторые сравнительные характеристики, иллюстрирующие эту мысль: если в 2006 году рекорд – лейбл «Правительство звука» работал с 10 западными партнерами, то в прошлом году их было уже 40, а количество зарубежных партнеров Soyuz Music за тот же период времени выросло с 5 до 30.
 
Стоит также отметить тот факт, что рост реализации компакт – дисков за счет непрофильной розницы несколько сократил объемы продаж пиратской продукции (которая, тем не менее, и сейчас закрывает до 80 процентов российского рынка). Дело здесь, прежде всего в том, что крупные торговые сети, беря на реализацию очень крупные партии дисков, требуют от поставщиков цен, которые могли бы гарантировать большой оборот. Сравните: если цена среднего диска в профильном магазине составляет порядка 150 – 170 рублей, то в «Ашане» (с которым, к слову сказать, сотрудничает наша компания), те же пластинки стоят по 90 рублей. Эта цена уже практически не отличается от цен на пиратскую продукцию (на данный момент разброс здесь находится в интервале от 70 до 100 рублей) и, конечно, значительно более привлекательна для покупателей, чем цены на легальную продукцию, реализуемую через профильные розничные магазины (от 90 до 170 рублей – на отечественные диски, в среднем по 600 рублей – за «фирменные» западные, и в среднем по 230 – за «кириллические» издания (продукция западных лейблов со значительно упрощенным полиграфическим оформлением, выпускаемая в России по лицензии).

Александр Кондратенко о схеме дистрибуции компакт – дисков: «Дистрибуторов компакт – дисков можно поделить на оптовых и розничных. К первым относятся такие компании как «Мистерия звука», «Си Ди Лэнд», «Квадро», «Гранд Рекордз», «Мегалайнер» (первые три из них имеют собственное производство). Они объединены в Независимое партнерство дистрибуторов – организацию, созданную, в частности, для совместной выработки ценовой политики.
К крупнейшим розничным дистрибуторам относятся такие профильные музыкальные магазины как «Настроение», «Союз», «Республика», «Хит Зона», «Пурпурный Легион», «Деликатесы STEREO» (последний специализируется в большей степени на дорогих  подарочных и коллекционных изданиях, нередко с автографами звезд).
 
Немного о закупочных, оптовых и розничных ценах. Себестоимость производства одного компакт – диска в настоящий момент не превышает 30 рублей (без учета платежей за авторские и смежные права). Закупочная цена составляет примерно 50 рублей за пластинку: больше оптовики рекорд – лейблам не предлагают. В свою очередь, розничным магазинам диски достаются по цене от 60 до 70 рублей за штуку. Прибавьте к этому еще сотню и вы получите среднюю розничную цену пластинки, то есть ту, по которой ее может приобрести конечный потребитель. Таким образом, мы видим, что рекорд – лейблы и оптовики живут с оборота, в то время как наибольшую торговую накрутку осуществляют именно магазины.
 
Впрочем, сказать, что магазины живут исключительно с продаж, нельзя. В значительной степени они существуют за счет рекламных услуг, предоставляемых рекорд – лейблам, продюсерам и артистам, заинтересованным в реализации той или иной пластинки. Они, например, могут зарядить эту пластинку во все имеющиеся в магазине проигрыватели, выложить ее на видном месте по соседству с имеющимися в продаже мировыми новинками от топ – исполнителей, развесить в торговом зале постеры с рекламой диска. Все это, естественно, стоит денег. Например, две недели продвижения диска в описанном выше режиме (при том, что на реализацию взята партия в 5 тысяч экземпляров) будет стоить примерно 5 тысяч долларов. К слову, очередь из желающих воспользоваться таким promotion у крупных представителей профильной розницы выстраивается на 1, 5 года вперед. Тут, правда, необходимо иметь в виду, что реальную отдачу такие действия могут принести только в том случае, если реклама пластинки в магазине будет поддержана рекламой в печатных СМИ и на радио».

Александр Кондратенко о структуре звукозаписывающей компании: «Структуру рекорд – лейбла можно разделить на несколько уровней. На первом находятся отдел артистов и репертуара (фактически ключевое подразделение, руководитель которого определяет лицо (формат) компании и принимает решения о заключении договоров с артистами), музыкальная редакция (сотрудники которой отслушивают все поступающие от артистов и продюсеров фонограммы) и юридический отдел. На втором уровне структуры находятся звукорежиссеры и дизайнеры. На третьем – специалисты по производству (осуществляют контакты с подрядчиками (завод по производству CD, типография, производители упаковки), контролируют собственно производство и логистику), бухгалтерия, отдел продаж и отдел рекламы и PR.
 
Если ваша компания невелика, то в каждом из этих подразделений может работать по одному человеку, а некоторые перечисленные штатные единицы (например, звукорежиссеры и дизайнеры) могут заменяться фрилансерами, договоры с которыми заключаются под конкретный проект. Однако опыт показывает, что рекорд – лейбл, осуществляющий три и более релизов в месяц (цикл издания одного CD продолжается в среднем 30 дней), нуждается в полноценном штате».

Александр Кондратенко о схемах расчетов рекорд – лейблов с артистами: «Первая схема расчетов рекорд – компаний с артистами состоит в выплате royalty c количества проданных компакт – дисков. В соответствующем договоре, допустим, может быть записан пункт о том, что при продаже 5 тысяч экземпляров артист получит по 10 рублей с каждой пластинки. Сразу оговорюсь, что подобная схема расчетов, применяется, как правило, в отношениях с начинающими, не раскрученными артистами. Возможно, для последних она не слишком выгодна в материальном плане. Но, во – первых, российские артисты, даже звезды, все равно делают основные заработки вовсе не на продажах пластинок, а на концертных выступлениях. А во – вторых, если артист неизвестный и пластинки у него нет, то для него это вариант: пусть он не получит больших денег, зато о нем узнают. К тому же, при такой схеме он не понесет никаких расходов по производству пластинки и ее распространению: все они будут отнесены на счет рекорд – лейбла.
 
Вторая схема расчетов компании с артистами подразумевает выплату последним единовременного гонорара за передачу рекорд – лейблу прав на издание той или иной пластинки. Эта схема, как правило, используется в работе с раскрученными исполнителями, чье имя может служить некоей гарантией крупных тиражей. В этом случае существеннейшими пунктами договора являются пункты о сроке действия соглашения, числе пластинок, которые должны быть отпечатаны, и территории, на которой будут осуществляться продажи. Так же очень важно, какие права вы приобретаете у исполнителя – исключительные или не исключительные. Не исключительные, естественно, будут стоить дешевле, но, покупая их, вы должны быть готовы к борьбе с конкурентами, ведь в этом случае исполнитель может продать права на издание той же пластинки и другим компаниям. Мой совет: внимательно следите за авторами и исполнителями, заключившими контракты с вашими конкурентами, в этом случае по истечении срока действия договора на издание того или иного диска, вы можете перехватить его. У нас такой случай был, в частности, с Давидом Тухмановым и его знаменитым альбомом «По волне моей памяти». Подгадав окончание срока действия договора с прежним издателем, мы оперативно вышли на Давида Федоровича и на два года получили в свое распоряжение права на издание очень популярной, хорошо продающейся пластинки.
 
Третья схема расчетов с артистами совмещает в себе выплату единовременного гонорара с выплатой royalty. Наконец, существует и четвертая схема, при которой финансирование издания диска осуществляется самими артистами. Скажем, выпуск пластинки тиражом в тысячу экземпляров сейчас стоит 2, 5 тысячи долларов. В эту сумму входят оказываемые рекорд – лейблом услуги по разработке концепции, дизайну, мастерингу, производству тиража и дистрибуции (поставке в магазины) небольшой его части. Подобная схема коммерчески выгодна для исполнителей и коллективов, много концертирующих и имеющих может быть небольшое, но постоянное количество поклонников. Скажем, команда «Маримба плюс», работающая с нашим лейблом, таким образом издала уже четыре диска. Насколько мне известно, все или почти все тиражи были успешно распроданы во время довольно частых концертов группы. В то же время коллективам, не выступающим вживую или выступающим редко, выпускать пластинки по такой схеме я категорически не советовал бы».

Александр Кондратенко о некоторых аспектах деятельности рекорд – лейблов на начальной стадии существования: «Если вы задумываетесь над созданием собственного рекорд – лейбла, в первую очередь необходимо точно определиться с его форматом. Тут я не могу удержаться от того, чтобы не процитировать Михаила Козырева, который, хоть и несколько по другому поводу, говорил: «Будьте первыми. Если не можете быть первыми, будьте первыми в своей нише. Если не можете быть первыми в своей нише, придумайте такую нишу. И – будьте первыми». Иными словами, вам необходимо определиться с тем, какую музыку вы намерены издавать. Свободные ниши на этом рынке сейчас есть: скажем, в России до сих пор не существует серьезного лейбла, издающего классическую музыку. Нет – компании, издающей фольклор. После того, как фактически прекратила свое существование «Богема Рекордз», не стало и джазового лейбла.
 
Второй момент. Вы должны тщательно продумать план своей рекламной компании, и все, что с ней так или иначе связано. Название лейбла, его слоган, логотип – все это должно складываться в одну общую мозаику. Очень важен с этой точки зрения поиск потенциальных партнеров. Например, если вы издаете джазовую музыку, то в качестве таковых можете рассматривать журнал Джаз.Ru и одноименный интернет – портал, радио «Джаз», организаторов всевозможных джазовых фестивалей. С учетом идентичности аудиторий, они, скорее всего, будут заинтересованы в том, чтобы размещать рекламу продукции вашего лейбла в обмен на размещение своей рекламы на буклетах дисков.
 
В идеале же, для того чтобы чувствовать себя более уверенным и жизнеспособным, рекорд – лейбл должен создаваться как подразделение другой, более мощной коммерческой структуры. Вспомните историю создания компании Real Records, аффилированной с «Русским радио». Вспомните, как создавался лейбл ОРТ Рекордз, расплачивавшийся с подписанными артистами не деньгами, а эфирным временем на первой кнопке телевидения…

Закончить эту лекцию я хочу еще одной цитатой, из повести «Кысь» Татьяны Толстой: «А почему удача такая? А потому, что продумано все было загодя, все было промыслено грамотненько, тщательно». Вот этой вот основательности и тщательности в делах я желаю и вам. Будут они, будет и удача …»

Все новости >