Новости
Выбор факультета
08 февраля 2008

Как мы стали спонсорами "Барселоны"

Леонид Викторович Слуцкий, приняв «Крылья Советов», первый предсезонный сбор провел в Каталонии. Вместе с игроками сходил на пару матчей с участием «Барселоны». Впечатления от увиденного изложил на официальном сайте «Крыльев». Сказал дословно следующее: «Больше всего меня впечатлила игра Месси. А вот атмосфера на «Ноу Камп» не совсем футбольная, какая-то театральная, нет того бушующего фанатизма. То, что я видел на самарском стадионе «Металлург», мне больше по душе». Я, надо сказать, в данном вопросе с Леонидом Викторовичем абсолютно согласен. В нынешнем январе, правда, чуть раньше «Крыльев», мы тоже побывали в Испании. И тоже сходили на футбол. «Барселона» – «Мурсия». «Ноу Камп» – битком. Счет 4:0. Естественно, в пользу хозяев. Но местные суппортеры при этом – как пустырника опились. Убедительнее всего в их исполнении прозвучала минута молчания, объявленная по случаю кончины какого–то заслуженного функционера. Впрочем, меня, в отличие от Леонида Викторовича, в «Барсе» больше всего поразила не меланхолия трибун, а страстность коммерческой хватки клубного менеджмента. Этот менеджмент, скажу я вам, зарабатывает на всем, на любой малости. Заработал и на нас. Сейчас расскажу, как…

     
    Первые дни нового года. Мы, повторюсь, в Испании. У нас стажировка. 30 студентов едут по маршруту Мадрид – Севилья – Валенсия – Барселона. И я с ними. Все идет по плану, намеченному в Москве. Футбольные клубы – «Реал», «Атлетико», «Севилья», «Валенсия». Стадионы, офисы, тренировочные базы. Встречи со всевозможными менеджерами. Лекции, семинары. Все замечательно, все внове, впечатлений – невпроворот. Наконец, дело доходит до «Барселоны». Предвкушая свидание с городом и клубом, очень ранним утром мы грузимся в поезд на валенсийском вокзале. Поезд, говорят, скоростной, но дорога все равно предстоит долгая – три часа. Потихоньку светает. За окнами мелькают оливковые рощицы. Зрелище убаюкивающее. Вскоре все засыпают.

 
Часа через полтора сквозь сон слышу голос нашего прожект–менеджера Жульена Сендероса – он, кстати, родной брат Филиппа, защитника «Арсенала», а сам – баскетболист, двухметровый такой швейцарец. Так вот, слышу голос Жульена. Он с кем–то по телефону говорит. Чувствую, разговор получается непростой и, я бы даже сказал, неприятный, но в чем дело пока не понимаю: говорит-то Жульен по-испански. Ладно, думаю, мало ли, может, что – то личное… Но нет, оказалось – общественное. Короче, еще минуты через три Жульен толкает меня в бок. «Просыпайся, – говорит уже по английски, – есть новости. «Барселона» хочет, чтобы вы заплатили». «Не понял, – говорю, – как, заплатили? Мы так не договаривались». «Да я знаю, что не договаривались, но вот теперь просят: не веришь, говори сам».
 
Делать нечего, начинаю говорить. На том конце провода – клерк из клубного департамента развития, фамилию сейчас не вспомню. Я ему говорю: «Мы из Москвы, студенческая группа. У нас согласованная программа: посещение базы, стадиона, детско – юношеской Академии, встреча со спортивным директором Бегиристайном…». «Да не волнуйтесь вы так, – отвечает клерк. – Программу выполним. Но надо заплатить». И называет сумму. «А почему, – уточняю, – раньше про это не говорили?». «Извините, – .отвечает, – мы этот порядок только что ввели. Последнее распоряжение администрации. Все группы, посещающие «Барселону» с целью изучения опыта, должны платить. Все».

 
Тут разговор заканчивается. Начинаются консультации с московским руководством. Руководство, исходя из отечественной практики, держится недоверчиво. «Подозрительно, – говорит, – это все. Ты слыхал, какой у «Барселоны» бюджет?» «Слыхал, – отвечаю, – 320 миллионов евро». «Ну вот, – говорит руководство, – а теперь прикинь, что для них наша денежка, даже не капля в море. Нет, наверняка это какая – то мелкая сошка воду мутит, деньги получит, и – в карман». «Ну и что делать?» – спрашиваю. «А что делать? – отвечает руководство. – Платить. Ты представь, что будет, если у тебя «Барселона» сорвется. Да студенты же тебя съедят! В общем, пусть счет назовут. Мы переведем».
 
По поводу дальнейшего буду краток. Программу мы выполнили. И «Ноу Камп» подробно посмотрели, и базу, и на тренировке «Барсы» побывали, и в детско – юношеской Академии, и много где еще. Разве что с Бегиристайном не встретились,он занят был. Зато пообщались с Неескенсом, тем самым, дважды вице – чемпионом мира в составе сборной Голландии. Йохан сейчас второй тренер при Райкарде. Оказалось, хороший мужик, простой, невзирая на титулы и регалии, ничуть не высокомерный. «Если бы, – говорит, – не «Барселона», я бы сейчас с Хиддинком работал. Гус меня в Россию звал».

     

Потом уже, когда прощались, ко мне подошел Пако Мартинес, заместитель Бегиристайна. Протянул диплом: в рамке, под стеклом, с эмблемой «Барсы» и автографами высоких клубных начальников. Настоящими чернильными автографами, не какими – нибудь там факсимильными «Знаешь, – говорит, – к нам таких заявок, как от вас, триста шестьдесят пять в году приходит. Дескать, примите нас, мы приедем, посмотрим, опыт переймем, вы же – «Барселона»! Было время, мы соглашались. А потом глядим, приезжают какие-то странные люди, просто поглазеть, вопроса толкового – и то задать не могут, только от работы отвлекают. Вот клуб и решил, раз так – пусть платят. Непрофессионала это сразу отпугнет. А для профессионала, если он действительно чему–то научится хочет, деньги не вопрос. Ты как, согласен?» «Согласен,- говорю. – Целиком и полностью».
 
Тот диплом теперь стоит у нас в офисе, на видном месте. В нем на чистом испанском языке написано: «Настоящим удостоверяется, что Государственный университет управления оказал футбольному клубу «Барселона» спонсорскую поддержку на сумму…»
 
Впрочем, сумма здесь не важна. Важен принцип.
Все новости >