Новости
Выбор факультета
10 февраля 2008

Тварь ли я поющая, или право имею?

Лекция директора Национальной Федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексея Угриновича для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии»
 
В Государственном университете управления прошла лекция директора Национальной Федерации производителей фонограмм Алексея Угриновича для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии». Темой занятия было распространение цифрового музыкального контента в сети Интернет. Ниже приведены наиболее интересные фрагменты лекции господина Угриновича.
 
Алексей Угринович о задачах НФПФ и борьбе с аудиопиратами в сети Интернет:«Прежде всего, немного статистики, свидетельствующей о современных масштабах распространения цифрового музыкального контента через сеть Интернет. В Европе ежегодные объемы онлайновых продаж музыки в период с 2003 по 2007 годы выросли в 35 раз – с 55 миллионов до 2 миллиардов евро. В настоящее время они составляют 10 процентов от общего объема продаж музыкального продукта. Что касается России, то в 2007 объем легальной реализации музыки через Интернет составил всего 30 миллионов долларов.
 
Исходя из этого, НФПФ в своей деятельности преследует две основные цели. Цель первая – оказание максимально полных информационно справочных услуг компаниям, которые стремятся начать собственный легальный бизнес по продаже музыки через интернет (например, на нашем сайте  они могут найти перечень всех крупнейших правообладателей). Цель вторая – оказание противодействия нелегальным и полулегальным дистрибуторам. В последнее время в связи с вступлением в силу поправок к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (с 1 сентября 2006 года) и 4 – й части Гражданского кодекса (с 1 января 2008 года) мы получили дополнительные инструменты для борьбы с музыкальными пиратами.
 
Дело в том, что благодаря изменениям в законодательстве, так называемые Общества по коллективному управлению правами лишились возможности выдавать лицензии на распространение фонограмм в сети Интернет от имени всех правообладателей. Теперь разрешение на распространение каждой конкретной фонограммы может выдавать либо сам ее правообладатель, либо компания, которой такое право делегировано напрямую правообладателем.
 
Это очень позитивный сдвиг, поскольку еще совсем недавно именно формальные договора с Обществами по коллективному управлению правами являлись прикрытием для пиратства. Лица, прибегавшие к услугам таких Обществ, как правило аргументировали свои действия тем, что правообладателей будто бы слишком много, разыскать их трудно, так что единственный выход из запутанной ситуации – заплатить всем скопом и сразу за все. Разумеется, доводы эти являлись чистой воды лукавством, поскольку на самом деле крупнейших правообладателей насчитывается не больше трех десятков, а из сотен тысяч принадлежащих им фонограмм, согласно статистике, скачиванию подвергаются около 10 тысяч, из которых лишь 2 тысячи – более или менее регулярно).
 
К сказанному остается добавить, что правообладатели с коллективных договоров если что – то и получали, то сущие копейки. В то же время пираты при таком положении дел имели возможность извлекать из фактически бесплатно доставшихся им фонограмм весьма и весьма неплохую прибыль. Например, по словам одного из владельцев скандально известного портала All of MP3, ежемесячный заработок этого ресурса составлял 1, 5 миллиона долларов в месяц (к слову, до 85 процентов скачиваний с этого портала осуществляли граждане иностранных государств, привлеченных демпинговыми ценами: скажем, средняя цена одного трека в США составляет 1 доллар, а на All of MP3 их предлагали по 10 центов)».
 
Алексей Угринович о формировании в России легального сегмента музыкальной интернет – дистрибуции: «Конечно, изменения в законодательстве сами по себе не означают одномоментного исчезновении всех нелегальных ресурсов. С пятью из них мы сейчас судимся. Однако уже сейчас в России постепенно формируется легальный сегмент музыкальной интернет – дистрибуции. Перечислю наиболее крупных игроков на этом рынке:
 
www.mp3.ru
www.zakachai.ru
www.fidel.ru
www.yanga.ru
www.soundkey.ru
www.audiofind.ru
www.stereokiller.ru
 
Основными компонентами, которыми должен обладать интернет – ресурс, чьи хозяева намерены вести легальный бизнес по дистрибуции музыкального контента, являются: А) Договор с правообладателем; Б) Наличие интернет – страницы (витрины); В) Наличие базы данных и системы управления ею; и, наконец, Г) Наличие системы биллинга (системы получения и распределения денег с учетом отчислений правообладателям).
 
В свою очередь, основными условиями заключения лицензионного договора и последующей закачки контента из каталога правообладателя в базу данных дистрибутора являются: А) Установление минимальной цены одного трека (для локальных российских фонограмм она, как правило, не превышает 20 центов); Б) Установление суммы минимальных отчислений правообладателю (как правило, 50 процентов от цены трека. Впрочем, крупные западные рекорд – лейблы иногда требуют отчислять им до 85 процентов); В) Возможность доступа правообладателей к онлайновой статистике продаж (обычно с этой целью для каждого правообладателя на портале создается отдельный «кабинет», доступ куда разрешен только ему. Таким образом, правообладатели (артисты, продюсеры, представители лейблов) могут не только контролировать продажи, но и судить о популярности той или иной принадлежащей им фонограммы).
 
Западные мейджоры могут предъявлять (и обычно предъявляют) к заключаемым лицензионным договорам дополнительные требования. Первое из них заключается в ограничении доступа к п родаваемому контенту пределами Зоны ru (связано это с тем, что у нас западные треки, даже будучи более дорогими, чем российские, все равно стоят дешевле, чем на исторической родине: там – доллар, здесь – в среднем по 50 центов, максимум – 60 – 65. К слову, на западе от цены, заплаченный за трек, зависят и права, возникающие у конечного пользователя: скажем, заплатил ты доллар, и слушай его хоть до скончания века, заплатил 50 – центов, и можешь слушать только в течение двух месяцев. А бывает и так, что количество прослушиваний ограничивается разами). Что же до второго требования, предъявляемого западными мейджорами к заключаемым лицензионным договорам, то оно состоит в обязательном использовании дистрибуторами системы DRM (Digital Rights Management), защищающей каждый проданный трек от последующего несанкционированного копирования и рассылки».
 
Алексей Угринович о способах извлечения дохода от музыкальной интернет – дистрибуции: «Все существующие в настоящее время интернет – ресурсы, занимающиеся дистрибуцией музыкального контента можно разделить на три вида: платные, условно бесплатные и бесплатные.
 
Платные ресурсы торгуют музыкой поштучно (вариант описанный выше) или по подписке. Последняя схема подразумевает, что, заплатив фиксированную сумму, пользователь может в течение месяца скачивать из имеющегося в распоряжении ресурса каталога столько музыки, сколько ему заблагорассудится. Однако если он просрочит платеж, то лишится возможности не только скачивать новые треки, но и прослушивать те, что уже скачал. Если же вернуться к поштучной оплате, то стоит отметить, что некоторые правообладатели (например, компания Universal Records) требует от дистрибуторов, чтобы цена скачивания одного трека из альбома того или иного артиста была сопоставима с ценой скачивания всей пластинки. По их мнению, это лучше способствует продвижению подписанных на их лейбле исполнителей.
 
Для условно бесплатных ресурсов характерно безвозмездное предоставление пользователям музыкального контента. Правообладатели при этом получают свои отчисления, а заработок компании складывается из доходов от размещения рекламы, продажи кликов и оплаты траффика.
 
Что же касается бесплатных ресурсов, то никаких доходов своим хозяевам они не приносят. Контент с них скачивается абсолютно бесплатно и предоставляется правообладателями (как правило, малоизвестными и начинающими артистами) с единственной целью заявить о себе. В России такие артисты объединены в неформальную организацию Free Music».
Все новости >