Новости
Выбор факультета
24 апреля 2008

Блеск и нищета рекорд-индустрии

Мастер- классы Бобби Борга для студентов и преподавателей образовательной программы «Менеджмент в музыкальной индустрии» ГУУ

Мы продолжаем публикацию отчета о мастер – классах, проведенных для студентов и преподавателей образовательной программы «Менеджмент в музыкальной индустрии» Бобби Боргом, известным американским экспертом в области шоу-бизнеса, прибывшего в Москву по приглашению инновационно – образовательной компании RMA. С первой его частью можно познакомиться здесь.

Бобби Борг о наступлении эры Интернета и ее последствиях для рекорд – индустрии и правообладателей: «На мой взгляд, наступление интернет – эры, переход музыки на форматы, позволяющие выкладывать ее в сеть и скачивать оттуда, несмотря на всю кажущуюся революционность происходящего, является всего лишь очередным витком технического прогресса. Нечто подобное мы уже проходили, и не раз. Сначала - при появлении первых граммофонных пластинок, затем – виниловых, еще позже – кассет и компакт – дисков. Впрочем, стоит отметить, что прежде все такие изменения сулили правообладателям и рекорд – лейблам одну только прибыль. Например, сразу после появления формата СD грянул бум переизданий бэк- каталогов: фанаты охотно платили за возможность приобрести уже имеющуюся в их коллекциях музыку в новом качестве и звукозаписывающие компании зарабатывали на этом гигантские деньги.

Уход музыки в интернет, открывший прежде невиданные возможности для ее нелегального распространения, напротив, сильно ударил и по рекорд – лейблам, и, конечно, по правообладателям. Борьба с пиратством, разумеется, ведется, но в силу огромного вала информации даже законопослушные интернетчики далеко не всегда могут отследить ситуацию на своих ресурсах. Взять хотя бы тот же YouTube, возможности которого позволяют всякому, кто того пожелает, размещать нелицензированное музыкальное видео. Сам ресурс, ничего не получая со своих посетителей, зарабатывает огромные деньги на рекламе, практически не делясь этим заработками с правообладателями.

Правообладатели, в свою очередь, после долгих переговоров добились от хозяев YouTube согласия на удаление по первому своему требованию любого размещенного на ресурсе файла. Однако проблема заключается в том, что многие из удаленных файлов, пусть и в переименованном виде, вскоре восстанавливаются, и борьба с этим явлением начинает приобретать характер изнурительного бега по кругу.

Посмотрим теперь на то, как отразилось наступление интернет – эры на взаимоотношениях рекорд – лейблов с артистами. О том, что звукозаписывающие компании всеми силами стремятся занизить размеры «механических» роялти, мы уже говорили во время прошлого занятия. Однако этим ситуация не исчерпывается».

Бобби Борг о взаимоотношениях артистов с рекорд – лейблами на современном этапе: «Детальному рассмотрению этой темы я хочу предпослать тезис о том, что мейджоры, как это ни покажется странным, оказались не готовы к наступлению эры интернета. Более того, «проморгав» ее приход, они и в дальнейшем не сделали ничего для того, чтобы подстроится под вновь возникшую тенденцию и тратили все свои силы исключительно на то, чтобы противостоять ей, впрочем, абсолютно безуспешно.

Минимизировать неприятные для себя последствия наступления интернет – эры мейджоры пытаются почти исключительно за счет артистов. Если раньше они получали основную прибыль за счет продаж компакт – дисков, то теперь, когда продажи эти катастрофически падают (по прогнозу журнала Billboard, объем цифровых скачиваний музыки из интернета превысит объем продаж на физических носителях к 2013 году) мейджоры при подписании новых и переподписании уже имеющихся контрактов, стремятся оставить за собой право на проценты от спонсорских вложений в артистов, их концертной деятельности, торговли сувенирной продукцией и прочих статей дохода.

Еще один тренд последнего времени заключается в том, что, продавая интернет – ресурсам лицензии на право торговать композициями из каталогов артистов, подписанных еще до наступления интернет – эры, мейджоры выплачивают им проценты с каждой скачанной вещи в таком объеме, как если бы речь шла о продаже компакт – дисков (в США с каждой проданной пластинки артист, как правило, получает от 15 до 20 процентов ее цены). Между тем, в соответствие с американским законодательством, в данном случае артисты должны были бы получать половину всей выручки. Бороться с этим произволом способны далеко не все. Мадонна, например, способна. Но не все же в американском шоу-бизнесе имеют такой вес, авторитет и репутацию, как Мадонна.

Наконец, еще одна тенденция: в последние несколько лет крупнейшие звукозаписывающие компании попросту боятся подписывать новых артистов. При том уровне убытков, который они несут из-за падения продаж музыки на физических носителях, они не имеют права на промах. Скаут, пробивший решение о заключении контракта с новой группой, рискует очень многим: в случае если артисты не «выстрелят» с первой же пластинкой, на его карьере можно ставить крест. Вот почему мейджоры все чаще предпочитают работать в сотрудничестве с небольшими инди-лейблами. Те подписывают перспективных новичков и пытаются вывести их на более или менее высокий уровень. Мейджоры же «перехватывают» таких артистов, лишь убедившись в том, что продажи их дебютных пластинок зашкаливают за отметку в 15 тысяч копий».

Бобби Борг о формате «Do It Yourself» («Сделай сам»): «Все вышеперечисленные причины привели к появлению достаточно большого числа артистов, готовых на старте карьеры отказаться от сотрудничества со звукозаписывающими компаниями и развивать ее самостоятельно, благо, что при современном уровне техники произвести качественную запись можно, не выходя из собственной спальни.

Весьма показателен в этом отношении пример нью-йоркской группы Сlap Your Hands Say Yeah. Когда в 2005 году они записали свой первый одноименный альбом, его продвижение взял на себя лидер коллектива Алек Аунсворт (Alec Ounsworth), организовавший почтовую рассылку копий пластинки наиболее популярным блоггерам и журналистам, работающим в музыкальных интернет – изданиях. Такая стратегия принесла Clap Your Hands Say Yeah неожиданный даже для них самих успех. Восторженные в подавляющем большинстве своем интернет - рецензии позволили группе продать 120 тысяч копий дебютного альбома.

Разумеется, после этого ими сразу заинтересовались и продюсеры, которых прежде у них попросту не было, и рекорд- компании. Вторую пластинку («Some Loud Thunder» - RMA) Clap Your Hands Say Yeah писали уже под руководством Дэйва Фридманна (Dave Fridmann), известного по работе с The Flaming Lips, а ее релиз был осуществлен силами английского рекорд – лейбла Wichita, на котором подписаны также Yeah, Yeah, Yeahs и Bloc Party.

На данном примере мы видим, что в современном мире артист должен быть готов к тому, что ради достижения успеха ему придется совмещать музыкальное творчество и с продюсерской, и с менеджерской деятельностью, быть и пиарщиком, и агентом, и промоутером. Впрочем, даже если вы чувствуете в себе склонность к такого рода деятельности, никогда не стоит забывать о главном – о хитах. Хит – вот основа музыкальной индустрии. Вы можете долго и вдумчиво изучать менеджмент, авторское право, вникать во все тонкости организации концертных туров, но если вы не понимаете, что такое хит, не умеете вычленить его из потока серых, заурядных, посредственных вещей, делать вам в этой индустрии нечего».

Бобби Борг о кризисе сочинительства: «Не стоит думать, что нынешний кризис продаж музыки на физических носителях обусловлен исключительно развитием интернет – технологий. На вопрос о том, почему люди все чаще предпочитают не покупать пластинки, а скачивать из сети отдельные композиции, существует вполне определенный ответ. Во многом так происходит потому, что современные артисты «разучились» писать хиты. В огромном большинстве случаев их пластинки содержат одну, максимум две ярких, запоминающихся композиции, в то время как остальные песни являются не более, чем довеском к ним. Платить за такой «набор» потребители попросту не желают.

Чтобы оценить ситуацию во всей ее полноте, необходимо вернуться на полвека назад. Известно, что в 50-х годах прошлого века в поп- индустрии существовало довольно жесткое разделение труда. Музыку и тексты песен писали профессиональные композиторы и поэты, а музыканты лишь исполняли их. В 60-х годах, особенно с появлением таких групп как The Beatles и The Rolling Stones, ситуация резко изменилась. Теперь большинство музыкантов стремились к тому, чтобы писать (и записывать) собственный материал. Увы, в настоящее время, качество этого материала оставляет желать много лучшего, и это абсолютно объективная оценка.

Не так давно, анализируя происходящее, бывший президент звукозаписывающей компании Columbia Records Клайв Дэвис (Clive Davis), в свое время открывший миру Карлоса Сантану (Carlos Santana), а затем продюсировавший таких звезд как Уитни Хьюстон (Whitney Houston) и Алиша Кис (Alisha Kis) отметил, что знавал многих артистов, загубивших свою карьеру исключительно потому, что они не желали заниматься тем, «что им удается лучше всего» (то есть собственно исполнительством), и предпочитали самостоятельное сочинительство поиску потенциальных хитов «на стороне». Дэвис полагает, что возрождению поп-музыки может поспособствовать именно возвращение к схеме, при которой сочинением песен и их исполнением занимаются разные люди.

В своей недавно опубликованной статье Дэвис подчеркивает, что, с его точки зрения, артистам и продюсерам необходимо сосредоточиться на поиске «лучшего материала, кто бы его не написал». И рассказывает о том, что когда Уитни Хьюстон обратилась к нему за советом относительно того не стоит ли ей самой заняться написанием песен, он отговорил ее от этого, заявив, что Билли Холидей (Billy Holiday), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzdgerald), Барбара Стрейзанд (Barbara Streisand) и Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) не писали собственных композиций, что не помешало им войти в список величайших артистов XX века по версии журнала Time.  

Кстати, правоту Дэвиса отчасти подтверждает тот факт, что в самих Штатах в последние несколько лет все чаще добиваются успеха артисты, исполняющие чужой материал. И, наоборот, те из них, кто решил отказаться от испытанной формулы в пользу собственных песен, терпят неудачи. Проиллюстрировать этот тезис можно на примере Келли Кларксон, (Kelly Clarkson) в 2002 году победившей в телевизионном конкурсе «American Idol» (аналог отечественной «Фабрики Звезд» - RMA), заключившей контракт с лейблом RCA и записавшей три пластинки, в работе над которыми ей, кстати, помогал тот самый Клайв Дэвис. Так вот, если дебютный альбом Кларксон («Thankful», 2003 – RMA) разошелся по миру тиражом в 3 миллиона экземпляров, а второй («Breakaway», 2005 – RMA) с результатом 11 миллионов копий и вовсе был признан мультиплатиновым, то третий («My December», 2007 - RMA) продавался гораздо хуже (за год чуть больше 1, 2 миллионов экземпляров). Сразу после его выхода пути Келли и Клайва Дэвиса разошлись: не последнюю роль при принятии такого решения, видимо, сыграло то обстоятельство, что певица настояла на том, чтобы третья пластинка, в отличие от предыдущих, полностью состояла из песен ее собственного сочинения.

Такова цена хита в поп- индустрии. Впрочем, о том, какими качествами должна обладать песня, чтобы соответствовать этому определению, мы поговорим на следующем занятии.

Третья, заключительная часть отчета о московских мастер – классах Бобби Борга будет опубликована на сайте компании RMA в понедельник, 28 апреля
Все новости >