Песни финских народностей
Экспансию финской музыки на отечественный рынок, агрессивно начавшуюся несколько лет назад, не заметит только ленивый: уже не первый год любители общедоступного рока дотошно следят за The Rasmus, Nightwish, Apocalyptica и HIM, фанаты фолка слушают Värttin?, а высоколобые интеллектуалы с нетерпением ждут новых релизов Кайи Саариахо. В том, что Суоми — один из основных поставщиков западного музыкального продукта в Россию, не сомневается уже никто: финны у нас пользуются стабильной популярностью. Чтобы понять, как им это удается и насколько просчитан успех, студенты факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» RMA отправились в недельную профессиональную поездку по крупнейшим музыкальным компаниям, студиям и клубам Скандинавии. А чтобы основательнее разобраться в теме, пригласили в провожатые Григория Гольденцвайга, известного в Москве промоутера, бывшего арт-директора клуба «Икра» и одного из создателей концепции фестиваля «Пикник «Афиши».
FIMIC, Финский информационный музыкальный центр
Программа стажировки началась с визита в FIMIC — финский информационный центр музыки. Цель компании — распространение за рубеж информации о музыкальном материале Финляндии в любых ее форматах и вариациях. Экспорт — не их бизнес, главное — сделать финскую музыку доступной для всех. Раньше FIMIC был подструктурой TEOSTO, защищающей авторские права, — что-то наподобие РАО в России, но с прошлого года организация функционирует самостоятельно. В команде 11 человек, распространяющих идею финской музыкальной уникальности, и несколько фрилансеров под отдельные проекты.
Ютта Яаккола (Jutta Jaakkola), генеральный директор компании: «В Финляндии сделано все возможное, чтобы люди любили и понимали музыку: государство выделяет огромные деньги на построение и бесперебойное функционирование сети учебных музыкальных заведений, а также поддержку проектов самого разного уровня. Судите сами: на 5 миллионов человек, проживающих в стране, приходится 40 тысяч любительских групп и 15 профессиональных оркестров. Согласно опросам, из десяти финнов семеро слушают музыку ежедневно — и я думаю, что это действительно так и есть. Центрами музыкальной жизни справедливо считают Хельсинки, Тампере и в меньшей степени Турку, но фестивали проводятся везде, даже в самой маленькой деревне — это правило хорошего тона».
Процент финской музыки на местном рынке необычайно высок — по разным данным, от 57,5 до 63% от общего объема продаж. Большинство песен исполняются на родном языке, т.е. финском. Сегодня можно говорить о трех основных трендах музыкального рынка Суоми, первый из которых — ставка на женщин-вокалисток, исполняющих свои песни. Jenni Vartiainen — очередное подтверждение этого правила: девушка, исполняющая незатейливый качественный поп, в прошлом году собрала практически все местные музыкальные награды — от «лучшего исполнителя» до «лучшего видеоклипа».
Вторая тенденция — набирающее популярность телешоу Idels, аналог российской «Фабрики звезд», стартовавшее в 2003 году. Наконец, третья особенность рынка: огромное количество музыки для детей. При этом группам совсем не обязательно петь про мамонтенка или крылатые качели — брутальное финское звучание никто не отменял. Больше того, почти все местные рок-группы считают своим долгом записывать «детские» треки. Абсолютный лидер в этом сегменте — группа Hevisaurus, играющая мелодичный хэви-метал. Как говорит Ютта Яаккола, «дети от них не отрываются».
Tavastia Club
Этим же вечером мы идем в Tavastia Club, один из самых известных рок-клубов страны. Здесь нас встречает директор, Юхани Меримаа (Juhani Merimaa):
«Tavastia — один из старейших клубов города, вмещающий до 800 человек. Я думаю, это оптимальная вместимость зала, которая вкупе с многолетней историей и удачным расположением и делают клуб успешным. Кроме этого, у нас очень качественный звук и достаточно глубокая сцена, дающая массу возможностей для артиста».
Tavastia абсолютна аскетична — из декора тут только кирпичные стены и огромный пульт в половину зала, что совсем не мешает клубу оставаться популярным. В моде нынче крупные концерты, билеты на небольшие выступления в проигрыше — спрос невелик.
Общий доход от музыки в клубах и ресторанах по всей стране — 67 миллионов евро в год, общее количество концертов на таких площадках — чуть больше 5750, это не считая выступлений на академических сценах и фестивалях (еще что-то около 14 тысяч представлений). Стоимость финского концертного сегмента, включая спонсорскую и государственную помощь, оценивается в 150-200 млн. евро.
Звукозаписывающая компания Fullsteam
Следующая остановка — Fullsteam, крупнейшая национальная звукозаписывающая компания, занимающаяся в том числе продвижением артистов и организацией концертов. Как утверждает один из ее основателей Вилле Килпелайнен (Ville Kilpel?inen), состязаться с Live Nation, крупнейшим промоутером Финляндии, нелегко: именно у них собран самый большой каталог финских артистов «на продажу», и именно они являются основным партнером всех финских фестивалей. Тем не менее, независимость возможна — во многом благодаря работе по модели «360 градусов», позволяющей полностью «вести» артиста, а не только записывать альбомы и собирать деньги с их продажи.
Совокупная доля крупнейших рекорд лейблов — EMI Finland, Universal Music, Sony Music и Warner Music — на финском рынке звукозаписи в 2010 году составила 82,2%, остальное распределилось между более чем 50 компаниями. При этом, если говорить о рынке альбомов, продажи записей на физических носителях в прошлом году упали на 6%, цифровой же рынок вырос на 88%, причем произошло это во многом благодаря Spotify, популярной в Европе системе потокового мультимедиа. Однако, несмотря на расцвет новых музыкальных интернет-сервисов, до 90% музыки скачивается бесплатно.
В связи с резким падением продаж альбомов рекорд — лейблы пытаются найти новые формы и источники заработка. Так, 23% от общего дохода звукозаписывающих компаний в прошлом году поступили не от продаж физических носителей. Рекорд-компании постепенно становятся music-компаниями, занимаясь сразу всем — от поиска новых талантов до раскрутки артиста и продажи брендированной сувенирной продукции. Что касается мобильных скачиваний (в основном, рингтонов), то их бум наблюдался в Финляндии семь-десять лет назад, сейчас же гораздо более популярны интернет — сервисы, предлагающие потоковое прослушивание музыки.
Звукозаписывающие студии Sonic Pump и Finn Vox
Тем не менее, звукозаписывающие студии еще вполне себе существуют, и мы идем на экскурсию в одну из самых известных в Хельсинки — Sonic Pump. Известна она в том числе и тем, что в ближайшее время собирается выкупить находящуюся в том же здании Dynasty — персональную студию группы The Rasmus.
На следующий день мы побываем в другой, старейшей студии Финляндии — FinnVox, в которой, по словам звукорежиссера Мики Юссила (Mika Jussila), начинали практически все известные финские группы, в том числе — Nightwish, Apocalyptica, HIM и уже упоминавшаяся здесь Jenni Vartiainen. Все три студии не похожи друг на друга, однако есть и общие черты: стены обиты отличным деревом, а в самом здании обязательно есть традиционная финская сауна.
Академия имени Яна Сибелиуса
Чтобы понять, почему в Финляндии настолько хорошо развита музыкальная культура, мы отправляемся в музыкальную академию имени Сибелиуса, основанную в 1882 году. Если верить Микко Пиетинену (Mikko Pietinen), менеджеру учебного отдела, это самый большой музыкальный университет в мире. Удивительно, но здесь представлены как классическое, так и современное направления — джаз и фолк выделены в отдельные факультеты, наравне с оперой и дирижированием. Общий бюджет Академии — около 31 млн. евро в год, из которых 80% поступает от Министерства образования.
Вообще, с музыкальным образованием в Финляндии все обстоит просто замечательно — в ходе реализации государственной программы, принятой около пятидесяти лет назад, по всей стране была выстроена огромная музыкальная сеть. В нее вошли сотни музыкальных школ и училищ, публичные музыкальные библиотеки с доступом, открытым для каждого, репетиционные точки, симфонические оркестры и любительские хоры, а также фестивали самой разной жанровой направленности. При этом и музыкальное образование, и репетиционные базы в Финляндии по преимуществу бесплатны для всех — заботу об их поддержании в должном состоянии берет на себя государство.
Агентство музыкального экспорта MusEx
В то время как FIMIC взял на себя просветительскую функцию, за экспорт финского музыкального продукта отвечает MusEx.
Тyомо Таатинен (Tuomo T?htinen), продюсер:
«Наиболее интересные и важные для нас рынки — это, безусловно, США и Великобритания, но работать с ними нелегко. Проще сотрудничать с Центральной Европой, особенно с Германией и странами Бенилюкс. Франция — тоже интересный рынок, но он во многом ориентирован на внутренний продукт, французы очень привязаны к своему языку».
«Российская доля, несмотря на популярность у вас в стране финских артистов, относительно невысока. Основная причина — повсеместное пиратство: за рекорд-продажами в России никто особенно не гонится, поэтому ставку делают на живые выступления. Кроме этого, несколько финских композиторов тесно сотрудничают с российскими исполнителями и пишут музыку исключительно для них».
Впрочем, Финляндии интересна не только Европа, но и восток. В частности, имеются планы выхода на индийский рынок, хотя там западная музыка по прежнему не очень —то популярна— все вертится вокруг продукции Болливуда. Кроме того, финнов искренне поражают здешние правила игры. В Индии, например, организаторы тура могут запросто напечатать футболки с изображением приезжего артиста и продать весь тираж, с менеджерами самого артиста ничего предварительно не согласовав: такая история произошла, в частности, с группой Poets of the Fall.
«Прекрасный рынок, конечно, Япония, — продолжает Туомо, — особенно если там выпустить альбом: уж очень хорошо они собирают отчисления по авторским правам. А вот в Китае ситуация прямо противоположная — рекорд-индустрии практически нет, плата за развлечения низкая, в то время как организация туров занимает много времени и стоит немалых денег. При этом самой большой проблемой Китая нужно считать даже не пиратство, а наличие цензуры и необходимость согласования всех текстов. Это еще как-то может обойти электронная музыка, но продукт других жанров обречен. Хотя сам рынок, конечно, огромен и потому привлекателен, да и кроме того начинают активизироваться социальные медиа, с помощью которых нишевые артисты могут приобрести быструю популярность. Так, по просмотрам на youtube группа Nightwish недавно обогнала Lady Gaga — и это при всей изолированности медиа-системы Китая».
Nosturi Club
Наконец, в последний вечер в Хельсинки, мы отправляемся в Nosturi, еще один знаменитый рок-клуб. Из здания толпой вываливаются подростки 13-15 лет в готических одеждах и с мрачным макияжем на лицах — только что закончился концерт заезжей j-рок группы. Дети спокойны и невозмутимы, некоторые попивают сок — продажа алкоголя на концертах для несовершеннолетних тут строго запрещена.
Спрашиваем у Миллы Паловаара (Milla Palovaara), промоутера клуба: ведь невыгодно детям рок-утренники организовывать — билеты дорогими не сделаешь, на алкоголе не заработаешь, в чем соль тогда? А мы, говорит Милла, государственные деньги отрабатываем — нам за организацию подросткового досуга платят не меньше 5% от общего бюджета концерта. Деньги, может, и не самые большие, но мы свой вклад в развитие музыкальной культуры страны вносим.
Так что все у них, у финнов, наоборот: металлические концерты для детей оплачивает государство, музыкальное образование и репетиционные точки бесплатны, а местную музыку продвигают специально обученные люди из некоммерческих структур.
Научиться бы и нам так. Как думаете, получится когда-нибудь?
Елена БУХМАК