Новости
28 апреля 2008

Без хита в голове

Мастер – классы Бобби Борга для студентов и преподавателей образовательной программы «Менеджмент в музыкальной индустрии» ГУУ

Этой публикацией мы завершаем отчет о мастер – классах, проведенных для студентов и преподавателей образовательной программы «Менеджмент в музыкальной индустрии» Бобби Боргом, известным американским экспертом в области шоу-бизнеса, прибывшим в Москву по приглашению инновационно – образовательной компании RMA. С первыми двумя частями отчета можно ознакомиться, прочитав ранее опубликованные в новостном разделе нашего сайта материалы "Автора на сцену!" и «Блеск и нищета рекорд-индустрии».

Бобби Борг о том, каким должен быть хит: «Прошлое занятие мы завершили констатацией того факта, что успех любого артиста определяется прежде всего наличием в его репертуаре хитов. Но что такое хит? Каким критериям должна отвечать песня, чтобы ее можно было признать соответствующей этому определению? Сейчас я их перечислю.

Возможно, кому – то мои слова покажутся банальными, само собой разумеющимися, однако это те самые требования, которые предъявляют к песням и скауты рекорд – лейблов, отвечающие за поиск новых талантов, и продюсеры, и сотрудники репертуарных отделов радиостанций. Итак, песня, претендующая на то, чтобы стать хитом должна быть четко структурирована. В ней должен присутствовать тщательно соблюденный баланс между предсказуемостью и неожиданностью. Композиции, развивающиеся исключительно предсказуемо, как правило, скучны для прослушивания. В то время, как песни, содержащие слишком много сюрпризов и неожиданных поворотов музыкальной темы, расхолаживают аудиторию, не позволяют ей сосредоточится, сконцентрироваться и не способны подцепить слушателя на какой – то конкретный «крючок».

Второй момент – слова. Тексты хитов должны быть понятными, конкретными и эмоциональными. При этом совершенно не важно, какой именно смысл вкладывает в них сам автор. Гораздо важнее, какой отклик находят его слова в душах слушателей.

Наконец, третье – мелодия. Главное предъявляемое к ней требование – запоминаемость. Бывает, меня спрашивают, что подразумевается под этим термином? Ну, тут все совсем просто: если, прослушав песню один раз, вы в состоянии тут же напеть ее мелодию, значит с запоминаемостью у нее все в порядке. Если нет, значит… Значит это не хит.

В заключение данной темы скажу еще, что, согласно статистике, большего или меньшего успеха в Соединенных Штатах достигают лишь 5 процентов издаваемых композиций. И -- добавлю уже от себя – происходит так потому, что большинство артистов, особенно начинающих, не проверяют свои песни на соответствие выше перечисленным критериям, полагая, что они абсолютно гениальны, а раз так, то люди, ответственные за поиск свежих талантов, непременно отнесутся к ним со всем возможным вниманием и «сразу во все врубятся». Это, поверьте уж мне, абсолютная иллюзия. Если вы не смогли «зацепить» менеджера рекорд - лейбла, продюсера, сотрудника радиостанции или какое – то другое «заинтересованное лицо» первыми же аккордами, первыми же словами своей песни, все – шансов у вас нет. Вслушиваться в вашу композицию дольше двадцати секунд никто не станет. Впрочем, скорее всего, на вас не потратят даже этого времени…»

Бобби Борг о нравах акул американского шоу – бизнеса: «…Как – то раз я был в Бостоне. Встречался по делам с одним из менеджеров Kiss. Мы ехали по городу в его лимузине и, разговаривая со мной, он умудрялся одновременно прослушивать диски с песнями начинающих групп, у него их был целый чемодан. С каждой новой вещью продолжительность прослушивания сокращалась: двадцать секунд, пятнадцать, десять…. Все, что этому парню не нравилось – а не нравилось ему абсолютно все – он тут же выбрасывал прямо в окно автомобиля. Наконец, он добрался до песни, которая начиналась с того, что барабанщик отсчитывал доли. «Оne, Two, Three, Four…» И – пластинка полетела за борт. Я был потрясен. Спрашиваю: «Слушай, а сейчас – то что не так? Они ведь даже играть не начали». Мой спутник взглянул на меня и довольно угрюмо произнес: «Как – то вяло он считал, настоящие барабанщики так не считают».

Эту историю я рассказал вам для того, чтобы вы поняли, насколько жесток и циничен мир шоу – бизнеса вообще, и мир рекорд – индустрии в частности. Если до сих пор вы думали, что работающие в этом бизнесе люди смотрят на музыку и процесс ее создания как на некое таинство, очень прошу вас, поскорее расставайтесь с этой химерой, так будет лучше для вашего же блага. Уверяю вас, в современном американском шоу – бизнесе подобных чувств к музыке не испытывают не то, что менеджеры рекорд – лейблов, но и подавляющее большинство самих артистов. Даже такие титаны, как Led Zeppelin, в течение тридцати лет отвечавшие отказом на все предложения об использовании своей музыки в рекламных целях, в 2002 году не устояли и продали лицензию на использование песни «Rock and Roll» в роликах Cadillac. Кстати, эта автомобилестроительная компания долго обхаживала и The Doors в надежде получить у них права на использование в рекламе их композиции «Break On Through (To The Other Side)», однако когда двое из трех ныне здравствующих членов группы одобрили эту идею, третий, барабанщик Джон Денсмор (John Densmore), заявил, что «волшебство в аренду не сдается», и сделка так и не состоялась. Аналогичную неудачу потерпела и корпорация Apple, намеревавшаяся озвучить одну из своих компьютерных игр песней The Doors «Light My Fire». Впрочем, это были те самые исключения, которые лишь подтверждают правила.

Итак, надеюсь, из всего вышесказанного вы уже сделали единственно правильный вывод: пробиться в этом бизнесе вам будет очень и очень непросто. Нянчиться с вами никто не станет. Скажу даже больше, вы должны быть готовы к тому, что над вами будут издеваться, пусть и заочно. На одном из рекорд – лейблов в Лос – Анжелесе я своими глазами видел так называемую «стену позора», на которой были собраны фотографии неудачливых претендентов на контракт – сотрудники компании забавлялись тем, что пририсовали им рога, копыта, усы и хвосты. В другом офисе в такие же фотографии мечут дротики для дартса. В третьем… Впрочем, перечислять можно долго.

Единственное, что может гарантировать вас от подобного к себе отношения, это настоящие, стопроцентные хиты. А также четкое осознание вами своих целей, понимание того, чего, и главное какими путями, вы хотите добиться в этом бизнесе».

Бобби Борг о том, как поставить пред собой «умные цели» (Smart Targets): «Когда мы говорим о том, как правильно определить свои цели, в первую очередь мы имеем в виду, что цели эти должны быть абсолютно конкретны (Specific). Допустим, вы намерены добиться подписания контракта с рекорд- лейблом. Но с каким? Вот вопрос … Нет ничего глупее, как начать предлагать ваши демо – записи всем подряд: так вы только зря время потеряете. Гораздо практичнее изучить каталоги лейблов на интернет – сайтах и, поняв, какие именно компании специализируются на том музыкальном стиле, в котором играете вы или ваши артисты, пытаться договориться именно с ними.

Второе: ваши цели должны быть измеримы (Measurable). Это, в частности, означает, что, ведя переговоры с представителями рекорд – лейбла, вы должны четко сформулировать свои финансовые претензии. Например, сообщить, что вы рассчитываете получить аванс в размере, условно говоря, 50 тысяч долларов, необходимых для осуществления записи.

Третье: цели должны быть достижимы (Attainable), а их достижение это должно быть обеспечено действиями, продумать и реализовать которые – опять – таки ваша задача. Скажем, определившись с лейблом, на котором вы хотели бы подписаться, и с суммой аванса, которую вы хотели бы от них получить, вы должны детально продумать свои действия по продвижению (концерты, ротация на радио, рецензии в печатных СМИ, блогах и он-лайн журналах и пр.) будущей пластинки.

Наконец, четвертое и пятое: цели должны быть реалистичны (Realistic) и определены с точки зрения сроков, в которые вы планируете их достигнуть (Time-based). Не стоит пленяться сюжетами MTV и воображать, что звездой, передвигающейся по миру на личных самолетах и яхтах, можно стать за полгода. Вообще, если с самых первых шагов в этом бизнесе думать только о том, как бы заработать побольше денег, ничего у вас, скорее всего, не выйдет. Думать нужно прежде всего о работе. Быть готовым к тому, что успех не придет мгновенно. И ни в коем случае не сдаваться, потерпев первую неудачу.

Помню, когда мне только исполнилось 24 года, я был на грани отчаяния и собирался «завязать» с музыкой. И все из-за того, что рекорд –лейбл разорвал контракт с группой, в которой я тогда играл. В той ситуации меня очень поддержал мой отец. Он сказал мне: «Не расклеивайся, продолжай идти своим путем, и все у тебя получится». Я очень благодарен ему за это … И потом, когда моя музыкальная карьера действительно пошла в гору, я дал себя слово, что всегда буду помогать тем, кто идет тем же путем следом за мной. Вот почему я здесь, в Москве».

Приложение: Бобби Борг рекомендует. Интернет – ресурсы и литература:

Лицензирование музыки: www.taxi.com,  www.pumpaudio.com,  www.theocard.com  

Продажа музыки: www.cdbaby.com,  www.tunecore.com, www.burnlounge.com  

Источники информации: www.indiebible.com,  www.musiciansatlas.com,  www.musicbusinessregistry.com,  www.musicphonebook.com  

Организация концертов: www.nacca.org

Пресса: www.prnewswire.com,  www.sonicbids.com

Блоги: Blogger, Xanga, LiveJournal

Радиостанции: www.radiolocator.com

Мерчендайзинг: www.branders.com,  www.cafepress.com

Профессиональные сайты: www.soundexchange.com, www.billboard.com, www.copyright.gov, www.futureofmusic.com, www.harryfoxagency.com, www.afm.com, www.bobbydorg.com, www.royaltylogic.com , www.recordingartistcoalition.com, www.mmfus.com, www.riaa.com, www.aftra.com  
 

Книги: Lavine, «Guerilla PR», Malcolm Gladwell, «Tipping Pont»,

Bobby Borg, «The Musician’s Handbook: A Practical Guide To Understanding The Music Business (все книги можно заказать на сайте www.amazon.com). 
Все новости >