Новости
30 октября 2012

Приглашаем на лекцию Дениса Запиркина

В среду, 1 ноября в технопарке Digital October (Берсеневская набережная, дом 6, строение 3) пройдет лекция независимого бизнес-консультанта Дениса Запиркина для слушателей программы "Менеджмент в сфере интернет-технологий". Тема: "Развитие бизнеса". Начало в 19.00. Приглашаются учащиеся группы "И-11". При подготовке к занятию рекомендуем ознакомитьтся с отчетом о лекции, которую Денис Запиркин прочитал слушателям факультета в апреле 2011 года.

Менеджер, который всегда выигрывает

Денис Запиркин, независимый бизнес-консультант, работавший с Dell, Boeing, Microsoft и другими, объяснил слушателям образовательной программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий», как применять в профессии когнитивную психологию — знание о том, как человек воспринимает, хранит и использует информацию из окружающего мира. Вместо сложных определений и научности он предложил студентам простые решения, иногда казавшиеся ребятам банальными и не требующими «разжевывания». Ситуацию лучше всего прокомментировал выпускник группы И-5 Сергей Юрченко, ныне менеджер проекта «Фанат.ру» в компании SUP, заглянувший на занятие: «Когда Денис читал нам этот курс, мы мало вникали в суть сказанного. Начав работать в реальном проекте, я через какое-то время понял, что пользуюсь тем, что он когда-то говорил нам».

Кнут и пряник — избито, но работает

«Главное в работе менеджера: заставлять других работать и добиваться результата», — формулирует Запиркин. — «Во многих компаниях сотрудники считают: я пашу, а менеджер ходит и ничего, мол, не делает. Только отчитывается о результатах, приписывая все успехи себе... В этом нет ничего плохого, если бизнес работает».

Такая ситуация: следствие разницы во взгляде сотрудника и менеджера на работу в целом. Если первый интересуется в основном графиком и зарплатой, а на работу приходит с мыслями «первым делом налить себе чаю» или «сколько часов осталось отсидеть до обеда» (по словам Дениса, многие «менеджеры» — того же разлива), то второй — это часто «работник невидимого фронта», нацеленный на то, чтобы люди, которыми он управляет, приносили деньги компании. По менталитету он ближе к владельцу бизнеса, и его задача — развивать в сотрудниках те качества, которые будут мотивировать их на достижение целей.

«Человек избегает боли и стремится к удовольствию. Обычно на действия людей влияют оба мотива, это и есть их мотивация Задача менеджера — понять, какая модель какому сотруднику подходит», — говорит Запиркин. Угроза увольнения или, наоборот, упор на перспективу личностного и карьерного роста — от того, что говорит руководитель, зависит, с каким усердием сотрудник приступит к решению поставленной задачи.

«Поймите меня правильно»

Но прежде чем установить правила игры, задачу еще нужно донести. Каналы, по которым человек получает информацию из окружающей среды, известны каждому: зрение — основной, по которому мы получаем 80-90% внешних данных, а также слух, осязание и так далее. Перед менеджером стоит задача узнать, через какие каналы и в каких объемах человеку привычнее воспринимать информацию.

«Показывать важно, причем использовать принцип: постановка проблемы — процесс поиска и финальное озвучивание решения. Проблема вызывает боль, найденное решение — удовольствие», — напоминает Запиркин. — «Желательно подкреплять информацию еще по одному привычному для человека каналу. Очевидно, что если при встрече с заказчиком создать комфортную для него обстановку — посадить в приятное на ощупь кожаное кресло, сварить кофе, если вы знаете, что ему это нравится, у него останется более приятное впечатление о вас», — говорит Денис.

В то же время, есть риск перегрузить людей информацией, поэтому ее стоит учиться дозировать. Хотя иногда бывает полезно «усыпить» собеседников — например, чтобы «протолкнуть» нужное вам решение. Но это к слову. Наиболее простой способ быть понятым: разбивать информацию по блокам, помня о правиле «7 плюс-минус 2» — то есть количестве задач, которые человек способен одновременно удерживать в оперативной памяти. После каждой «порции» вводных данных можно спрашивать человека, как он понял задачу, вовлекать его в обсуждение, давая тем самым ему сформулировать цель своими словами.

Денис предупреждает: давление на логику — опасный путь. «Только 20 процентов мы воспринимаем через логику; а остальные 80 — через эмоции, не забывайте задействовать этот канал», — рекомендует он.

                                       

Almost Done – Almost Good

Итак, вас поняли. От слов люди должны перейти к делу, и процесс выполнения задачи тоже нужно проконтролировать. «Помню отличный пример, который мне подал американский коллега. Спросив у сотрудника, на каком этапе находится выполнение задачи, он услышал: ”Almost done”. На что менеджер тут же осадил подчиненного ответом: ”Almost good”», — рассказывает Денис.

И тут же приводит еще одно правило, согласно которому на последние 10% работы нужно потратить столько же времени, сколько ушло на предыдущие 90. Вот почему Запиркин советует интересоваться не тем, что уже сделано, а узнавать, что осталось. Во-первых, это поможет менеджеру и сотруднику оценить фронт оставшихся работ. Во-вторых, это тоже мотивация — не на то, что уже хорошо сделано в прошлом, а на вещи, которые еще предстоит сделать хорошо.

«Ваш сотрудник имеет 150 приоритетов, стоящих перед пунктом «зарабатывать деньги для компании». Как бы вы не старались, он никогда не приобретет менталитет владельца бизнеса, пока не станет владельцем бизнеса», — считает Денис.

Солнце, воздух и вода

«Приведу пример из собственной практики: в одной из компаний наш менеджер, вдохновившись на зарубежном тренинге, разрешила людям проводить час рабочего времени, гуляя на улице — для поднятия тонуса и неформального общения. И даже настаивала на этом. Но, пока она отсутствовала, накопилось столько нерешенных вопросов, что следующие дни сотрудники провели, «разгребая завал», и даже не думали о том, чтобы куда-то выйти», — рассказывает Запиркин.

Постигать когнитивную психологию менеджеру, пожалуй, стоит начать с себя. Денис отмечает, что энтузиазм «вот я приду на работу и все перестрою» после посещения тренингов — явление распространенное. Не все учитывают, что человек быстро теряет новые знания, не повторяя изученное. «Итак, вы вдохновились на тренинге, но в понедельник пришли в офис, сели просматривать почту и все потекло по-прежнему. Ваш мозг постоянно теряет информацию: из сведений, полученных вчера, вы забудете 20-50%. Поэтому «кормите» мозг понемногу, и учитесь поступать также с подчиненными», — советует лектор.

Помимо пищи для размышления, не стоит забывать и о пище вполне обыкновенной. «Если менеджер лишает людей простых и необходимых удовольствий, например, возможности пообедать, то поздравляю — у него большие проблемы», — улыбается Денис. Да, еще одна задача менеджера — повлиять на то, чтобы у людей были минимальные необходимые условия вроде возможности поесть, кулера с водой и не слишком душного помещения. Конечно, на это можно не обращать внимания, но «боль», как мы видели — сильный стимул для людей. Но даже хорошие отношения с подчиненными не будут длиться вечно.

                           

Допустимые потери

«Каждый сотрудник имеет свой срок годности на этой работе, написанный у него на лбу. Только ни вы, ни он можете не замечать этого какое-то время», — утверждает Запиркин. — «Бонусы, дружеские отношения, партнерство — это прекрасно, но человек когда-нибудь уйдет от вас. И лучше сделать этот процесс управляемым», — заключает Денис.

Увольняйте быстро — нанимайте долго. Вот еще одно правило, соблюдение которого поможет менеджеру в работе с людьми. Запиркин советует встраивать правильную коммуникацию не только внутри компании: «Делайте так, чтобы к вам была очередь из желающих работать. Но не спешите с наймом, устраивайте тестирования, серию собеседований, какие-то деловые игры, помогающие составить впечатление о том, как человек обучается и воспринимает информацию. Помните, важно понять, что у кандидатов с уровнем эмоционального восприятия».

Завершая лекцию, Денис еще раз напоминает слушателям: «Делайте все для достижения целей. Но, главное, не обманывайте людей».

Все новости >