Новости
05 мая 2011

Свергая тренеров

Совместная лекция независимого футбольного аналитика Алексея Киричека (экс-финансовый директор московского «Локомотива») и главы российского отделения агентства Global Sport Invest Олега Яровинского (работал в ФК «Москва» и «Крыльях Советов») начинается с импровизированного киносеанса. Они предлагают вниманию слушателей образовательной программы «Менеджмент в игровых видах спорта» отрывок из фильма «Вся жизнь - игра» - художественной ленты, рассказывающей о проблемах клуба Английской премьер-лиги, где авторитетный тренер и молодой менеджер борются за влияние на владельца «тонущей» команды.

Отрывок из фильма «Вся жизнь - игра» (All In The Game, 2006)

Наставник команды (только что вернулся с тренировки) недавно убедил родителей перспективного нападающего подписать контракт с клубом. Сейчас он просит перед владельцем клуба (пожилой джентельмен) за своего подопечного, настаивая, чтобы тому купили дом. Менеджер (темнокожий мужчина в сером костюме) считает траты излишними – бюджет клуба ограничен; но его не слушают. Первое столкновение выигрывает тренер. Любопытно, что чуть позже, когда к середине сезона команда достигнет дна таблицы, наставник, понимая, что дела его плохи, «нагреет руки» на перепродаже этого самого футболиста в испанский чемпионат. А на вырученные деньги займется покупкой недвижимости уже для себя. Чтобы провернуть трансфер, он убедит владельца клуба, что на вырученные деньги найдет усиление для 3-4 позиций на поле. В итоге менеджер вскроет аферу и «свергнет» тренера.

Далее лекция возвращается в более привычный формат рассказа, но спикеры еще несколько раз иллюстрируют свои слова отрывками из фильма. Алексей и Олег рассказывают о коммуникациях внутри футбольного клуба, влиянии внешних сил – в том числе, фанатов и СМИ, – на принятие решений, а также рассуждают о судьбах Алекса Фергюсона, Юрия Семина и Леонида Слуцкого.

Алексей Киричек: Выбор тренера – одно из важнейших решений, ответ за которое несет менеджер. Ошибся с подбором специалиста раз, второй, и карьера, можно сказать, закончилась. Тебе просто скажут, что ты не разбираешься в этом спорте. Поэтому важно постоянно отслеживать перестановки, замечать появление новых лиц в тренерском цехе. В общем, находиться в поиске того наставника, который вам максимально подходит. Конечно, члены совета директоров так или иначе будут оперировать своим представлением о футболе, но менеджеру необходимо предложить им того, кто будет одновременно отвечать некой игровой философии клуба и, при этом, будет готов вносить что-то новое, реагировать на появление свежих схем, решений и так далее.

Вот Алекс Фергюссон – глядя на него, игроки чувствуют, что такой человек может зажечь их на решение задачи, объяснит, что они должны делать на поле. В то же время есть масса аксакалов, которые, приходя строить новую команду, вспоминают, как было «у них» 20 лет назад. Современным игрокам, с их амбициями и зарплатами, это не очень понятно, они живут уже в другой реальности.

Олег Яровинский: Здесь многое зависит от уровня чемпионата. В низших лигах выбор наставника часто намеренно основан на решении краткосрочных задач. Скажем, вам нужно подняться эшелоном выше, и вы ищете ремесленника, который хорошо понимает специфику турнира – и я не подковерных играх сейчас. Не уверен, что нынешние Семин или Слуцкий справились бы, отправь их руководить клубом низшей лиги – они просто отвыкли от этого уровня.

А.К.: Футбол – это во многом искусство HR. При этом выбор тех, от кого зависит результат на поле - наставника и, в особенности, игроков, происходит в условиях внешнего давления. Поэтому PR – это значимая и постоянная часть деятельности менеджера. Так, акционерам стоит сообщать не только о результатах, которые они и так увидят в СМИ – то есть, достижениях основной команды, но и говорить о том, чего вы, скажем, добились в работе с клубной академией. Любой ФК – это множество подразделений, и важно «держать руку на пульсе» каждого из них. Если тренер о многом не знает, то менеджер в курсе всего. И важно это «продавать», показывать, что пришел работать на перспективу.

Поддержка отношений со СМИ точно также входит в обязанности менеджера – «непубличности» быть не должно. От вас требуется работать с негативом, «подкупать, не платя». Но заигрывать тоже не стоит: это среди тренеров и игроков дела обстоят немного иначе – даже резкие отзывы о той или иной команд не значат, что дорога в нее закрыта. Менеджеру же следует всегда держать в уме, что любое публичное слово может навсегда закрыть за ним дверь в клуб.

При этом влияние тренера на фанатов и СМИ выше, чем у менеджера. Наставнику команды проще выстроить отношения с прессой, и в случае неудач свести все к тому, что ему не купили нужных игроков. Это очень показательная история, в которой менеджер всегда находится в слабой позиции. Считая, что управленец априори плохо разбирается в футболистах, тренер давит на то, что ему нужен игрок именно из его списка. СМИ готовы раздуть из любого трансфера историю – ведь им надо о чем-то писать. Плюс на горизонте часто маячит агент футболиста, который будет добиваться наиболее выгодных условий для своего клиента. А у вас – менеджера – есть утвержденный бюджет и задача найти игрока.

Вы исключили из этой картины фанатов? Их мнение вообще не учитывается?

А.К.: Скажу так – давайте разделять эмоции и бизнес. Опосредованно болельщики влияют на клуб, но это сказывается на его RP-деятельности, не на бизнесе. Мне доводилось общаться с фанатами, и я объяснял им: в России для клуба поступления от продаж билетов на стадион – это, скажем, 2% бюджета, то есть всего лишь вопрос поиска одного дополнительного спонсора.

О.Я.: Конечно, в мировом футболе есть примеры того, как группы болельщиков влияют на назначения; но это возможно в странах, где они приносят деньги. У нас же их экономическое влияние минимально. Пока наших болельщиков можно назвать атрибутом клуба, который берегут на перспективу – в надежде, что ситуация будет улучшаться и поступления в клубную казну станут более существенными.

Хорошо. Но вы все повторяете - «разбираться в футболе». Что это, в вашем понимании?

О.Я.: Знаете, чем ковбой отличается от шахматиста? Первый сначала палит без разбора, а потом пытается что-то разглядеть сквозь пороховой дым. А вот второй – он умеет мыслить системно. И системное мышление – то, в чем не должен себе отказывать ни один менеджер. Это и значит, что он разбирается в игре. Менеджер не может просто полагаться на мнение тренера или агента. Ему нужен хорошо организованный селекционный отдел, который выработает понятную систему оценки игроков и будет мониторить, кто и где сейчас играет, особенно – при учете лимита на легионеров – внутри нашей страны.

А.К.: Отмечу, что работу селекционного отдела должен налаживать не тренер, а именно менеджер клуба – ведь это ему нужна информация для принятия решений, данные по реальной стоимости футболистов.

О.Я.: Кстати, дело обстоит сложнее, если тренер имеет свой выход на совет директоров. В этом случае наставник всегда может переиграть менеджера, сославшись на свои прошлые заслуги. В совете директоров собраны люди, сделавшие себе имя в других бизнесах, футбольный клуб для них – это увлечение, это мечта жизни, а не работа. Они готовы смотреть тренеру в рот, им интересно с ним.

А.К.: Вот поэтому тренеру важно напоминать, что он – тоже наемник, и правильно направлять его. Я считаю, что футбольный клуб должен быть бизнес-структурой, а не «семьей». Да, для тренера работа в клубе – это всегда вопрос «остаться в кресле на месяц, на сезон», даже если сейчас все идет хорошо. Находясь в состоянии постоянного стресса, тренер видит на пару месяцев вперед, не замечает многих вещей, которые должен держать в поле зрения управленец. Менеджер должен работать на перспективу, предугадывать, каким этот клуб будет не только через год, но и через десять лет, что будет с его финансами. Вы представляете, каким «амбарным замком» для казны станет желание тренера приобрести группу 30-летних футболистов?!

О.Я.: Соглашусь. Глаз у тренеров, действительно, часто «замыливается», ведь от них требуют результата здесь и сейчас. Мне кажется, тренерская работа в чем-то сродни прыжкам в воду: спортсмены на подсознательном уровне боятся разбиться, но все же выполняют элемент. Так и тренер - ему нужно сделать все, чтобы не потерять работу после ближайшего тура, и при этом наладить качество игры.

Так как менеджеру найти общий язык с тренером?

О.Я.: Здесь нет рецепта. В идеале, все решения должны достигаться в диалоге. Вы не задумывались, почему на фланге защиты в ЦСКА чаще выходит Щенников, а не Березуцкий? Второй играет стабильнее, но ведь менеджмент и тренер как-то договорились, что на поле будет выходить более молодой игрок. А ведь ответственности за результат никто не снимал! Думаю, все заметили, что Березуцкий уже достиг потолка, а Щенников может прогрессировать. И задача тренера сейчас – дать ответ, будет ли из Георгия толк.

Все новости >