Диалоги о шоу-бизнесе
«Несколько лет я не интересовался этой индустрией, а теперь мне вновь стало интересно. И я пришел узнать у вас, молодых продюсеров, чем «дышит» современный шоу-бизнес», - вот так необычно начинает Игорь Стоянов занятие со слушателями образовательной программы «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений». Казалось бы, что нового можно сказать человеку, чье имидж-агентство «Персона» сотрудничало с Cirque du Soleil, Russian Fashion Week, «Новой волной» и «Песней года», одевало ведущих MTV, «МУЗ-ТВ», «РЕН-ТВ» и общенациональных «Вестей»? Но лекция, быстро превратившаяся в живой диалог с аудиторией, показывает: за годы работы Стоянов не разучился слушать. И пришел научить этому полезному навыку слушателей RMA.
Большая часть первой встречи Игоря со слушателями групп ШБ-20, ШБ-21 и КГД-15 посвящена знакомству – каждый пришедший встает и кратко рассказывает о своем опыте и том, чего хочет достичь в индустрии. Многим Стоянов находит, что ответить. Хотя такие диалоги длятся одну-две минуты, они полны интересных профессиональных подробностей, а также дают понимание: имидж артиста и продюсера – это не только грим или дорогой костюм. Игорь встречает земляка из Тольятти, где прошли его детство и юность, заставляет слушателей задуматься, так ли уж велика разница между мирами ТВ и шоу-бизнеса, а также намечает потенциальный тренд – старт проектов из регионов. Мы успеваем обсудить, можно ли разбогатеть на своем творчестве, рассуждаем об имидже панк-звезд и академических музыкантов, делимся впечатлениями о том, как кризис сказался на индустрии, и многое другое.
Представляем вашему вниманию наиболее интересные диалоги Стоянова со слушателями RMA.
«Чтобы быть услышанным, надо быть увиденным»
Одной из первых с Игорем знакомится Наталья Митасова, вокалистка и бас-гитаристка панк-группы Garage Flower. Стоянов тут же обращает внимание на довольно нейтральные стиль одежды и укладку слушательницы, чей коллектив исполняет далеко не нейтральную музыку.
Наталья: В RMA я пришла, чтобы научиться, как продвигать панк, познакомить с этой музыкой, в том числе собственной, более широкую аудиторию…
Игорь: Для меня панк – это, как минимум, зеленые или синие волосы и очень яркий стиль одежды. Наверняка многие сталкивались с ситуацией: я говорю правильные вещи – на совещании, в своей компании, еще где-то, – но меня не слышат. Чтобы вас услышали, нужно, чтобы вас сначала увидели. Будьте заметными.
Это особенно актуально для артиста, который должен запоминаться за счет определенного внешнего вида, риторики текстов, в общем, имиджа. До какого-то момента – пока вас не услышат - эти вещи играют даже большую роль, чем музыка.
«Вы хотите заработать творчеством?»
Один из слушателей признается, что живет с мечтой «заработать миллион», занимаясь творчеством. Такая позиция тут же цепляет Стоянова.
Игорь: А назовите мне хоть одну по-настоящему творческую натуру, состоятельную по меркам общества?
Слушатель: Юрий Антонов.
И.: Так. Но по манере он, как мне кажется, - такой «советский человек», поэтому заработал деньги здесь, а не в другой стране. Как вы думаете, в какой момент у него появилась мысль о зарабатывании денег?
С.: Наверное, когда он впервые вышел на сцену. А может и раньше…
И.: Не уверен. Смотрите. Когда любое творчество ставит изначальной целью зарабатывание денег, то в итоге мы получаем Баскова. Поэтому всерьез подумайте насчет того, чтобы использовать свой талант для зарабатывания денег.
Наверное, бывают артисты, готовые душу продать за успех. Но это уже не про творчество. Ведь что такое идеальный имидж – это когда внешнее соответствует внутреннему. Когда артист занимается тем, что его по-настоящему волнует.
- А я хотел бы достичь максимально развития, найти себя одновременно и как музыкант, и как менеджер, - включается в беседу Сергей Девяев.
Игорь: Мне кажется, это две изначально разные истории, и одна исключает другую. Лучше определиться и идти к одной цели.
«В кризис выживет музыка с корневой системой»
Следом внимание Стоянова привлекает Заурбек Парсиев, который тоже хочет заработать миллион, занимаясь музыкальным бизнесом. Игорь тут же видит, как реализовать мечту молодого человека с максимальной пользой для общества.
Игорь: Когда начался кризис, мы в своей компании обсуждали, какие рестораны выживут в это непростое время. И я подумал: точно продолжит существовать национальная кухня – армянская, азербайджанская и т.д.
Также и в музыке: мне кажется, что традиционная музыка сегодня – это и ниша для заработка, и возможность облагородить культуру своего народа. Вот Вы – сын своего, осетинского, народа. Мне кажется, что для Вас продвижение музыки, основанной на национальном компоненте, - это кратчайший путь наверх.
Заурбек: То есть сейчас актуальна та музыка, что имеет «корневую систему»?
Игорь: Точно. При этом, как мне кажется, в сегодняшнем мире эффективнее, в том числе дешевле, начинать в регионах. Все рвутся в Москву, чтобы стартовать отсюда, потому что привыкли считать что здесь, вроде бы, есть возможности. Конечно, регионы регионам рознь, но эта история не про «завязнуть там навеки» - вам попросту легче будет сначала добиться уважения тех, кто уже вас знает.
Мне кажется, мы к этому придем, это правильная тема: как первые чтения в кругу друзей, как первый концерт ребенка на новогоднем празднике.
«Продюсер должен услышать вопрос правильно»
Николай Косенко в 30 секунд самопрезентации укладывает историю «своих университетов»: по первому образованию он эколог, теперь он пришел к бизнес-образованию «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» RMA. «Сейчас я хочу попробовать себя в качестве режиссера», - говорит он.
Игорь: А какие из недавно вышедших фильмов вас впечатлили?
Николай: Знаете, я выступал дублером Сергея Безрукова, исполнявшего главную роль в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой». И мне очень понравилось.
И: А мы могли уже видеть эту картину?
Н: Вообще-то нет. Она выйдет этим летом.
И: Вот, это важный и показательный момент. Ведь изначально мы говорили о фильмах, вышедших в прокат. Мне кажется, продюсер, да и любой специалист в музыкальном бизнесе, должен уметь расслышать вопрос правильно.
Почему у классической музыки нет своей желтой прессы?
За полтора часа мы узнали, как создавались первые продюсерские центры в 90-х, поговорили, насколько правильно, когда молодая жена занимается продвижением мужа-музыканта, и даже выяснили, что есть христианский рок и какое отношение к нему имеют легендарные U2. Люди немного устали. Одной из последних о себе рассказывает Юлия Боссерт, координатор фестиваля камерной музыки «Весна в России 2011». И все же Стоянов находит новый интересный сюжет, к обсуждению которого подключается вся аудитория.
Игорь: Интересно, а почему у академической музыки нет своей желтой прессы?Аудитория: Но ведь и хорошей, аналитической прессы нет – те, кто освещают эту тему, сваливают все в кучу, да и пишут, опираясь не на объективные показатели, а «рейтинговость» своего издания.
Да и объем рынка – всего два процента!
И: Зато качество публики обратно пропорционально ее количеству. Неужели лишь немногим интересно собрать зал, пускай, на тысячу, но «качественных», зрителей, показать им качественный продукт? Некая закрытость – в этом «соль» академической музыки.
Хотя, думается, у нас вообще существует порочный стереотип, что людям интересна в артистах только грязь: наркотики, разводы и так далее. А ведь стоит переступить эту грань, и обратной дороги нет.
Читайте также:
"Персонализация" шоу-бизнеса - отчет о лекции Игоря Стоянова "Имидж артиста"