Новости
Выбор факультета
19 мая 2011

День, когда не станет трендов

К кому идти договариваться, чтобы раскрутить свой сервис в России, и в чем позиции «Яндекса» точно сильнее Google Russia? Почему стартап и бизнес – это не то что не одно и то же, а вещи вовсе несовместимые? Какие направления можно «доить» сейчас, что будет актуально через год-два, и каким станет интернет в конечном итоге? «Старожил» Рунета, работающий в индустрии с 1996 года, директор по маркетингу компании Vidimax Антон Никитин знает ответы на эти вопросы. Слушателям образовательной программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» осталось структурировать полученную информацию и начать запускать успешные бизнесы.

Рунет – это политика

Если вы западный проект и хотите сделать что-то масштабное, имеет смысл идти к Google или Microsoft. Если вы желаете охватить бескрайние просторы России, свыше 70% населения которой «интернетизируется» к 2014-му, идти к Microsoft странно, а к Google – можно, но, пожалуй, не в первую очередь.

«Яндекс», Mail.ru Group, «ВКонтакте», «Одноклассники» и Google – в таком порядке расположилась пятерка лидеров Рунета», - приводит Антон Никитин результаты исследования TNS Web Index по оценке «вкусов» аудитории Рунета. – «Как мы видим, лидер – местный, он не пришел из западной корпорации. Любопытно, что по такой же модели живут Китай, Корея и Чехия. В России еще можно пробовать пообщаться с Google; но никак не с Microsoft – у них не получается предложить аудитории интересный контент. Лучше пытаться стратегически договариваться с Mail.ru или «Яндексом».

            

Антон также отмечает тонкий «политический» момент, который накладывается на популярность российских проектов: «В проектах Mail.ru Group у государства опосредованно есть доля, хотя там, конечно, нет госструктур. А «Яндекс» в 2009-м выпустил приоритетную «золотую акцию», держателем которой стал «Сбербанк», – обладая ей, банк может накладывать вето на продажу крупных долей бизнеса поисковика. Так что, если речь зайдет об общении с чиновниками, как вы думаете, в пользу кого будет сделан выбор – местного или западного интернет-гиганта?»

Что касается «ВКонтакте», то Никитин считает, что с ними невозможно договориться – ведь у Павла Дурова и Ko и так все хорошо. «Вам попросту нечего им предложить, и даже инвестор, как мне кажется, не может особо повлиять на них. Все, что остается, – пользоваться «экосистемой», понимая, что правила игры могут поменяться в любой момент».

Бизнес и стартап – несовместимо

Никитин убежден: построить успешный бизнес и создать стартап – это две разных истории, которые не стоит смешивать. Антон считает, что люди, идущие по пути бизнесмена и стартапера, попросту обладают разными типами мышления. Первые отправляются четко выполнять бизнес-план на рынок, чей объем известен, вторые – стараются побыстрее продать инвестору историю с невыполнимым бизнес-планом.

«Вот пример: сложно одновременно заниматься собственным «свечным заводиком» и строить ракету на Марс. Предположу: если будете делать и то и другое, в какой-то момент побежите на космодром, чтобы продать там побольше свечек», – смеется Никитин. – «Создание стартапа – это умение понять сферу интересов инвестора плюс искусство убеждения. Если вы со своим стартапом сидите без инвестиций, значит, не нашли человека, для которого решили бы проблему – куда деть деньги».

Если же вы хотите создать стабильный бизнес, то должны четко понимать, как будете «доить» существующий рынок, откуда возьмете деньги, и какую долю рынка завоюете. По результатам за 2010-й год, озвученным на РИФ+КИБ 2011, Антон выделяет несколько «дойных» рынков или «Cash Cows», показавших рост:

  • Реклама – рынок медийной и контекстной рекламы показал рост на 40%, сейчас его объем оценивается в 26.7 миллиардов рублей (по данным АКАР); 
  • Веб-разработка – рынок вырос на 30%, его объем оценивается в 8-10 миллиардов рублей (по данным издания «Интернет в цифрах» и 1С Битрикс);  
  • SEO-оптимизация – рост на 20%, объем – 7.2 миллиарда рублей (по данным компании «Ашманов и партнеры») 
  • Тиражный софт – рост на 15%, объем – 100 миллиардов рублей; 
  • e-Commerce – рост 40%, объем – 210 миллиардов рублей (по данным Ozon.ru и Data Insight); 
  • Электронные платежи – рост 75%, объем рынка – 70 миллиардов рублей (по данным Ассоциации «Электронные деньги»).

Тренды: на завтра и навсегда

– Уже сейчас я могу дозвониться до большей части жителей планеты. Или отправить через Twitter сообщение Президенту. Вопрос – зачем? Рост технологий уже дал нам больше возможностей, чем у нас существует потребностей. Но, мне кажется, все будет двигаться к тому, что когда-то мы сможем получить доступ к любой информации из любой точки мира. И этот тренд станет конечным в развитии интернета.

Но что актуально в более обозримой перспективе? Скажем, в ближайшее десятилетие.

– Думаю, это конвергенция медиа, телевидения и интернета – их объединение по одному проводу. Собственно, этим уже занимается компания Vidimax, в которой я работаю. Хотя, ТВ может сопротивляться. Но – никто не видит, за счет чего может расти аудитория и заработок у телевидения. Интернет по охвату аудитории догнал ТВ, а в некоторых сегментах – уже обгоняет. Например, принято считать, что «молодежь ушла от телевизора». Да нет, она смотрит телевизионный продукт, но… скачивает его с торрентов.

            

А что вообще можно сказать о сегодняшней аудитории Рунета?

– Давайте обратимся к моей презентации. Сейчас рост аудитории интернета не такой позитивный, но, по статистике, ежемесячно сетью уже пользуются 57 миллионов человек. Если брать возрастные показатели, основной прирост дают люди за сорок (и вы должны понимать, чего хочет «старший сегмент»), а по географии – города с населением менее полумиллиона человек.

Скажем, женская аудитория интернета более активна. И это логично, так как совпадает с соцдемом, ведь охват интернета в России, по прогнозам ФОМ, к 2014-му году составит 71% населения. Поэтому, если вы хотите собрать активную аудиторию, которая что-то будет делать у вас на ресурсе – «разыграйте помадку». То есть введите опросы, рекомендации «подружкам» и так далее. Соцсети – чуть более «женские»; да и типичный пользователь интернет-магазина – это дама лет 35. А вот торренты, бизнес-ресурсы более привлекают мужскую аудиторию.

Что можно предложить этим людям уже сейчас?

– Рост числа пользователей мобильного интернета в России – это тренд. Location-based сервисы набирают обороты, но я еще не вижу какого-то «убийственного» проекта в этой области. Думаю, он появится в ближайшие год-два. LBS – это новое измерение контекста нашей реальности, а реклама в таких сервисах будет выгодна малому бизнесу.

Расскажу о еще одном интересном направлении. Контекстная реклама проще и устойчивей, хотя, в отличие от «медийки» с ее сотнями тысяч долларов, сюда вкладывают сотни тысяч рублей. То есть «средний чек» иной, и основная проблема в контекстной рекламе – это обработка массы мелких транзакций. Мне кажется, будут актуальны инструменты для автоматизации процесса, которые заставят клиентов делать все самостоятельно.

            

А вот социальные сети и Web2.0… Здесь почти не видно свободных и интересных ниш. И нужно понимать, что вы продаете не проект, а сервис. Можно привести пример Facebook– в Северной Америке его воспринимают в качестве витрины, возможности «продать» себя и сделать карьеру, то есть реализовать ту саму американскую мечту.

В целом, социальные сети – уже «за гранью». А вот разработка под них игр, обеспечивающих коллективное взаимодействие, – наоборот, горячая область. Потому что люди платят за возможность самоутвердиться; пускай это всего несколько процентов от общего числа пользователей, но мне называли цифру в $35 000 как сумму, которую один человек за месяц потратил на игры. И это очень показательны пример виртуальной экономики: деньги приводят к минимальному действию в реальности – движению головки винчестера.

P.S. Заканчивая занятие, Антон «читает сказку» о телевизоре будущего: представьте, что на целый дом стоит единый ТВ-блок, дающий индивидуальную картинку каждому человеку. То, что вам показывается, подстраивается под ваше настроение, вычисленное на основе предыдущих взаимодействий. Сказка ли? Никто точно не знает. Но пока Никитин советует – создавая продукт, «затачивайте» его под максимальное число носителей, предлагая свою специфику для каждого.

Цифры и слайды взяты из обзорных докладов РИФ+КИБ 2011:

Презентация Сергея Плуготаренко «Интернет в России»

Презентация Руслана Тагиева «Аудитория Рунета»

Читайте также:

"Первый после Хабра" - Дмитрий Навоша (Sports.ru) о плюсах и возможностях персонализации в интернете;

"Теория управляемого взрыва" - Соня Соколова (Звуки.ру) о работе с современными пользователями интернета

"Вы знаете, к кому идти работать" - Владимир Долгов (Google Russia) от трендах интернет-рынка на ближайшие 5 лет

Григорий Бакунов ("Яндекс") о том, как искать стартап-тренды - интервью для GreenfieldProject

Все новости >