Лекции по LBS от факультета "Менеджмент в сфере интернет-технологий"
Location-based сервисы – относительно новый тип информационных и развлекательных проектов, которые позволяют пользователю смартфона решать бизнес-задачи, узнавать, где и чем заняты его друзья, сообщать о себе, находить интересные места поблизости. Все это в контексте текущего местонахождения, для определения которого используются технологии GPS или A-GPS, данные базовых станций сотовых сетей GSM и UMTS либо точек доступа Wi-Fi. Эксперты единодушно отмечают, что на сегодня LBS является одной из самых перспективных областей интернет-рынка.
«LBS – это новое измерение контекста нашей реальности, а реклама в них будет выгодна бизнесу. Location-based сервисы набирают обороты, но я еще не вижу какого-то «убийственного» проекта в этой области. Думаю, он появится в ближайшие год-два», – заявил недавно преподаватель-практик RMA Антон Никитин. Пока рынок ждет нового «героя», RMA открывает серию встреч с создателями российских геолокационных проектов. Первым со слушателями программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» 15 июня встретится сооснователь AlterGeo Денис Алаев.
На сегодня AlterGeo собрал аудиторию свыше 700 000 пользователей в России и странах СНГ – сервис в его нынешней версии позволяет вам отмечаться (check-in) на карте, получая за «чекины» виртуальные статусы и реальные бонусы от партнеров проекта; узнавать, что делают ваши друзья, и кто вообще находится поблизости, а также общаться с этими людьми через встроенный чат. Сервис работает на всех популярных мобильных платформах – iOS, Android, Windows Mobile, Symbian, а также предоставляет веб-сервис.
Первый LBS-сервис появился в Японии в начале 2000-х. С развитием мобильного интернета число проектов стало стремительно расти, а их создатели уделяли все больше внимания развитию социального интернета – достаточно сказать, что свои геолокационные сервисы уже запустили Facebook и «Вконтакте». За несколько последних лет стремительно выросли игровой проект Gowalla, наиболее известный check-in сервис Foursquare, а также десятки других компаний по обе стороны Атлантики. Самым заметным игроком «российского происхождения» стал AlterGeo.
Недавно проект закрыл второй раунд инвестиций – в мае 2011-го было объявлено, что в него вложились фонд Intel Capital совместно с Almaz Capital и американской предпринимательницей Эстер Дайсон (учредитель EDventure Holdings, инвестор Flickr, del.icio.us, XCOR, Zero-G, Space Adventures, 23andMe и других компаний). РИА «Новости» со ссылкой на генерального директора AlterGeo Антона Баранчука сообщают, что речь идет о нескольких миллионах долларов. Как уточняют «Ведомости», сумма сделки могла составить до $ 10 миллионов.
AlterGeo, первоначально носивший название Wi2Geo, появился в 2008 году как картографический сервис, позволявший определять координаты способом, альтернативным технологии GPS, – по точкам WiFi доступа. Посевные инвестиции были получены от фонда AddVenture. В 2009 году услугами проекта стали пользоваться в Livejournal, а вскоре был привлечен первый раунд инвестиций от Kite Ventures. Годом позже «Яндекс» стал использовать сервис в мобильных «Яндекс.Картах» (правда, позднее компания ввела собственный сервис). Сейчас лицензию AlterGeo на технологии позиционирования закупают MTC и QIWI.
В феврале 2010-го AlterGeo стал провайдером данных для Яндекс.Бара. В панель «Яндекса» для браузеров добавилась возможность определять местоположение при помощи точек Wi-Fi доступа. С этой новинкой пользователи любых устройств, подключенных к беспроводному интернету, смогли находить интересные места неподалеку – кафе, рестораны, кинотеатры и так далее.
Эти заведения часто являются рекламодателями, и сотрудничество с ними – еще один источник дохода AlterGeo. Сервис ушел от «голой» технологии, предоставив людям делиться информацией о своем положении, получая за это призы и бонусы в ежедневном розыгрыше, а бизнесам – новые возможности для контакта с потенциальными клиентами. В 2010-м проект запомнился многим выборами «мэра Москвы», а также сотрудничеством с ресторанными сетями. А в мае-июне этого года был запущен совместный конкурс со «Сбербанком» – пользователям сервиса предлагается чаще других «чекиниться» в местах, принимающих оплату по карточкам банка.
Статьи Wikipedia, посвященные геолокационным сервисам:
Статья о location-based сервисах
Статья о технологии работы AlterGeo
Статья «Виртуальный цифровой помощник» - новое поколение рекомендательных сервисов на основе LBS
Кейсы от AlterGeo:
ВТБ 24 запускает программу лояльности с AlterGeo (WebPlaneta, май 2011)
7 советов Дениса Алаева по привлечению первых клиентов в интернет-бизнес (Forbes, март 2011)
Дискуссия о будущем LBS в России с участием представителей российских геолокационных сервисов AlterGeo, ePythia и POIdo (сентябрь 2010, Startup Crash Test Moscow)
Выборы «мэра Москвы» и HTC Hero в подарок (Habrahabr.ru, июль 2010)
«Росинтер» отследит постоянных посетителей на AlterGeo (материал издания WebPlaneta) (июнь 2010)
Читайте также:
День, когда не станет трендов – лекция Антона Никитина (Vidimax) о LBS-сервисах и других трендах инетрнет-индустрии
Groupon перешел к открытому бета-тестированию своего LBS-приложения – лекция Анны Березовской, CO-CEO Groupon Russia