Новости
Выбор факультета
18 сентября 2008

"У нас были хорошие учителя"

Лекция главы российского представительства компании Google Владимира Долгова для слушателей программы «Менеджмент в сфере интернет – технологий»

«Делать ставки против интернета глупо, это все равно, что ставить против человеческой изобретательности» (Эрик Шмидт, генеральный директор Google)


Самая популярная поисковая система, выросшая из разработок двух аспирантов кафедры информатики Стэнфордского университета – Лэрри Пейджа и Сергея Брина, все более укрепляет свои позиции в России. За три года Google значительно увеличил долю в российском поисковом трафике, занимая в настоящее время второе место после Yandex (более 22 процентов, согласно статистики LiveInternet). Наиболее заметное событие российского сектора Интернета прошедшего лета также связано с Google: последнее его приобретение – система контекстной рекламы «Бегун», принадлежавшая ранее Rambler – заставило аналитиков пересмотреть прогнозы развития сферы Интернет в России. Одну из определяющих ролей в разработке стратегии компании на российском рынке играет глава представительства Google в России Владимир Долгов. О своем видении текущего положения и перспективах развития Интернета и электронной торговли он рассказал в ходе лекции для слушателей программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере интернет – индустрии» Государственного университета управления.

Харизматичный и уверенный в себе Владимир Долгов с первых слов завладел вниманием аудитории и не терял его в течение всей лекции. Интерес слушателей выражался в многочисленных вопросах, задававшихся преподавателю в течение всего занятия, которое тот разделил на две части.

В первой части лекции г – н Долгов коснулся текущего состояния дел в российском секторе Интернета и описал перспективы его развития. Нынешнее состояние общества он охарактеризовал как «5-ю научно-техническую революцию», указав на наиболее характерные ее признаки: бурное развитие вычислительных технологий, электроники, средств коммуникаций. Научно – технической революции сопутствуют две другие: информационная (все большее количество людей получают доступ к информации, а сама информация становится цифровой) и коммерческая (информация от продавца до покупателя теперь доносится стремительно вне зависимости от того, где находятся тот и другой). Важнейшую роль в указанных процессах играет Интернет – самая быстро развивающаяся информационная среда.

Далее г – н Долгов рассказал о текущих задачах, стратегии развития и целях компании Google. Он отметил, что основным ее бизнесом является реклама в Интернете. Если раньше она работала по большим площадям и использовала один канал для продвижения одного продукта, то сейчас ситуация кардинально изменилась: множество продуктов продвигаются по множеству каналов. Если использовать аналогии с описанием архитектуры баз данных, то ранее взаимосвязь между продуктом и потребителем выражалась отношением «один ко многим» (один товар для нескольких потребителей). Затем соотношение поменялось в соответствие с формулой «многие ко многим». В настоящее же время, в связи с акцентом на учет нужд каждого конкретного клиента, эта связь может быть описана как «многие к одному», в результате чего своего потребителя, согласно теории «длинных хвостов» Криса Андерсона, находит до 98 процентов товаров, входящих в ассортимент, представленный интернет – торговлей, вне зависимости от его широты.

Google появился на волне бурного развития Интернета. Первоначально поисковик был темой диссертационного исследования двух аспирантов -- Лэрри Пейджа и Сергея Брина. Основной их задачей была разработка идеальной поисковой машины, которая понимала бы, что ищет пользователь и выдавала ему наиболее подходящее соответствие. К этой цели Google продолжает продвигаться и в настоящее время. В то же время компания активно работает над концепцией повышения функциональности интернета, чтобы пользователь мог всюду чувствовать себя так, словно он находится на своем привычном рабочем месте. Эта концепция, получившая название «Cloud Computer», заключается в сохранении всех необходимых пользователю данных и бизнес-логики для последующей обработки в сети. Таким образом, возможность полноценной работы в интернете может быть обеспечена при выходе с любого устройства.

Говоря о перспективах развития глобальной сети, г-н Долгов обратил внимание на изменение характера новых разработок интернет - контента: он подчеркнул, что если раньше это было прерогативой профессионалов, то теперь доступ к формированию контента получают самые широкие слои Интернет-аудитории. После этого Владимир Долгов сформулировал идею мира с точке зрения Google: по его мнению, все происходящие в мире события отражаются в поисковике – на уровне запросов. Миссия же самой компании состоит в том, чтобы способствовать четкой организации информации, делать ее более доступной и полезной для всего человечества.

Во второй части лекции акцент был сделан на анализе особенностей мировой и российской интернет-торговли. О них г – н Долгов рассказывал на примере как крупнейших мировых игроков на рынке электронной коммерции (E-Bay, Amazon.com), так и одного из российских лидеров в этой сфере – интернет-магазина Озон. Докладчик коснулся основных законов функционирования рынка, условий привлечения и удержания покупателей, видов торговых Интернет-площадок. Отметив, что рынок Интернет-торговли в России имеет огромный потенциал, г-н Долгов описал технологии прогностических расчетов для организаций e-commerce.

Завершая лекцию, г-н Долгов ответил на вопросы аудитории.

О доли рынка Google в поисковом трафике. «В настоящее время не существует разработанных для российского сегмента метрик, которые позволяли бы объективно определить долю той или иной компании в общем числе поисковых запросов. К примеру, используемые в большинстве случаев для этой цели счетчики посетителей на сайтах (SpyLog, LiveInternet) указывают число переходов по результатам запросов на различных поисковиках. Однако, чем менее совершенна поисковая машина, тем больше бесполезных переходов по результатам поиска сделает пользователь. И тем более высокое место в рейтинге занимает этот поисковик».

О собственных разработках Google в России. «В России у Google два центра разработки: в Москве и Санкт-Петербурге. Их специалисты принимают участие и в общих разработках компании. Собственными разработками являются элементы тулбара и оптимизация русскоязычных запросов».

Об особенностях разработки программного обеспечении в США и России. «Опыт разработки софта в России существенно отличается от американского: там – это конвейер, с точно расписанными ролями, с четко разделенными этапами. В России же разработка программного обеспечения – это все еще порыв гения».

О цели компании Google. «Мы хотим оставаться технологической, а не медийной компанией. В то время, как медийные компании зарабатывают на размещение контента, Google предоставляет платформу для зарабатывания денег».

О покупке системы контекстной рекламы «Бегун». «Пока сделка не прошла регистрацию. Что касается дальнейших шагов: не хотелось бы менять основные принципы работы приобретенной компании. Вообще, покупка «Бегуна» не привела к увеличению доли в поисковых запросах, зато привела к увеличению доли на рынке рекламы».

О законодательных ограничениях на информацию, размещенную на Google (например, на карты). «Ограничений как таковых нет. По просьбе некоторых государств было уменьшено разрешение некоторых карт: из-за опасений, что они могут быть использованы в террористических целях».

О секрете успеха компании Google. «Как заметил когда – то Сергей Брин: «У нас были хорошие учителя».

Справка: Владимир Долгов. Родился в 1959 году. В 1982 –м окончил Московский физико-технический институт. В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию. Работал в компаниях CompactBook Publishing, R-Style, ЛУКОЙЛ-Информ. Был главным редактором интернет-портала Prosto.Ru, генеральным директором ЗАО «Оксирис». В июле 2000 года перешел в интернет-магазин Ozon.ru, где в течение пяти лет последовательно занимал должности технического, коммерческого и генерального директора. С декабря 2005 года – глава представительства Google в России. В 2005 году получил диплом MBA California State University, East Bay.

Все новости >