Новости
Выбор факультета
03 октября 2008

Аутсорсинг бизнес - процессов и инвестиции в людей

Лекция директора по развитию компании HeadHunter.ru Аркадия Сандлера для слушателей программы "Менеджмент в сфере интернет - технологий"

В интернете появляется все больше ресурсов, предоставляющих услуги в области B2B (business-to-business – бизнес для бизнеса) – экономического взаимодействия юридических лиц в Интернете (чаще всего под B2B понимаются системы электронной коммерции). Рост интернет-торговли и продолжающаяся коммерциализация интернета приводят к появлению большого числа B2B проектов. Одним из самых известных в России фондов, инвестирующим в интернет-проекты (в частности, в B2B-проекты), является Digital Sky Technologies (DST). В числе объектов его инвестиций такие заметные игроки российского сегмента интернета как Mail.ru, HH.ru, Odnoklassniki.ru, Free-lance.ru. Об особенностях сферы B2B и инвестиционной стратегии DST рассказывал на лекции в Государственном университете управления Аркадий Сандлер, директор по развитию HH.ru.

«Надо разобраться, что такое бизнес-приложение, и что такое не бизнес-приложение. Тогда нам будет проще разобраться, что такое B2B» – так начал свою лекцию г-н Сандлер. После этого он предложил аудитории разобраться, почему один из двух смартофонов, которые он принес на лекцию, считается устройством для бизнеса, а второй – нет. После множества предположений слушателей, он сам указал причину: смартофон для бизнеса (BlackBerry) гарантировано берет на аутсорс часть бизнес-процессов владельца. После этой иллюстрации г-н Сандлер так определил сферу B2B: «Ключом к тому, что является B2B, является условие: может ли услуга (приложение) взять на аутсорс часть бизнес процессов и гарантировать их выполнение. B2B – это не вещь, взятая с неба, а категория услуг, предоставляемых одним бизнесом другому».

Чтобы аудитория лучше поняла суть B2B, г-н Сандлер организовал бизнес-игру. Для этого он разделил студентов на три группы. Первой группе он предложил выписать интернет-ресурсы, которые не предоставляют услуг категории B2B, второй – предоставляющие такие услуги, и третьей – те ресурсы, которые представлены как в сфере B2B, так и в сфере B2С (business-to-customer – бизнес для клиента). После этого каждая группа должна была обосновать свои решения. Обсуждение результатов прошло достаточно бурно. В ходе дискуссии слушатели все лучше понимали, что может быть отнесено к B2B, а что -- нет.

Оставшуюся часть лекции г-н Сандлер отвечал на вопросы аудитории, которую интересовала, в основном, инвестиционная политика фонда DST.

Какие интернет-проекты представляют интерес для DST? «На сегодняшний момент в качестве объектов для инвестирования рассматриваются проекты, которые по уровню консолидации приближаются к 50 миллионам. И которые будут развиватьcя в перспективе. Ранее проводилась практика инвестирования и в развивающиеся проекты, которые показывали рост в десятки процентов в месяц. Бизнес – это в любом случае люди. Каждый Интернет-проект в России – по сути, стартап. В каждой компании, сколько бы там не было сотрудников, правит творчество. Только очень крупные компании требуют привлечения системности. Примером этому может служить HH. Мне, конечно, радостно видеть привлечение системности. Но все-таки, бизнес – это люди. И все инвестиции – это инвестиции в людей. В тех людей, которые нас зажгли, в которых мы поверили.

Если мною будет развиваться проект типа «социальная сеть», что мне нужно сделать, чтобы DST обратила на меня внимание? «Вам необходимо стать как минимум вторым в своей нише рынка».

С какого этапа целесообразно привлекать инвесторов в свой проект? «Чем дольше вы сможете двигать проект своими силами, не выходя на инвесторов, тем выгоднее для вас».

Насколько активны сейчас бизнес- ангелы и каков средний объем их инвестиций в отдельный интернет-проект? «В настоящий момент из-за финансового кризиса их активность уменьшилась. В мировой практике объем их инвестиций составляет до 100 000 долларов в один проект. В России – иногда и до 1 миллиона долларов».

Какие направления наиболее приоритетны для DST? «В настоящее время DST более ориентирована на дорогие компании. Возможно, в перспективе в фонде появятся структуры, инвестирующие стартаперов. Вообще, можно сказать, что DST это что-то вроде аутсорсеров услуг M&A (Mergers and Acquisitions — «Слияния и поглощения»).

Нужен ли ресурс, являющийся посредником между стараперами и инвесторами? «Я думаю, что вряд ли старапер доверит свою идею третьему лицу. По крайней мере, я бы – не доверил. Каждому стараперу нужно понимать, что он не один такой умный. И что любой посредник сможет понять и реализовать идею с полунамека».

Оказывает ли DST влияние на деятельность компаний, которые в него входят? «Фонд оставляет основные решения за менеджментом компаний. DST занимается, при необходимости, консалтингом компаний: учит их правильно себя оценивать, выводить себя из кризиса развития. То есть помогает компаниям, но не лезет в управление».

Когда-то Job.ru был популярней HH.ru, теперь наоборот. Job.ru стал хуже? «Нет, это HH стал лучше. Видно, хорошо проводится маркетинговая политика».

Если частные лица продают что-то через аукцион, является ли это B2B? «Когда вы что-то продаете через аукционы, кажется, что вы являетесь предпринимателем. Однако на самом деле предпринимателями является огромное число тех, кто использует аукцион как канал продаж на постоянной основе. Так что аукцион – это и B2B, и B2C».

Используется ли инвестирование для незаконных операций вроде отмыва денег, ухода от налогов? «DST является аудируемой компанией. И заставляет все компании, которые инвестируются, входить в зону аудирования. Таким образом, согласно договоренностям фонда, незаконная деятельность недопустима».

Когда надо переходить к системности в организации? «Закладывать ее надо с начала. Момент, когда ее нужно вводить, наступает тогда, когда у вас появляются не свои подчиненные. Для нормального человека число непосредственных подчиненных равно семи. Поэтому, когда численность компании перевалила за 8 человек – надо внедрять процедурность. Жить в анархии невозможно».

Что важнее для интернет-проекта: время или деньги? «Одно не должно исключать другое».

Какие процедуры нужно вводит в первую очередь? «Процедуры принятия решений».
Все новости >