Новости
Выбор факультета
03
октября
2008
"Я мечтаю возглавить "Спартак"
В Государственном университете управления прошла встреча Дмитрия Аленичева со слушателями специализации «Менеджмент в игровых видах спорта». Самый титулованный российский футболист, после завершения карьеры игрока практически сразу же оказавшийся в кресле представителя Омской области в Совете Федерации, поделился с учащимися своим видением процессов, происходивших и происходящих в российском футболе. Ниже мы приводим некоторые высказывания Дмитрия Аленичева, прозвучавшие во время встречи.
Справка: Дмитрий Аленичев. Родился в 1972 году в Великих Луках. Воспитанник местной ДЮСШ. Игровое амплуа – полузащитник. Заслуженный мастер спорта. Выступал за команды: «Энергия» (Великие Луки, 1989), «Машиностроитель» (Псков, 1990 – 91), «Локомотив» (Москва, 1991 – 93), «Спартак» (Москва, 1994 – 98), Roma (Италия, 1998 – 2000), Perugia (Италия, 1999 – 01), Porto (Португалия, 2001 – 04), «Спартак» (Москва, 2004 – 06). Достижения: чемпион России (1994, 1996, 1997, 1998), обладатель Кубка России (1994, 1998). Чемпион Португалии (2003, 2004), обладатель Кубка Португалии (2003). Обладатель Кубка УЕФА (2003). Победитель Лиги Чемпионов (2004). Единственный российский футболист – обладатель двух европейских кубков. Один из четырех игроков в истории футбола, забивавший голы в двух подряд финалах разных еврокубков (другие – Роналд Куман, Стивен Джеррард, Роналдо). Карьеру игрока завершил в 2006 году. С 2007 года – представитель Омской области в Совете Федерации.
Дмитрий Аленичев о выступлении российской сборной на Евро – 2008: «Я считаю, нас там не должно было быть. И не было бы, если бы не героическая победа хорватов в Лондоне. В общем, нам, с одной стороны, повезло. А с другой, когда мы там все –таки оказались, лично меня почему – то не покидала уверенность, что уж из группы – то мы точно выйдем. Хотя о бронзовых медалях тогда, конечно, не думалось…»
О Романе Павлюченко: «Когда мы вместе играли за «Спартак», я на тренировках ему часто говорил: «Рома, да у тебя такие данные, что лучшим быть ты просто обязан». Мне кажется, он ко мне прислушивался. На других мог огрызнуться, на меня – никогда. Я думаю, он правильно сделал, что уехал в Англию. Здесь своего потолка он уже достиг. Знаю, он одно время собирался в «Локомотив», видимо, очень хороший контракт ему там предлагали. Но кто – то, наверное, ему объяснил, подсказал, что для него как для футболиста лучше все – таки уехать. Молодец, что послушался. Дай Бог ему удачи…»
Об Андрее Аршавине: «Ситуация с его гипотетическим отъездом меня лично раздражала. Считаю, он в первую очередь должен был сам четко определиться, уезжать ему или нет. И определившись, идти к главному тренеру, к президенту. А то, как все в реальности произошло, ни «Зениту» на пользу не пошло, ни Андрею. Считаю, что он сейчас показывает далеко не тот футбол, который показывал на Евро…»
О Юрии Жиркове: «Думаю, он тоже вполне может попробовать себя в каком – нибудь сильном европейском чемпионате, конечно, при наличии соответствующих предложений. В России в этом году он, на мой взгляд, однозначно лучший. Почти наверняка его таковым и официально признают…»
О прогнозе на исход чемпионата России: «Могу высказать собственную точку зрения. Первое место – «Рубин». Второе – ЦСКА. Третье – «Зенит».
Об Олеге Романцеве: «Он в свое время очень много сделал и для «Спартака», и для меня лично. Я приглашал его на свой прощальный матч, именно Олег Иванович должен был вывести «Спартак» на эту игру в качестве тренера. Но так сложились обстоятельства, что приехать он не смог… Что касается тех изменений, которые произошли с ним как с тренером и как с человеком, то все это случилось не за один день: мне не хотелось бы сейчас касаться этой темы, думаю, это было бы не этично. Могу только сказать, что Романцев, на мой взгляд, не должен был продавать «Спартак» Червиченко. Ведь клуб Олегу Ивановичу достался не от кого – нибудь, а от самого Николая Петровича Старостина, который рассчитывал на то, что Романцев сможет провести его по правильному пути, сохранить традиции… С этой продажи все и началось…»
О книгах Игоря Рабинера «Как убивали «Спартак» и «Как убивали «Спартак -2»: «Я обе книги прочитал. Могу сказать, что процентов 90 того, что в них написано – правда. Мне не понравилось только то, что Игорь, которого я, кстати, хорошо знаю, написал о наших отношениях с Егором Титовым. Вроде как он меня в трудную минуту предал, повел себя не так, как должен был… Заявляю: это неправда. Мы с Егором – друзья, у меня к нему никаких претензий нет. У него ко мне – тоже… Что касается всего остального, повторюсь: процентов 90 написанного Игорем соответствует действительности. Другое дело, что большая часть этой информации не должна была уйти в прессу. Понимаете, в футбольном клубе, в команде, также как в любом коллективе, есть своя внутренняя кухня, есть какая – то корпоративная этика, есть такие вещи, о которых тренеры и игроки говорят в раздевалке, и которые не должны быть известны больше никому. А то, что в том «Спартаке» находились люди, готовые вынести из избы весь сор, который в ней только накопился, свидетельствует о том, какой нездоровой была атмосфера в клубе».
О ситуации вокруг своего ухода из «Спартака» и завершения карьеры футболиста: «Я уехал из «Спартака» в 98 –м году, вернулся шесть лет спустя. И -- не узнал команды. Был неприятно удивлен, когда обнаружил, что у руководства клубом стоят люди, в футболе вообще ничего не понимающие. Однако контракт был уже подписан и мне ничего не оставалось, как его выполнять. Да, я действительно постоянно пытался наладить контакт с руководством клуба, высказать ему свои соображения по поводу того, что нужно сделать, чтобы улучшить результаты команды, но меня никто не собирался слушать. Я скажу честно: к такому отношению не привык. В том же «Порту» президент Жозе Нуну Пинту да Кошта, сам бывший футболист, приходил в раздевалку чуть не перед каждой игрой, никогда не стеснялся поинтересоваться мнением игроков, выслушивал всех, кто хотел высказаться. А президента «Спартака» Леонида Федуна я, капитан команды, видел два раза в жизни – первый, когда он приезжал в Тарасовку, чтобы озвучить задачи на сезон, и второй – на каком – то банкете. Разве это нормально? Ну хорошо, я понимаю, Федун – человек занятой, допустим, он не должен глубоко вникать в футбольные проблемы. Но в таком случае он должен был сформировать команду квалифицированных менеджеров, которым мог бы всецело доверять. Но ведь и этого не было. «Спартаком» в то время руководили дилетанты, причем многие из них предпочитали заниматься вовсе не порученными им делами. Доходило до того, что свои соображения относительно того, как нам следует играть, мне излагал клубный юрист.
В итоге все закончилось так, как закончилось. Я дал интервью «Спорт – Экспрессу», покритиковал Старкова. И руководство решило со мной расстаться. Считаю, это было неправильное решение, несправедливое. Поверьте, когда я играл в «Роме», в «Порту» ведущие игроки могли позволить себе публичную критику – еще и не такую -- в адрес и Капелло, и Моуриньо, но ни разу дело не заканчивалось отчислением, ситуацию всякий раз улаживали другими путями.. Тем более, что в том, что я сказал «Спорт – Экспрессу», не было ничего такого, чего бы я не говорил Старкову лично, в глаза: про то, например, что второе место в чемпионате, которые многие считали за большой успех, мною воспринимается как провал. Потому, что не спартаковский это уровень, для «Спартака» никакого места, кроме первого, быть не должно!
Почему я не продолжил карьеру в каком – нибудь другом клубе? Потому, что для меня в России никакого другого клуба, кроме «Спартака», не существует. Когда я возвращался из Португалии, то пообещал болельщикам, что закончу именно здесь. И сдержать это обещание для меня было принципиально важно. Хотя предложения были…»
О назначении на пост генерального директора «Спартака» Валерия Карпина: «Я приветствую это решение. Потому, что знаю Валеру, мы с ним друзья с 1994 года. Он очень хороший футболист и толковый менеджер: в Испании несколько лет возглавлял профессиональную велокоманду. Насколько я знаю, перед ним поставлена задача создать четкую клубную структуру. Сформировать в «Спартаке» эффективный управленческий центр, призванный обеспечить высокие результаты – как спортивные, так и коммерческие. Сдвинуть, наконец, с мертвой точки проект строительства стадиона. И, конечно, поднять команду – вернуть ей былой статус. Во всем, что касается этой работы, Карпину дан абсолютный карт – бланш. На этих условиях он и пришел…»
О том, получится ли в «Спартаке» у Михаэля Лаудрупа: «Сказать сложно. Он, конечно, выдающийся футболист, но ведь далеко не каждый даже великий игрок становится великим тренером. Да, его работа с «Хетафе», игра, которую показывала эта команда, особенно в матчах с «Баварией», впечатляет. Но сможет ли Лаудруп поставить такую же игру «Спартаку» при нынешнем наборе имеющихся в его распоряжении исполнителей? Мне кажется, что вряд ли. Думаю, процентов 30, а то и 40 футболистов, выступающих сейчас за «Спартак», не соответствуют уровню амбиций этой команды. Следовательно, их нужно заменить на других, более классных. Понятно, что в этом сезоне сделать этого уже не удастся. Поэтому, мне кажется, все время, оставшееся до конца чемпионата, Лаудруп будет лишь присматриваться к своей новой команде. Судить же о первых результатах его работы мы сможем не ранее, как в следующем году…»
О своих тренерских амбициях и проблемах российского тренерского цеха: «В прошлом году я закончил Высшую школу тренеров (ВШТ). Со временем, после того, как закончится срок моих полномочий в Совете Федерации, собираюсь попробовать себя на этом поприще. Амбиций не скрываю: мечтаю – опять – таки со временем – возглавить «Спартак». Хотя не считаю зазорным начать с работы в Высшей или даже Первой лиге. В конце концов Фергюссон не сразу принял «Манчестер Юнайтед», а Моуриньо – «Порту» .
Что я думаю по поводу перспектив тренеров одного с собой поколения и тех, что чуть постарше? Думаю, что тренеров в стране уже больше, чем команд. И каждый год ВШТ выпускает все новых и новых. Между тем, реальной работой обеспечены очень не многие молодые специалисты: руководители клубов им элементарно не доверяют, отдавая предпочтение либо тренерам с еще советской школой, либо иностранцам.
В тех редких случаях, когда кому – то из молодых все – таки удается встать у руля серьезного клуба, от них начинают требовать немедленного результата и снимают после первых же неудач. Я считаю, это абсолютно неправильный подход. Давайте вспомним: сколько строил свой «Локомотив» Юрий Павлович Семин, а ведь он, когда начинал, тоже был «молодым тренером». Давайте посмотрим на один из редких сегодняшних примеров такого рода: Андрея Кобелева в «Динамо» не дергали, дали спокойно работать, и вот результат: второй год подряд команда с не самым большим в Премьер – лиге бюджетом показывает очень симпатичный футбол, борется за медали. Сейчас раздаются голоса, требующие отставки еше одного «молодого» -- Рахимова. Думаю, что этого делать ни в коем случае не стоит, надо дать ему доработать, как минимум, до конца сезона, а там уже принимать решение. Неужели непонятно, что для того, чтобы добиться результата, чтобы создать команду, готовую к борьбе за высокие места, необходимо время? Ведь есть опять же примеры. Есть «Рубин», где тренер не меняется несколько лет – во многом отсюда и нынешний результат. И есть «Спартак», где тренеров с 2005 года сменилось четверо: и тут результат налицо, правда, прямо противоположный.
Кого я считаю самым перспективным среди молодых российских тренеров? Могу назвать того же Кобелева, Юрана, Рахимова (его работа с «Амкаром» заслуживает уважения), конечно, Леонида Слуцкого: прошлогоднее 4 –е место «Москвы» с учетом финансовых возможностей той команды, ее состава, было очень хорошим результатом. Я знаю, есть люди, которые считают, что это и есть потолок Слуцкого, что выше он уже не прыгнет. Однако сам я придерживаюсь другого мнения. Да и директор Высшей школы тренеров Андрей Лексаков говорил мне, что считает Слуцкого самым умным ее слушателем из всех, с кем ему приходилось общаться. Так что надеюсь, со временем Леонид сможет создать хорошую команду и в Самаре».
О Жозе Моуриньо: «Я уже много раз говорил: Моуриньо – мой второй отец, а годы, проведенные под его руководством в «Порту», -- лучшие в моей карьере. Главное достоинство Жозе в том, что он отличный психолог, и это проявляется как в работе с командой, так и с конкретными игроками. Он, например, всегда советовался с игроками. При этом никакого панибратства не было, все понимали, что он – главный, его установку на игру необходимо выполнять. Но выслушивал он всех. И кое с чем, помню, соглашался. Скажу еще, что Моуриньо отлично работает с легионерами: он понимает, что иностранцу в чужой стране, в чужом чемпионате приходится тяжелее местных игроков. Помню, как перед каждой тренировкой он лично подходил ко мне, справлялся, как мое самочувствие, как настроение: если случались какие – то проблемы, мог и отпустить с занятия.
А как он умеет настроить футболиста на матч! Перед выходом на поле в финале Кубка УЕФА он шепнул мне на ухо: «Ты решишь исход игры…» И таких надежд я уже не мог не оправдать…Тот матч мне запомнился даже больше финала Лиги Чемпионов годом позже. В Севилье стояла страшная жара, ажиотаж вокруг игры царил такой, что выдержать не каждому дано… За 90 минут я потерял четыре килограмма, после матча меня тошнило… Но – мы выиграли. И я забил один из наших трех голов…
Вообще, в «Порту» тогда была совершенно замечательная атмосфера. Отношения между игроками -- прекрасные. А если вдруг возникала необходимость что – то друг другу высказать, может быть, и нелицеприятное, то делалось это обязательно в ресторане, где команда собиралась без тренеров, без жен, без детей. Такие еженедельные встречи были ведены в обиход по требованию Моуриньо…»
О «потерянном поколении»: «Да, к сожалению, больших международных побед на уровне клубов, на уровне сборной подавляющая часть игроков моего поколения не снискала. В связи с этим мне больше всего вспоминаются московская игра с Украиной 1999 года. Ну, вы помните: победа в ней выводила сборную в финал Евро – 2000. Мы вели в счете, потом ошибка Филимонова, гол Шевченко, и – все… И второй эпизод, годом раньше. У «Спартака» тогда был отличный шанс выиграть Кубок УЕФА, но в полуфинале мы уступили «Интеру». Вернее, не «Интеру», а одному человеку – Роналдо… Ну, ничего, мы не выиграли, зато ЦСКА выиграл. А теперь вот еще и «Зенит».
О болельщиках: «Самые безумные болельщики, с которыми мне доводилось сталкиваться, это фанаты «Ромы». Если команда проигрывает, особенно если проигрывает в римском дерби «Лацио», на следующий день ее игрокам лучше из дома не выходить. Бывали случаи, когда недовольные фанаты приезжали на базу, били машины, даже до рукоприкладства дело доходило. Нечто похожее порой творится и в Португалии. У нас, конечно, в этом смысле все спокойнее. Гораздо спокойнее…»
О своей деятельности в Совете Федерации: «В Совете Федерации я отвечаю исключительно за популяризацию спорта в целом и футбола в частности. Много езжу по регионам, открываю новые спортивные сооружения, поля, провожу тренировки, мастер – классы для детей. Таким образом я потихоньку внедряюсь в политику».