Новости
Выбор факультета
16 октября 2008

Авторское право: защити себя сам

Лекция президента юридической фирмы "Интернет и право" Антона Серго для слушателей программы "Менеджмент в сфере интернет - технологий"

«Без соблюдения авторских прав невозможно создание электронного ресурса и его дальнейшая безупречная правовая деятельность»,  – с этого утверждения начал свою лекцию для слешателей специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Государственного университета управления президент юридической фирмы «Интернет и Право» Антон Серго.

Далее он рассказал о базовых положениях авторского права: «Автор – это лицо, творческим трудом которого создано произведение. По российскому законодательству автором может быть только физическое лицо. По некоторым зарубежным законодательствам – автором может являться и юридическое лицо. Обсуждая вопросы авторского права, следует уделить внимание понятию «правообладание». Если автор, это человек, который создал произведение, то правообладатель – этот тот, кто имеет на него права. По умолчанию правообладателем является автор. В некоторых случаях праовобладателем произведения может стать работодатель. В нашей стране не требуется обязательной регистрации авторских прав на произведение – автор получает авторские права по факту создания произведения. Однако сложности иногда возникают с доказательством того, кто именно создал произведение. В Рунете даже ходит поговорка: "Кто первый украл, тот и создал".

В качестве способов, которые могут вам помочь при доказательстве авторства, используется заверение произведения у нотариуса или отправка заказного письма на свой почтовый адрес (в письмо вкладывается описание произведения). Правда, я еще не слышал о делах, в которых отправка заказного письма помогла бы доказать авторство. Хорошим способом обезопасить себя от нарушения авторских прав на ваше произведение является Государственное свидетельство о регистрации (например, на программный продукт или сайт), выдаваемое Роспатентом. Это свидетельство благосклонно воспринимается большинством судов. Вообще, защита авторских прав является делом самих правообладателей».

После описания основных понятий авторского права г-н Серго развеял некоторые заблуждения, которые распространены в Рунете, в частности – о символе копирайта (©) и фразе «All rights reserved», якобы защищающих контент сайта от незаконного распространения:

«Хотелось бы сказать несколько слов о символе копирайта и фразе "All rights reserved", дабы развеять некоторые легенды, которые ходят о них в интернете. Значок копирайта не несет никакой юридической силы и имеет только информационный характер. Практика указания фразы "All rights reserved" пошла из американской законодательной системы. Там автор, который публиковал произведение, автоматически терял возможность заработать на нем деньги. Исключением являлись публикации, на которых указывалась фраза "All rights reserved". В России эта надпись смысла не несет – авторские права и так за создателем произведения».

Далее г-н Серго остановился на классификации типов прав (личных и исключительных) и рассказал о особенностях процесса отчуждения исключительных прав:

«Авторские права делятся на личные (неотчуждаемые) и исключительные права» – указал он. – «К личным правам относятся те права, которые приобретаются автором по факту создания произведения и не могут быть отчуждены, то есть, переданы другим лицам. Это:

-- Право авторства;

-- Право на имя;

-- Право на обнародование;

-- Право на неприкосновенность.

Исключительные права могут быть отчуждены – переданы другим лицам для извлечения выгоды. К таким правам относятся:

-- Право на распространение;

-- Право на воспроизведение;

-- Право на импорт;

-- Право на передачу в эфир;

-- Право на публичный показ;

-- Право на публичное исполнение;

-- Право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

-- Право на перевод;

-- Право на переработку;

-- Право на доведение до общественного внимания по Интернету.

Кстати, интересным моментом, с точки зрения практики использования в интернете, является право на воспроизведение, которое подразумевает запись программы или сайта на носитель информации (например на размещение на сервере). Таким образом, эта формулировка не соответствует бытовому понятию "воспроизведение".

Передача исключительных прав может осуществляться путем их отчуждения либо путем заключение лицензионных договоров. До 1 января этого года у нас в России не существовало концепции отчуждения, то есть передачи прав по принципу "продал и забыл". Как вы понимаете, такой вид передачи более выгоден перекупщикам прав. Аналогом этому виду передачи в традиционных отношениях является купля-продажа.

По лицензионным договорам права передаются с указанием времени передачи, списка передаваемых прав и территории, для которой эта передача актуальна. Передача прав может осуществляться в рамках неисключительной и исключительной лицензии. При передаче прав по исключительной лицензии вы не можете далее передавать эти же права кому-то другому, включая себя самого. В то же время разные права можно передавать по разным лицензиям. Например, передать право на распространение по исключительной лицензии, а право на доведение до всеобщего сведения по сети интернет – по неисключительной лицензии.

Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. После прекращения действия исключительных прав они становятся общественным достоянием. Любой может публиковать или распространять произведение. Неотчуждаемые права сохраняются бессрочно. Таким образом, вы можете издавать стихи Пушкина, но не под своим именем. В том, что исключительные права сохраняются 70 лет после смерти автора наше законодательство пошло по опыту Европы. Сначала эти права оставались за автором только в течение его жизни».

Для того, чтобы менеджер интернет-проекта понимал, какая информация может быть использована для создания интернет-ресурсов, г-н Серго определил случаи свободного использования объектов авторского права, разрешенные с точки зрения российского законодательства (согласно Гражданскому кодексу):

«Можно указать следующие способы свободного использования объекта авторских прав:

-- Свободное использование в личных целях, когда вы используете произведение для себя, либо в кругу вашей семьи. Передача произведения соседу, к примеру, уже является нарушением.

-- Свободное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях. Имеется в виду цитирование. Важно, чтобы оно находилось в объеме, который определяется целями цитирования.

-- Свободное использование произведение путем репродукции. К примеру, копирование с учебными или личными целями, но не для дальнейшего издания.

-- Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного доступа. Вы можете, таким образом, фотографировать картины в картинной галерее. Заметьте, что Интернет юридически не относится к местам массового посещения.

-- Свободное публичное исполнение музыкальных произведений. Имеется в виду исполнение произведений только на официальных или религиозных (либо приравненных к ним) мероприятиях.

-- Свободное воспроизведение произведений для целей правоприменения. Суд, к примеру, вправе ознакомиться с любыми произведениями, если возникнет такая необходимость. Однако, то, что у борцов с нарушением авторских прав может быть установлено нелицензионное программное обеспечение, к этому случаю не относится.

-- Свободная запись произведений организациями эфирного вещания. Это право теле- или радиокомпаний осуществлять краткосрочную запись произведения.

-- Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных декомпиляторами программ для ЭВМ. Этот пункт нагдяно свидетельствует о несовершенстве российского законодательства. Фактически он позволяет декомпилировать в личных целях любую программу.

-- Авторские права не распространяются на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Также не являются объектами авторского права официальные документы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества (сказки, анекдоты, тосты), сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Вы можете размещать в интернете объекты авторского права в следующих случаях:

-- Если вы являетесь автором этого произведения.

-- Если вы правообладатель.

-- Если истек срок охраны исключительных авторских прав.

Все, что не относится к области авторских прав, может быть размещено свободно, конечно, если это не противоречит иным запретам на размещение. Владелец любого домена несет ответственность за всю размещенную на домене информацию».

Отдельно г-н Серго рассмотрел вопросы соавторства и служебного произведения.

«Речь идет о случаях, когда произведение создается группой лиц, -- определил он суть понятия «соавторство». – Отчуждение исключительных прав на произведение возможно только при согласии всех авторов. Однако из группы соавторов может быть выделен полномочный автор, который имеет право передавать исключительные права от имени всех соавторов.

В случае если произведение создается работником, неотчуждаемые авторские права всегда принадлежат ему по факту создания. Однако исключительные права на произведение могут принадлежать работодателю. Для этого создание произведения должно являться должностной обязанностью работника. Объект авторского права, в этом случае, называется «служебным произведением». Доказать, что это служебное произведение является обязанностью работодателя».

Г-н Серго также ответил на ряд вопросов аудитории.

Насколько эффективны пользовательские соглашения на сайтах с точки зрения защиты авторских прав? «Я отношусь к подобным соглашениям скептически. Потому что вы никогда не сможете доказать суду, что пользователь на самом деле прочитал текст пользовательского соглашения и согласился с ним. Такие соглашения действуют только для порядочных людей».

Предположим, что на своей прошлой работе я создала логотип. Могу ли я разместить его в Интернете в своем портфолио? «Логотип в этом случае является служебным произведением. Поэтому вам не принадлежат исключительные права, и формально вы не можете его разместить. Однако вы можете поместить ссылку на этот логотип».

Как работодателю защитить себя от нарушений работником использования исключительных прав на служебное произведение? «Необходимо ясно прописывать эти вопросы в трудовых договорах и должностных инструкциях. Иногда можно проводить политику, когда в трудовом договоре не указывается порядок правообладания на создаваемое произведение, но перед проведением этапа работ по созданию конкретного произведения оформляется задание, в котором регламентируется, кому будут принадлежать исключительные права на произведение».

Как решаются разногласия в национальных законодательствах при рассмотрении дел по защите авторских прав? «Судебные процессы рассматриваются по месту нахождения ответчика. То есть, если вопрос будет рассматриваться в России, то процесс будет вестись согласно российскому законодательству».

Важно ли проверять регистрацию прав на сайт при его покупке? «Да, важно. Иначе, если эти права не зарегистрированы, сделка не имеет юридической силы».

Как соотносится право на неприкосновенность и право на переработку? «Право на неприкосновенность не разрешает изменять произведение (например, текст). В результате же переработки создается новое, другое произведение».

Зачем на некоторых сайтах помещается надпись "All rights reserved"? «В Америке – это дань традициям, у нас, возможно, из-за незнания того, что надпись не имеет юридической силы, или из-за подражания».
Все новости >