Новости
Выбор факультета
17 октября 2008

Развивай и властвуй

Лекция директора по развитию ЗАО SoftKey Алексея Ровдо для слушателей программы "Менеджмент в сфере интернет - технологий"  

С чего начать свое дело в сфере интернет-коммерции? Каким образом эффективно реализовать бизнес-идею? Как избежать множества подводных камней в развитии своего бизнеса? На эти и множество других вопросов, стоящих как перед владельцем существующего коммерческого интернет-ресурса, так и перед тем, кто пока только планирует реализовать свою бизнес-идею, дал ответы директор по развитию ЗАО SoftKey Алексей Ровдо, выступивший с лекцией перед слушателями программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Государственного университета управления.

«Я попытаюсь вам рассказать, какие проблемы следует решить и какие стандартные шаги следует предпринять для открытия нового электронного бизнеса» - пообещал г-н Ровдо в начале лекции. Подтвердим заранее – обещание свое он выполнил, подробно и доходчиво рассказав об особенностях развитию своего коммерческого интернет-проекта.

«С чего начинается любой бизнес, любая электронная площадка?» – задал г-н Ровдо вопрос, на который сам же и ответил: «В основе всего лежит бизнес-идея, как и что мы будем реализовывать. Если я инвестор, к которому пришел начинающий предприниматель со своим проектом, то первым моим вопросом будет: «Зачем это вам?». Казалось бы, ответ очевиден – заработать денег. Однако, это не всегда так, ведь люди могут заниматься бизнесом и ради других целей: удовлетворения амбиций, интереса, нравственно-моральных запросов. При организации своего бизнеса важно, чтобы все участники понимали свои цели – вполне возможно, что для кого-то из участников деньги не являются главным мотивирующим фактором. Однако сегодня наша лекция посвящена именно тому бизнесу, целью которого является получение денег. Следует отметить, что в любом случае в бизнес-идее должен быть стержень. К сожалению, на практике люди часто организуют дело, имея в голове лишь желание заработать. Но если нет четкого видения, откуда будут получаться деньги – эта бизнес-идея обречена на провал».

Далее г-н Ровдо рассказал о тех факторах, которые следует обязательно принимать во внимание для успешного развития бизнеса в сети интернет:

«Важный вопрос: кто является вашим клиентом? Невозможно сделать сервис одинаково удобным для всех – для каждого клиента нужен свой подход. Конечно, при создании бизнеса вы должны думать про перспективу: какие группы клиентов вы охватите в будущем. Но в начале развития вашего бизнеса вы должны позиционировать себя для определенной группы клиентов.

Еще один вопрос: что нужно сделать и сколько потратить? Ведь сама идея ничего не стоит – это только тема для разговора. И над ней надо долго работать. В каждый момент надо оценивать окружающие условия, прогнозировать развитие. Вы также должны ясно понимать, сколько стоит ваш проект в каждый конкретный период времени. Речь идет не только о том, чтобы подсчитать период окупаемости – надо знать, что предполагается потратить в этом месяце, в следующем, через полгода, год.

Когда у вас появилась идея, вы должны вкладывать в нее все те людские ресурсы, до которых вы можете дотянуться. Речь идет о создании команды, которая будет заинтересована в осуществлении проекта. И понимать, что весь механизм не может существовать сам по себе. Вам придется руководить вашим бизнесом и управлять людьми. Предположим, что был запущен проект. По мере роста, неизбежно встает вопрос – за какую область деятельности отвечает каждый член команды. И вам придется определить полномочия и зоны ответственности.

Часто приходится сталкиваться с людьми, которые приносят замечательные бизнес-идеи, но забывают при этом почитать законы. Очень важно оценить вашу идею с точки зрения закона. Также часто забывают правильно оценить риски интернет-проекта. В то же время хорошо проработанная идея включает в себя и ответы на основные «что, если…». Все риски должны быть проработаны до начала проекта.

Говоря об электронном бизнесе, мы не можем забывать о сайте, как о ключевой точке проекта. Разработка сайта это проблема скорее технического характера, и всегда должен быть кто-то, кто разрабатывает сайт и занимается его сопровождением. К примеру, в нашей компании этим занимается специальный отдел. Помимо красивого сайта существует перечень товаров и услуг, который постоянно обновляется. Возникает вопрос: кто должен заниматься его актуализацией и вопросами поставки? Часто в начинающих компаниях предполагают, что этим должно заниматься какое-то стороннее третье лицо, посторонний дядька. Надо понимать, что каталог, логистика и взаимодействие с поставщиками – это серьезные проблемы, которые надо решать собственнику бизнеса.

Очень важной сферой электронного бизнеса является организация коммуникаций с клиентами. Вы должны определить, в какой форме на вашей электронной площадке будет происходить общение с клиентами. При этом надо принять в расчет и последующее развитие. В SoftKey мы долго строили службу общения с клиентами. Однако, в какой-то момент, с ростом бизнеса, мы поняли, что не справляемся с динамикой развития и отдали эту область деятельности на аутсорс в один из call-центров. Тем не менее, оставили мы и свой собственный отдел коммуникаций с клиентами.

Существует также блок вопросов, связанных с приемом платежей. Например, в Softkey около 20 способов оплаты. С 2002 года доля оплат по заказам на Softkey через системы быстрых платежей увеличилась с 22 до 40 % от общего числа заказов».

В ходе лекции г-н Ровдо ответил на ряд вопросов слушателей:

Что вы имеете в виду под выражением «предусмотреть нарушения и потери в логистике»? «Это значит, что в некоторых случаях вам придется оплачивать товар за вашего клиента. И вы должны принимать в расчет эти потери при прогнозировании. Потери при большом количестве заказов – неизбежны».

Каких членов команды вы считаете основными? «С кого надо начинать создавать команду? Для Интернет-проекта: с руководителя – генератора бизнес-идей, финансиста и технического специалиста».

У вас на аутсорсе – сторонний call-центр. А обучение операторов вы проводите самостоятельно? «Чему-то их обучают сами call-центры. Но чтобы оператор понимал хоть что-то в нашей специфике, приходится проводить дополнительное обучение и самим».

Какие оn line способы вы используете для продвижения? «Баннеры, контекстную рекламу. Вообще, используем самые разные способы. Считаю, что в этой области для компания важно разнообразие».

Какой вид on line рекламы съедает большую часть вашего рекламного бюджета? «Баннеры. В последнее время мы отмечаем некоторое падение эффективности контекстной рекламы. А вообще, я считаю более эффективной off line рекламу. Точнее, только комплексное воздействие делает возможным привлечение массового клиента».
Как вы проводите SEO? «Мы не проводим специальных мероприятий по поисковой оптимизации. Я считаю, что если сайт удобен и интересен для пользователя, он автоматически будет занимать высокие позиции в результатах запросов. Так и должно быть».

Какой процент в объеме ваших заказов составляют поставки юридическим лицам? «20 процентов по числу заказов и 80 процентов -- по платежам».

Какое программное обеспечение вы используете в своей работе? «Мы пользуемся возможностями собственной информационной системы. За витриной нашей электронной площадки достаточно мощный back office».

Какой способ оплаты самый выгодный? «Тот, которым пользуется большинство клиентов. Для нас – это электронные платежи».

Все новости >