Новости
Выбор факультета
21 октября 2008

Основы блогосферологии

Лекция руководителя службы блогов компании SUP Антона Носика для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интерент технологий» на тему «Основы блогосферологии».

Понятие Web 2.0 становится все более популярным в интернете. В последнее время в него вкладывают оттенок чего-то революционного, нового, перспективного и солидного, противопоставляя «традиционному» Web 1.0. Не менее часто в сочетании с Web 2.0 используют загадочную для многих рядовых интернет-пользователей аббревиатуру UGC, позиционируя ее как некий базовый инновационный принцип реорганизации глобальной сети. О том, что такое Web 2.0, UGC, принципах и особенностях их функционирования и о своем видении их прошлого, настоящего и будущего рассказал на лекции в Государственном университете управления Антон Носик, фигура в русскоязычном секторе интернета почти легендарная, занимающий в настоящее время должность руководителя службы блогов компания SUP.

Г-н Носик с самого начала подчеркнул, что считает слушателей курсов профессионально разбирающимися в области функционирования сети интернет: «Мне бы не хотелось ломить в открытые двери и объяснять вам очевидные вещи» – заметил он. – «Я рассчитываю на высокий уровень подготовки аудитории».

Лекцию г-н Носик начал с определения базовых понятий и истории их развития:

«UGC (User Generated Content) – сгенерированный пользователем контент, понятие, тесно связано с Web 2.0. Термин Web 2.0 стал модным после статьи Тима О'Рейли «Что такое Веб 2.0». Не существует двух людей, у которых были бы одинаковые представления о Web 2.0. Хотя принципиальное различие Web 2.0 становится хорошо понятным из сути Web 1.0 - в этом случае у нас есть некий ящик и миллионы пользователей, на которых выливается информация из этого ящика. Это как телевизор – сам пользователь, по сути, не может ничего сказать. Это сайты СМИ, интернет-каталоги, тематические сайты. Существует человек, который создает и наполняет информацией этот ящик, и пользователи, которые в формировании контента сайта не участвуют. В модели же Web 2.0 ящик превращается в платформу, на которой пользователи могут взаимодействовать между собой, оказывать друг другу информационные услуги. Сам сайт не производит в этом случае своего собственного контента, является просто «скелетом», на который пользователи наращивают информационное «мясо».

В чем же сложность понятия? О'Рейли ставил вопрос о Web 2.0 шире – он описывал не только то место, где пользователи взаимодействуют. Он включал туда, к примеру, и Amazon, который не является местом, в котором пользователь размещает свой контент. Как же запихать подобные сайты в одну корзинку с сайтами, где контент формируется пользователями? Что в них такого Web 2.0-го? Когда люди делают покупки или даже просто просматривают страницы с описанием товаров, информация об этом является самоценной. Таким образом, по особенностям поведения миллионов пользователей вы можете понять закономерности, которые в дальнейшем можно использовать как рекомендаций другим пользователям».

Далее г-н Носик перешел к рассмотрению коллаборативных сервисов и социальных сетей.

«Есть сервисы, на которых люди ничего не создают, а просто фиксируют свои паспортные данные: Одноклассники, ВКонтакте, Мамба. Здесь нет интересной другим пользователям информации – это просто совокупность личных карточек. То есть это не UGC. Что важно понимать про начавшийся бум социальных сетей? Вернемся на пару лет назад, когда пользователи считали, что блоги – это невероятно круто. В России уже давно существует ресурс iXBT, посвященный компьютерному железу и притягивающий большие рекламные бюджеты. Если мы посмотрим на этот сайт сегодня, мы обнаружим, что это успешный технологический блог. Но ни в 1995 году, когда этот ресурс только появился, ни в 2006 году на пике популярности блогов никто и не заметил, что iXBT является, по сути, блогом. То же самое и с социальными сетями. Они были и раньше, просто раньше не было моды на этот термин, а сейчас она появилась. Такая же ситуация, к примеру, с термином «портал». В какой-то момент порталом начали назвать чуть ли не каждый сайт, даже сайты с описанием аквариумных рыбок».

Конечно, один из самых популярных блоггеров в стране не мог обойти вниманием и тему блогосферы.

«Что такое блог? Что ассоциируется с этим понятием? Одно из двух: либо средство социальной интерации, либо определенный дневник, пользующийся популярностью и имеющий признаки медийности и большой медийный резонанс.

Коснулся г-н Носик и вопроса о текущем состоянии блогосферы в Рунете. «Yandex – удобный инструмент для исследования блогосферы» – отметил он. – «По статистике Yandex в России сейчас 5,5 миллионов дневников в блогах. Однако в последнее время часто возникают утверждения об упадке блогосферы. Когда мы говорим об упадке блогосферы, мы имеем в виду тот факт, что блоги как таковые это процесс, занятие человека, которое не является абсолютно нужным и полезным. Поэтому часто пользователь, зарегистрировав блог, оставляет одно-два сообщения и забывает о нем. Это естественный процесс. Наблюдается тенденция, когда растет номинальное число зарегистрированных блогов, а количество «живых» пользователей уменьшается. Использование блогов в качестве выхлопа своей жизнедеятельности в виде ежедневного самоописания своего существования более успешно реализуется в социальных сетях, блоги тут не являются эффективным инструментом. Зато социальные сети не подойдут тебе, если ты выдающийся мыслитель. В блогосфере происходят естественные процессы: рост числа нормальных писателей, читателей и уменьшение числа неинтересных авторов. Среднестатической же 22-летней девушки, выведенной согласно статистике, нет ни в первой десятке, ни в первой сотне, ни в первой тысяче самых читаемых авторов. Поэтому на самом деле все нынешние попытки усреднить блогосферу не являются репрезентативными. Надо исследовать живую блогосферу, отсекая те блоги, которые никто не читает».

Г-н Носик также ответил на вопросы аудитории.

- Можно ли назвать ЖЖ журналом, который создается тысячами редакторов?

- Это одна из ипостасей ЖЖ, которая отвечает за 40 % его трафика. А оставшиеся 60 процентов трафика – разнообразная социальная жизнь, направленная на самую разную деятельность. Здесь редакторы не важны.

- Сколько реальных денег в блогосфере и как в ней можно заработать?

- Нисколько. Деньги появляются лишь при монетизации идей. Кто собирается получать деньги в ЖЖ, должен придумать, как это можно сделать. Эта среда не придумывалась для зарабатывания и размещения рекламы.

- Есть ли у вас рекомендации, что делать новому проекту для формирования UGC?

- Очень просто. Есть причины, по которым пользователи создают контент - заработать, прославиться и от нечего делать. Заставить пользователей работать по третьей причине – это искусство. Им владеет, к примеру, Артемий Лебедев. А вот предложить деньги или славу – это более доступный путь.

- Традиционные вещи: форум, гостевые книги – есть ли в них сейчас смысл?

- Это зависит от ваших целей. Прикрутить форум – не проблема. Если у вас есть что обсуждать с пользователями – прикручивайте.
Все новости >