Новости
05 ноября 2008

«Музыкальное радио и телевидение – умирающие отрасли»

Лекция куратора специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии» Артемия Троицкого на тему «Музыка и средства массовой информации».

«Между поп-музыкой и средствами массовой информации существует симбиоз, и если СМИ без музыки представить можно, то музыку без СМИ – уже довольно сложно», - сказал Троицкий в начале занятия.

Свой рассказ известный музыкальный критик начал с объяснения того, каким образом музыка появилась на радио.

«Одной из предпосылок появления поп-музыки стало изобретение радио. Постепенно музыкальное радио становилось одним из основных форматов. Изначально все происходило следующим образом: на радио приглашали какого-то артиста, и музыка транслировалась в прямом эфире. На тот момент уже существовали грампластинки, поэтому периодически возникали конфликтные ситуации. Представители радио считали, что производители пластинок отнимают их хлеб, потому что потенциальный слушатель может купить пластинку и отказаться от радио. Производители пластинок считали, что все происходит наоборот. Отношения между ними были плохими до тех пор, пока не стало ясно, что в эфир можно пускать запись с пластинок. Это, конечно, заметно облегчило жизнь радиодеятелям.

Первоначально вещание осуществлялось в трех диапазонах – длинных, средних и коротких волн. Средние волны стали первым диапазоном массового коммерческого вещания. Примерно в это же время появился термин «ди-джей». На западе ими становились люди, способные сделать из музыкальной передачи шоу. Следующей серьезной вехой в области радио стало появление ультракоротких волн – музыка, передаваемая в этом диапазоне, по качеству ничем не отличалась от записи на грампластинке.

В те времена на радио все определялось личностями ди-джеев, радиослушатели настраивались именно на ди-джеев. Все изменилось после того, как американец Джефф Поллак изобрел новый способ радиовещания, убрав личностное начало. Поллак изобрел радиоформат и ввел такое понятие ротации. Он пришел к выводу о том, что людей, которым нравится разная музыка, очень мало, то есть на музыкальной радиостанции должна играть музыка какого-то определенного стиля. С тех пор работники радио стремятся к тому, чтобы слушатель не переключался на другую радиостанцию, то есть человеку нужно предоставить возможность слушать музыку, которая не будет его раздражать.

Существуют следующие форматы радиостанций: CHR (радиостанции, которые крутят хиты); AOR (рок-музыка для взрослого поколения людей); Golden Oldies (станции, использующие музыку ретро); Urban (сюда можно отнести веселую электронную музыку, музыку с негритянским уклоном – Rap, R'n'B, соул); Rock (радиостанции, которые крутят рок); местные форматы (кантри, шансон). Также существует форматирование по национальному признаку - есть страны, в которых зарубежная музыка более популярна, чем своя. Ротация же представляет собой явление, когда одну и ту же песню крутят на радио снова и снова. Есть несколько степеней ротации, но я считаю, что это просто ужасно. Когда я слышу какой-то трек второй раз подряд, то для меня он нисколько не интересен, в нем нет новой для меня информации».

Продолжая тему взаимоотношения музыки и средств массовой информации, Артемий Троицкий рассмотрел появление музыкального телевидения и рассказал о проблемах, с которыми оно столкнулось в настоящее время.

«Музыкальное телевидение значительно моложе радио – оно появилось с начала 50-х годов. Музыкальные номера на телевидении, как и на радио, начинали транслироваться в прямом эфире. Со временем эта концепция изменилась. Если говорить о музыкальных передачах, то стоит отметить Top of the pops – это, пожалуй, самая долгоиграющая передача, просуществовавшая около 50 лет на канале BBC. Еще один формат телепередач – Battle of the bands. Аналог этой передачи в России – «Музыкальный ринг».

Вскоре телевидение столкнулось с кризисом, который был вызван появлением видеоклипов. Этот формат имел огромный успех, но возник вопрос – кто должен платить за них и должен ли платить вообще. До определенной поры клипы транслировали бесплатно, но затем от такого подхода отказались.

В ноябре 1981 года появился первый музыкальный телеканал – MTV в США. Постепенно такого рода каналы появились практически во всех странах. Все это привело к тому, что музыка ушла с центральных каналов. Если говорить о тех концертах, которые ставятся в эфир на центральных российских каналах, то делается все это за большие деньги, которые готов платить какой-то бренд. Существует также формат «Фабрики звезд», хотя изначально такого рода передачи относились к категории реалити-шоу, а не к музыке.

В настоящее время телевидение находится в таком же упадке, как и радио. Во многом это происходит из-за повсеместного распространения интернета – у телевидения не получается конкурировать с сервисами вроде YouTube. Нужно признать, что музыкальное радио и телевидение – умирающие отрасли. Сейчас попадание в социальную сеть дает куда более качественный промо-эффект. Лично мне совсем не жаль музыкальное телевидение – что оно есть, что его нет».

Говоря о музыкальной прессе, Артемий Троицкий выделил ее основные виды и охарактеризовал каждый из них.

«Первый вид появившейся музыкальной прессы – это издания для профессионалов. В частности, такие журналы, как Down Beat и Billboard, который является первым печатным органом музыкального бизнеса. Также можно выделить английский Music Week, американский Cashbox и журнал Music & Media.

Большая часть музыкальной прессы – издания для любителей. Таких журналов очень много. Можно выделить следующие виды:

- Подростковые – журналы с большим тиражом, в них мало текста, но много фотографий и плакатов (Smash Hits, Bravo).

- Inkies – это таблоиды (Melody maker, Sounds, Rolling Stone). - Музыкальный глянец (Q, Mojo, Uncut).

- Fanzines – фактически самодельные издания, которые делают поклонники того или иного артиста, были распространены во времена фан-клубов.

- Коллекционные.

- Бесплатные – использующиеся в качестве рекламы. - Нишевые журналы – ориентированы на слушателей определенных музыкальных стилей».

Во время лекции слушателям также было рассказано о том, из каких компонентов формируются музыкальные журналы.

«Во-первых, это обложка. Обложка – вещь исключительно важная, потому как 30-40 процентов людей покупают журнал на основании того, понравилась ли им обложка. Если на обложке изображена знаменитость, то эту тему обязательно нужно продолжить внутри журнала. К слову, в российских журналах это делается не всегда. В журнале должны быть новости – вышел какой-то альбом, та или иная группа приступила к записи альбома или съемкам клипа и тому подобное. Главные материалы – большие материалы, один из которых имеет непосредственное отношение к обложке. Это может быть интервью, историческая статья, в меньшей степени какая-то аналитика. В каждом журнале есть рубрики, которые повторяются из выпуска в выпуск. Также стоит отметить такие виды материалов, как рецензии, интерактив и объявления».

Пожалуй, одним из самых эффективных средств массовой информации в настоящее время является интернет.

«В этой сфере все только начинается, но уже сейчас интернет дает очень и очень серьезный результат. Здесь нужно отметить роль социальных сетей и сервисов – MySpace, YouTube и тому подобных. Также очень важны интернет магазины и информационные музыкальные сайты, которые представляют собой попытку создания музыкальных журналов в интернете с предоставляемой возможностью скачивания контента».

Кроме того, Артемий Троицкий рассказал, почему у первых радио ди-джеев возникали проблемы с законом, об отношениях с основоположником радио формата Джеффом Поллаком, а также высказал свое мнение по поводу формирования музыкальных программ на телевидении.
Все новости >