Новости
Выбор факультета
31 мая 2013

Приглашаем на лекцию Дмитрия Степанова

В понедельник, 3 июня, в центре современного искусства ВИНЗАВОД у слушателей группы «А-2», обучающихся на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, состоится лекция директора по продуктам объединенной компания «Афиши» и «Рамблера» Дмитрия Степанова. Тема: «Интернет: следующие 10 лет». Начало в 19.00. Перед занятием рекомендуем ознакомиться с отчетом о лекции Дмитрия, прочитанной им в 2008 году. 

Четвертая власть и интернет

Новый формат предоставления информации, которым, по сути, является интернет, оказался исключительно привлекательным для средств массовой информации. Поэтому не удивителен тот интенсивный рост, который отличает интернет-СМИ в последние годы. О своем видении глобальной сети, тенденций ее развитии и особенностях представления средств массовой информации в интернете рассказал Дмитрий Степанов, исполнительный директор «Афиши Диджитал».

Свою лекцию г-н Степанов начал с рассмотрения текущих статистических показателей развития интернета.

«Важным показателем, который многие не используют, служит активность пользователей в Интернете (то есть время, проведенное в сети). Для России это около 13 часов в неделю. На регулярной основе интернетом пользуются около 13 миллионов пользователей ежедневно. Для сравнения любой телеканал используют около 100 миллионов человек. Еще одной заметной тенденцией является падение темпов роста интернет-аудитории в России. Предположительно, темпы роста будут подрастать на один-два процента в год. Также широко обсуждаемой темой являются географические закономерности в распространении Интернета в России. Следует отметить более глубокое проникновение Интернета в столичных городах. В Москве и Санкт-Петербурге оно составляет около 40 процентов, а в регионах – 18 процентов. Рассматривая социально-демографическую картину Интернета, мы видим, что среди пользователей преобладают представители группы со средним доходом или доходом выше среднего. То есть те, кто хотят и могут покупать, что особенно важно для рекламного бизнеса. Кстати, обращаясь к вопросу о прогнозах темпов роста рекламного бизнеса, следует заметить, что сейчас такие прогнозы становятся настоящей головной болью маркетологов. Финансовый кризис не позволяет предсказать развитие рынка с достаточной степенью точности. До кризиса, согласно прогнозам, рекламный рынок в России должен был вырасти на 45 процентов. Теперь никто не может предсказать это точно. Мы, к примеру, имеем несколько альтернативных бизнес-планов для разных сценариев развития ситуации.

Анализ статистики приводит нас к определенным выводам. Во-первых, у российского Интернета огромный потенциал роста по сравнению со странами Европы, США и Японией, так как по отношению к степени проникновения Интернета в этих странах у нас проникновение Интернета достаточно скромное. Однако сами темпы роста будут уже не те, что мы помним по последним годам. Также любопытным выводом является то, что развиваться Интернет будет в сторону неохваченных групп населения: с возрастом выше среднего и, наоборот, в сторону самых маленьких пользователей. При этом, будет повышаться уровень Интернет-образованности.

Все статистические параметры, о которых я говорил, важны для эффективного бизнес-планирования, которое производится на пять лет».

Интернет – одна из самых быстро изменяющихся сфер человеческой деятельности. Рассказал г-н Степанов и о трендах, которые, по его мнению, прослеживаются в развитии глобальной сети.

«Интернет развивается, и можно выделить ряд трендов в его развитии», – заметил г-н Степанов. – «Я хотел бы остановиться на нескольких подобных тенденциях.

Глобализация. Практически во всем мире первые 3-5 мест по популярности среди интернет-пользователей занимают глобальные игроки: Google, Yahoo, Microsoft, Ebay. В России ситуация уникальна – здесь Google не попадает даже в первую пятерку. Конечно, его доля растет, но не так быстро, как прогнозировалось.

Персонификация. Интернет – это первое медиа, которое позволяет персонифицировать пользователя, персонифицировать видео, аудио, новости, персонифицировать все то, чем он интересуется. Это, не побоюсь этого слова, революция: медиа, которое общается с вами на том языке, на котором вы хотите, чтобы оно с вами общалось, и о том, о чем вы хотели бы, чтобы оно с вами общалось. Принципиальной причиной, которая позволила такую персонификацию, является падение стоимости доставки информации. В результате это позволило организовать полноценную обратную связь с пользователем и наладить рекомендательные сервисы. Есть такие сервисы и на Афише. Например, вы оцениваете фильмы, и на основе ваших оценок мы рекомендуем вам фильмы для просмотра. Работает подобный сервис просто: по анализу ваших оценок подбираются схожие по вкусам пользователи и, исходя из того, что вам должны понравиться те фильмы, которые нравятся им, мы выдаем вам рекомендации. Здесь есть один интересный момент, связанный с позицией медиа. Если несколько лет назад медиа должно было иметь собственную позицию, определять, что «хорошо», что «плохо», то сейчас мы можем этого не делать – сами пользователи определяют свою позицию. В печатных медиа, например, в нашей же газете Афиша, эту четкую позицию все еще приходится иметь.

Появление новых платформ. К новым платформам, в первую очередь, относятся мобильные телефоны. Конечно, сейчас доступ к сети через мобильные телефоны не так распространен, как традиционный доступ. Впрочем, по некоторым прогнозам, в будущем доступ через мобильные устройства будет наиболее распространен. В случае с мобильными телефонами многое зависит от форм-фактора. Например, владельцы широкоэкранных коммуникаторов выходят в Интернет с телефона чаще, нежели владельцы обычных телефонов.

Социальные сети. Еще один тренд, про который активно говорят последние год-полтора: прослеживается движение в сторону подмены социальными сетями электронной почты. Например, на Западе страница Facebook может быть открыта весь день на рабочем столе в качестве полноценного приложения. Так что социальные сети становятся прямой угрозой почтовикам.

UGC (user generated content – создаваемый пользователем контент). Сейчас активно используются сервисы, связанные с UGC. На Афише, к примеру, публикуется огромное число объявлений пользователей, что очень сильно нам помогает в поиске и описании информации. Кстати, ранее у нас работали три модератора, которые просматривали постинги, но простое размещение кнопки «Пожаловаться» около публикуемых пользователями сообщений, позволило ограничиться одним модератором. Получается, пользователи сами еще и модерируют сообщения.

Семантический WEB. Семантический WEB позволяет поисковой системе знать не только то, что существуют ссылки и страницы, но и распознавать, что именно хочет пользователь, когда набирает тот или иной запрос, распознавать различные типы контента. К примеру, набрав в Google наименование фильма, в первых строках вы получите те кинотеатры, где идет фильм. Это позволяет сделать поиск более удобным и структурированным.

API и виджеты. В Интернете появляются все более сложные интерфейсы. Самый популярный, конечно, Google.maps, который можно использовать, чтобы сэкономить собственные время и средства.

Видео. Об этом тренде знают все, но активно использовать видео в России стали сравнительно недавно. Мы были одними из первых, кто внедрил это на своих интернет-ресурсах. Сначала нам было непросто, поскольку Афиша являлась компанией, первоначально являющейся печатным медиа, но затем мы поняли, что не прогадали. Доля рекламного видео сейчас растет невероятными темпами. Одним из объяснений для этого является широкое распространение широкополосного доступа к Интернету. Например, в Москве сейчас доля широкополосного доступа – 87 процентов. Как следствие: возрастание активности пользователей, массовое распространение тонких клиентов».

Завершая лекцию, г-н Степанов рассказал о некоторых особенностях оценки эффективности функционирования интернет-СМИ.

«Поскольку я работаю в компании, которая связана не только с Интернетом, но также является и печатным медиа, я могу судить об особенностях различных медиа. И я вижу тот огромный риск и те огромные усилия, которые должны быть потрачены традиционными медиа, чтобы оценить эффективность своих проектов, получить реакцию на свою политику. В результате, большое количество решений в традиционных медиа принимаются на основе интуиции. Совсем другая история с Интернетом, где все можно подсчитать, оценить. К примеру, у нас были сомнения, как назвать наш сервис информации о программе телепередач: «Расписанием ТВ» (по аналогии с нашими остальными рубриками) или «Телепрограммой» (что более привычно пользователю). Мы могли бы спорить очень долго, однако просто обратились к статистике поисковых запросов и выяснили, что наш сервис будет называться «Телепрограмма». В плане получения статистики Россия – страна уникальная. Здесь отсутствие открытой статистики у Интернет-ресурса внушает подозрение. Это позволяет проводить самые разные исследования предпочтений пользователей и особенностей их поведения».

Все новости >