Новости
Выбор факультета
06 сентября 2011

ЦИК пытается регламентировать размещение агитации в социальных сетях

Центральная избирательная комиссия (ЦИК)хочет обязать партии оплачивать из избирательного фонда рекламные ролики, размещаемые в социальных сетях и утверждать их в избирательной комиссии – сейчас эти требования распространяются лишь на предвыборную агитацию на радио и телевидении. Призывы в «Живом журнале» голосовать за ту или иную партию агитацией считаться не будут, уверяют в ЦИКе.

Как напоминает Газета. ру,  агитация в интернете начала набирать популярность еще в ходе прошлых избирательных кампаний, в связи с чем во власти началась дискуссия о ее регламентировании и понимании того, что является сетевым СМИ, а что не является, и какие именно интернет-площадки подпадают под действующее законодательство, рассказала член ЦИК Майя Гришина на встрече с журналистами, посвященной обсуждению агитации в интернете. По ее итогам, сказала Гришина, ЦИК разработает рекомендации для партий, которыми те должны будут руководствоваться во время агитационной кампании на предстоящих парламентских выборах 2011 года.

На интернет-СМИ, имеющие соответствующую регистрацию, напомнила Гришина, распространяется общие для всех СМИ требования, они могут размещать на сайтах агитационные материалы, оплаченные партиями из избирательного счета, и, как и другим СМИ, им придется избегать даже в прямой речи спикеров призывов голосовать за любую другую партию.

Офлайновыми же правилами ЦИК рекомендует руководствоваться и при оформлении интернет-рекламы – прямых законодательных предписаний относительно интернета в России нет. На «аналогах печатных плакатов» (то есть на баннерах) надо будет указать информацию об оплате из избирательного фонда и срок размещения, а в видеороликах – выходные данные на одном из кадров.

ЦИК полагает, что платное размещение видеороликов или баннеров на интернет-ресурсах, не зарегистрированных как СМИ, например, в социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» или в «Живом Журнале» – также должно оплачиваться с избирательного счета партии. Однако эта рекомендация касается только размещения на платной основе, уточнила Гришина. Если ролик или баннер размещается пользователем бесплатно, то его следует считать реализацией права пользователя на агитацию от собственного имени.

Точка зрения ЦИКа вполне логична, считает доктор политических наук, эксперт по региональным выборам Григорий Голосов. По мнению эксперта, требования к партиям вполне гуманны. Центизбирком исходит из принципа презумпции невиновности партии: не стоит видеть за каждым сообщением в поддержку того или иного участника предвыборной гонки оплаченную агитацию. По словам Голосова, если бы ЦИК занял противоположную позицию, то выборы утонули бы в судебных исках партий друг к другу за незаконную сетевую агитацию.

Между тем, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев относится к рекомендациям ЦИК скептически. По мнению Соловьева, ход избирательной кампании должен регулироваться законодательством, а не рекомендациям Центризбиркома. Закон регулирует отношения партии и тех интернет-сайтов, которые зарегистрированы как СМИ, соответственно, по умолчанию остальные виды агитации в интернете никак не регламентированы. Дискуссия о регулировании агитации в социальных сетях должна вестись на законодательном уровне, считает Соловьев.

Руководитель избирательного штаба «Справедливой России», Олег Михеев, напротив, считает предложенные Центризбиркомом правила вполне логичными. «Справедливая Россия» намерена вести кампанию на всех площадках, в том числе, в интернете, и если правила в этой сфере будут одинаковыми для всех, то предложения ЦИКа вполне обоснованы, полагает он.

Все новости >