Умер Стивен Пол Джобс
«Память о смерти – это лучший способ избежать мыслей о том, что тебе есть что терять», – так на лекции в Стэнфорде в 2005 году говорил Стивен Джобс, исполнительный директор Apple. За год до этого, в 2004-м, ему поставили диагноз «рак».
Джобс умер в ночь со среды на четверг, «с миром, в окружении семьи», – как сообщается в кратком некрологе. Основателю и бывшему исполнительному директору Apple, которая под его руководством стала самой дорогой технологической компанией с капитализацией свыше 350 миллиардов долларов, было 56 лет. У него осталась большая семья – супруга Лорен и четверо детей.
В Apple не называют причины смерти Джобса. Известно, что он долго болел раком поджелудочной железы, перенес пересадку печени, но продолжал работать. В 2009 году Джобс уходил в отпуск на полгода, длительный больничный брал в январе 2011 года. С поста исполнительного директора Apple Джобс ушел только в августе текущего года, оставшись при этом членом совета директоров, напоминает Газета.ру. Он проработал в технологической отрасли более тридцати лет, стал одним из тех, кто сделал американскую Кремниевую долину центром инновационного прорыва. Коллеги провожали его с поста главы Apple как «супергероя бизнеса».
После Джобса корпорацию возглавил его давний соратник Тим Кук. В среду он разослал всем сотрудникам Apple письмо: «Компания потеряла провидца и творческого гения, а мир потерял одного из самых удивительных людей, из когда-либо живших на Земле». Топ-менеджеры технологических корпораций всегда акцентировали внимание на том, что Джобс (как и его коллега, сооснователь Microsoft Билл Гейтс) сумел сделать важными для потребителей не только сами технологии, но и дизайн устройств, в которых эти технологии реализованы, показал людям, что новые технологии – это просто и комфортно. Чтобы добиться этого, Джобс долго настраивал бизнес Apple. О его подходе к общению с сотрудниками ходили и продолжают ходить легенды.
В частности, уверяли бывшие подчиненные Джобса, если ему не нравились предлагаемые идеи, он обзывался, называл их тупыми, а авторов – дураками. Исполнительный директор Apple всегда настаивал на «безумно крутой эстетике» и «предельной простоте с того момента, когда покупатель зашел в любой из магазинов Apple». Также Джобс поддерживал режим строгой секретности в компании, считая что это не только помогает бизнесу, но и мотивирует сотрудников за счет их причастности к «коммерческой тайне». Перед выходом новых гаджетов Apple всегда появляются утечки, иногда курьезные – например, информация о потере новой версии iPhone нетрезвым сотрудником Apple в баре. Но в итоге они оказываются частью рекламной кампании.
С конкурентами – Microsoft, Goolge, Amazon, Adobe – Джобс тоже не церемонился. В 2010 году, когда Adobe развернула пиар-кампанию против Apple за отказ от применения видеотехнологий на iPhone и iPad, Джобс ответил целым эссе на тему отсталости программных решений Adobe и их несоответствия задачам новых гаджетов от Apple. В среду Гейтс проводил коллегу и конкурента такими словами: «В мире редко появляются люди, которые оказывают на него такое влияние, какое оказал Стив. Это влияние будут ощущать многие поколения».
Самые прорывные достижения Apple связаны с последними годами жизни Джобса. Корпорация выпустила плееры iPod, смартфоны iPhone и планшетные компьютеры iPad, фактически сформировав новый рынок. «Маркетинговая стратегия сделала компанию феноменом поп-культуры», – резюмируют обозреватели The Wall Street Journal.