Новости
30 ноября 2008

Работа с аудиторией

Лекция генерального директора портала Soundkey.ru, главного редактора проекта «Звуки.ru» Сони Соколовой для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий».

Любой сайт разрабатывается не только и не столько для своего создателя, сколько для некоторой аудитории, которая будет с ним взаимодействовать. И от ясного понимания, для кого этот сайт предназначен, и что он должен собой представлять, чтобы эту аудиторию завоевать и удержать, зависит успех ресурса. О работе с аудиторией сайта говорила генеральный директор портала Soundkey.ru Соня Соколова.

В начале учебного курса Соня Соколова уже читала лекцию этой группе слушателей. Тогда она порекомендовала создать собственный интернет-ресурс группы – сайт их сообщества. Поэтому свою нынешнюю лекцию она начала с вопросов о текущем состоянии сайта группы. Резюмируя, она заметила: «Когда вы только создали свой проект, он сам и был главной темой вашего обсуждения. Затем началось обсуждение учебы - что нравится, что не нравится. Далее акцент сместился на обсуждение того, что попадает в ваше поле деятельности и в ваши интересы. Количество активных участников и постингов уменьшилось. Что же произошло? Объяснение в том, что ваш сайт стал вам самим тесен. Следующим этапом развития вашего проекта будет желание, чтобы вас цитировали. Это естественный процесс развития подобных интернет-сообществ».

После этого Соня Соколова перешла к обсуждению пользовательских моделей интернет-ресурсов.

«Что такое пользовательская модель? Это совокупность действий и характеристик, которыми должен обладать инструментарий пользователя и цель, которой этот инструментарий служит. Он должен отвечать на ряд вопросов, касающихся следующих областей:

• Мои цели - чего я хочу, каковы мои служебные обязанности, на что я готов тратить свое время.
• Моя среда - моя рабочая среда, нормы и правила, субординация, размер монитора, рабочее место.
• Мои действия - кто я, что я могу делать, каким образом я взаимодействую с сайтом.

Как все это применить к анализу конкретных сайтов? Мы начинали нашу сегодняшнюю лекцию с обсуждения модели сообщества – вашего сайта. Основным принципов здесь выступает идея: «не хотите вступать в наше сообщество – идите отсюда». Также начинался, к примеру, Facebook, который первоначально был сообществом студентов Оксфорда. В чем выражается такая позиция? В форме регистрации, которая предлагается пользователю с самого начала; в том, что у пользователя должно быть четко выраженное желание стать членом группы.

В отличие от сообществ, на новостных сайтах, к примеру, на сайте РБК, много специализированной информации. Основная идея сайта - «мы все здесь серьезные важные люди». Это выражается даже в оформлении сайта. Бросается в глаза обилие сложных терминов, значение которых обычная секретарша пойдет смотреть в словаре. Сюда вы приходите для того, чтобы быть пассивным потребителем информации».

Видение пользовательской модели должно появляться уже на этапе разработки, поэтому Соня Соколова рассмотрела вопрос формирования пользовательской модели при создании сайта.

«Давайте посмотрим на пользовательскую модель со стороны тех, кто создает сайт», - предложила она. – «Эта часть не особенно очевидна. Тут можно выделить следующие важные позиции:

1. Субординация. Все посетители равны либо кто-то из них важнее, чем другие. Тут могут создаваться многоступенчатые иерархические субординационные схемы. К примеру, для корпоративного сайта иерархия может заключаться в специализации для нескольких групп пользователей: рядовых клиентов, инвесторов, партнеров, служащих компании.

2. Персона/Коллектив. Существуют как сайты рассчитанные на конкретного клиента, так и сайты, которые созданы для группы.

3. Женский/мужской.

Особенности женской аудитории:
• Любит кнопки
• Любит задавать вопросы и не читать FAQ
• Любит поболтать
• Любит сравнивать (очень важно мнение окружающих).

Особенности мужской аудитории:
• Рейтинги
• Хит-парады
• Развернутые FAQ

4. Динамика. Насколько сайт меняется в зависимости от действий пользователя.

5. Действия. В каком состоянии находится пользователь и что собирается делать. В интерфейсах пользователя это заключается в фокусировке внимания на графике, заголовках, операционных полях, динамике.

Все перечисленные позиции могут рассматриваться на нескольких уровнях:

• Метафоры
• Модель
• Навигация
• Взаимодействие
• Параметры».

Для того чтобы слушатели на практике закрепили материал, Соня Соколова разбила аудиторию на три группы. Каждой группе было поручено разработать свой собственный баннер. К баннерам предъявлялось два условия:

• Они должны быть информативными.
• Они должны быть динамичными (кликабельными).

Слушатели справились с заданиями достаточно успешно, творчески подойдя к решению, а Соня Соколова даже заметила по этому поводу: «Перед вами не стояла задача сделать рекламную кампанию, достойную номинации на конкурсе «Каннские львы». Вашей задачей было сделать эффективный работающий баннер. В тот момент, когда вы пытаетесь быть загадочными и непонятными, пользователь теряет сам товар».
Все новости >