Новости
04 декабря 2008

Портреты наших пользователей

Лекция креативного директора компании Silver Media Solutions Юлии Герштейн для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий».

От ясного понимания, что в конечном итоге хочет получить пользователь и владелец от сайта зависит то, как сайт должен выглядеть и функционировать. Неверное видение для кого, как и каким образом должен быть разработан сайт, в результате может привести к провалу интернет-проекта. О том, как системно подойти к процессу создания или редизайна интернет-ресурса, рассказала Юлия Герштейн, креативный директор компании Silver Media Solutions.

В начале лекции госпожа Герштейн перечислила этапы создания сайта, ориентированного на пользователя и принимающего во внимание интересы владельца.

1. Определение потребностей владельцев и пользователей сайта.
2. Создание пользовательских сценариев.
3. Разработка содержания сайта, ориентированного на пользователя.
4. Разработка карты сайта и определение последовательности действий пользователя.
5. Разработка схемы навигации и структуры страниц.
6. Создание и тестирование функционального прототипа.
7. Собственно создание сайта (визуализация и программная доработка).

Юлия Герштейн отдельно остановилась на некоторых из перечисленных этапов разработки. Для того чтобы определить действительные потребности пользователей сайта, она порекомендовала создать портреты типичных представителей различных групп пользовательской аудитории, на которую направлен сайт, и даже предложила шаблон, заполнив который создатель сайта может получить портрет своего пользователя.

• Пол
• Возраст
• Род занятий
• Черты характера
• Симпатии и антипатии
• Поведенческие привычки
• Мотивация
• Запросы
• Требования к сайту

Чтобы на практике понять, как именно формируются портреты пользователя, госпожа Герштейн предложила кому-нибудь из присутствующих разработать портреты пользователей их сайта. Подопытным сайтом стал ресурс для собирающихся пожениться пар и молодоженов 2rings.ru. Его администратор Катерина Баукина с помощью Юлии Герштейн и светлых идей аудитории создала портреты представителей трех групп пользователей своего интернет-ресурса: собирающейся замуж девушки, новобрачной и директора компании по украшению свадеб (партнера сайта). По ее мнению, девушка, пользующаяся информацией с сайта для подготовки свадьбы, может быть описана следующим образом:

«Маша, 22 года. Офис-менеджер. Веселая, яркая и общительная. Антипатии: скука, обыденность. Симпатии: необычное, веселое. Поведенческие привычки: ориентирована на быстрый поиск, интернетом пользуется с утра до вечера. Мотив: организация яркого события, которое запомнилось и позволило бы собрать друзей. Запросы: информация, пообщаться. Требования: возможность общения, структурированность информации, красота оформления, возможность размещать широкоформатные фото».

Следующий этап создания сайта, ориентированного на пользователя – разработка пользовательских сценариев для сформированных портретов типичных пользователей. Ее госпожа Герштейн предложила провести каждому самостоятельно, дав задания подготовить сценарий для каждого из трех разработанных пользовательских портретов. По поводу разработки содержания сайта при его создании или редизайне Юлия Герштейн, в частности, заметила.

«В процессе создания сайта или его редизайна вы можете понять, что часть содержания вам не нужна. Не жалейте и выкиньте ее. Содержание должно быть интересно и полезно пользователю. Оно должно быть достаточно для него. И не надо подходить к сайту как к портальному решению. Размешать на нем всевозможно полезную пользователю информацию: погоду, курсы валют, акций, не имеет смысла. Пользователь должен видеть у вас ту информацию, ради которой он и пришел на ваш сайт. При редизайне для того, чтобы оценить содержание вашего сайта, вы можете проанализировать, на какие разделы ходят пользователи, а какие разделы у них не популярны. Важно, чтобы содержание на сайте было мобильным – что-то, например, новости, должно изменяться ежедневно – люди хотят видеть на сайте новое».

Не менее важно при разработке сайта грамотно подойти к вопросу создания карты сайта.

«Это не навигация, а оглавление: что есть на сайте и где это находится», - определила Юлия Герштейн карту сайта. - «Пользователь должен знать, как он может проложить свой маршрут по сайту. В карте сайта важно, что она позволяет нам самим, как разработчикам, организовать информацию и определить, насколько она соответствует портрету пользователя и сценарию его работы».

После обсуждения карты сайта креативный директор компании Silver Media Solutions перешла к описанию эффективного процесса разработки схемы навигации и структуры страниц.

«Сайт должен быть легким в навигации (хотя такие сайты встретишь и не часто). Пользователь должен понять, что сайт предназначен именно для него. Основными функциями схемы навигации являются:

1. Показать, где находится пользователь. Если он этого не видит в любой момент времени, ему сложно понять структуру сайта.
2. Дать понять, куда еще можно пойти на сайте (те места, которые могут быть интересны).
3. Показать, где был пользователь.
4. Помочь пользователю научиться пользоваться сайтом.

Одной из самых распространенных ошибок, особенно в стартап-проектах, является размещение сайта и открытие к нему доступа до того момента, когда он был тщательно протестирован. В итоге, множество багов вызывает негативную реакцию пользователей и сайт теряет свою популярность, несмотря на то, что эти недочеты были исправлены. Поэтому не выкладывайте «сырых» сайтов. Лучше потратить немного больше времени на тестирование».

В ходе лекции Юлия Герштейн ответила на ряд вопросов.

- Насколько обосновано решение разместить навигационное меню в нижней части сайта?
- Чаще всего в этом нет необходимости. Необходимость в этом появляется в сайтах длиной в несколько скроллов.

- Как понять, есть ли ошибка в структуре сайта по глубине проникновения?
- В этом случае вам следует организовать юзабилити-тестирование. Нужно проанализировать результаты работы трех-четырех пользователей, перед которыми поставлена одна и та же задача. Чем меньше кликов – тем лучше организован сайт.

- Если у ресурса широкая аудитория, портрет какого пользователя я должен описывать?
- Вы можете описать портрет не одного пользователя, а разделить свою аудиторию на несколько групп и создать портреты типичных представителей каждой из этих групп.
Все новости >