Новости
Выбор факультета
06 декабря 2008

Игорь Стоянов: «Люди будут стричься всегда, даже в условиях кризиса»

Лекция основателя и владельца сети салонов «Персона» Игоря Стоянова для слушателей специализации «Менеджмент в медицинском бизнесе и индустрии красоты».

Под управлением Игоря Стоянова находятся более 70 салонов - 50 в Москве и более 20 по франшизе в регионах. При этом бизнес стабильно растет и развивается уже более 14 лет, а начиналось все банально и просто - с одного салона. Было это в далеком 1994 году.
«Семейная история ведения бизнеса очень правильна по своей сути»

Конечно, отечественный бьюти-рынок кардинально отличается от других рынков.

«Парикмахер в России с трудом может открыть собственный салонный бизнес, а вот, например, на итальянском рынке в 90 процентах случаев владельцами являются именно парикмахеры. Они владеют не просто одним салоном, а сильной и успешной сетью салонов. В России существует большой разрыв между парикмахером и менеджером, так как нет сложившихся традиций, которые можно передать по наследству. Семейная история ведения бизнеса очень правильна по своей сути, ведь наследуется не только помещение, но и опыт, клиентура и традиции. Затем уже вносятся новации, разработки и усовершенствования. У нас этого нет. И мы, поколение сорокалетних, только сейчас пытаемся создать ценности и традиции», - говорит Игорь Стоянов.

Отличия российского рынка от западного не ограничиваются исключительно подходом к ведению бизнеса. По словам владельца сети салонов «Персона», большую роль здесь играют традиции парикмахерской культуры.

«Если в России парикмахеры заканчивают профтехучилища и всевозможные курсы, причем последние никогда и никем не были аттестованы, то в Европе все совсем по-другому - непосредственно в парикмахерской там начинают учиться в возрасте 14-16 лет. Первые два года ты метешь полы, потом на протяжении двух лет тебе разрешают мыть голову, а еще через пару лет разрешают подравнять челку. Могу рассказать историю про своего личного парикмахера. Приблизительно в 1996 году ко мне обратился один из моих сотрудников - он сказал, что есть один беженец из Ташкента, бывший пожарник, который готов подметать полы и учиться. В это время в моей школе преподавали лучшие парикмахеры, и Руслану посчастливилось учиться у них на протяжении 4-5 лет. В результате он стал тем, кем стал.

Западного специалиста от отечественного также можно отличить по тому, сколько времени и сил он тратит на стрижку. Здесь встает вопрос уравновешенной пропорции стоимости рук и цены. Иностранец-парикмахер стрижет вас ровно столько, сколько стоят его время и усилия. Даже если вы будете недовольны, он все равно потратит на вас 30 минут, тогда как отечественный специалист будет стричь вас до последнего.

Кроме того, у наших парикмахеров нет культуры продаж. Если в Америке около 40-60 процентов всей выручки составляют продажи шампуней и других средств, в Европе – 20-30 процентов, то в России это только 10-15 процентов. У нас считается, что парикмахер не должен продавать, и это даже считается зазорным».
«Ценовая политика наглядно отражает подготовку и опыт наших мастеров»

Далее Игорь Стоянов поделился со слушателями специализации «Менеджмент в медицинском бизнесе и индустрии красоты» секретами успешного бизнеса. Это и развитие сильного бренда, и индивидуальный подход к каждому сотруднику, система обучения, предсказуемость критериев оценки, персональная ответственность, а также возможность творческой самореализации. На основе таких подходов в «Персоне» сложилась очень продуктивная лестница специалистов – от лаборанта, мастера, топ-мастера до стилиста и топ-стилиста.

«Мы обязательно информируем наших клиентов о том, что ценовая политика наглядно отражает подготовку и опыт наших мастеров», - говорит Стоянов.

Кроме того, особенность «Персоны» состоит в том, что эта сеть относится к так называемой «золотой середине» бьюти-рынка. Для того чтобы слушатели представляли структуру этого рынка Игорь Стоянов подробно остановился на сегментации рынка в зависимости от цен, количества и качества услуг.

«К сегменту luxury стоит отнести салоны, предлагающие весь комплекс процедур - прикладную медицину, маникюр, педикюр, парикмахерскую и косметологию. На ступень ниже находятся салоны premium класса, затем - business, и в самом конце – economy. Сегодня считается, что наиболее перспективно развитие именно эконом класса. Одной из вариаций этого направления явилось создание парикмахерской «Персона Family». Что касается сегмента premium, удержаться в этой середине нелегко, но можно. Я считаю, что мы как раз и делаем casual, и это всегда будет востребовано».
«Выживание в условиях кризиса дает шансы изменить позицию на рынке»

Также Игорь Стоянов акцентировал внимание на важнейших финансовых показателях бизнеса – таких, как оборот, валовая прибыль, чистая прибыль, рентабельность, средний чек, доходность рабочего места, доходность специалиста, доходность с квадратного метра.

Во время занятия у аудитории возник ряд вопросов касательно целесообразности открытия салонов в условиях финансового кризиса.

«Открывать салоны можно и нужно. Что же касается кризиса, то выживание в такие времена дает шансы изменить позицию на рынке, расширить клиентуру, например, за счет других крупных игроков, которые более подвержены влиянию кризиса.

Сейчас мы закрываем несколько салонов, около года назад начали реструктуризацию, а в июле подняли цены. С помощью этих мер на сегодняшний день мы оставили три основных затраты - зарплата, аренда и препараты. Конечно, закрытие салонов – очень важное, но при этом сложное решение. Как ни странно, сейчас проще не сетям, а одиночным неновым салонам. Открываться, я думаю, надо. Тем более аренда в ближайшее время должна существенно сократиться, и у вас появится возможность в новом году увидеть множество помещений с выехавшими салонами. При этом ремонт там делать не нужно, а недорогого оборудования будет много. То есть следующий год будет годом «новых возможностей». Так что уже сейчас обращайте внимание, присматривайтесь. И есть одна радостная новость – люди будут стричься всегда, даже в условиях кризиса», - сказал Стоянов.
«Для инвестора важны цифры, а для парикмахера - бренд»

Владелец сети салонов «Персона» также рассказал о том, на что стоит обратить внимание перед тем, как открыть свой бизнес.

«Задайте себе вопрос: «Для кого бизнес, которым вы занимаетесь, будет привлекателен?». Чем он будет привлекателен для инвестора, для сотрудников, для вас. У вас и у инвестора абсолютно разные критерии бизнеса. Для инвестора важны цифры, а не имидж, пусть даже ваш салон называется «У Анютки». Для парикмахера важен бренд, на который он работает. Для управляющего и для владельца акценты будут совсем другими.

Кстати, я считаю, что владелец крупного бизнеса обязательно должен со временем передавать свой бизнес управляющей компании - для того чтобы продолжать развивать свою сеть, не заботясь о постоянном контроле. Открывая новый салон, обязательно ответьте себе на два вопроса - чего я хочу, и на что я готов ради этого. Вообще я рекомендую начать именно с разговора с самим собой. Это самое важное в бизнесе. Йоги вообще говорят, что самое важное в жизни - намерение», - резюмировал Игорь Стоянов.
Все новости >