Новости
Выбор факультета
09 декабря 2008

Продвижение творчества через интернет

28 ноября в бизнес-центре Государственного университета управления при помощи музыкального обозревателя ИД «КоммерсантЪ» Бориса Барабанова был организован мастер-класс для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии». Гостем мастер-класса стал лидер коллектива Billy’s Band Билли Новик, который рассказал о продвижении творчества через интернет посредством социальных сетей.

- Билли, расскажи, кто делал сайт вашего коллектива?
- Его делали друзья. Web-дизайном занимался Вадим Шестеряков, фотограф из Санкт-Петребурга, а саму концепцию оформления придумал дизайнер Владимир Шабанов. Наш сайт был создан в 2002 году, и с тех пор не претерпел особых изменений.

- Перед этими ребятами ставилась какая-то конкретная задача?
- Задачу поставили они, спросив, что я хочу от этого сайта. Я сказал, что вообще не имею представления о том, что такое сайт. Это было похоже на то, как недавно бабушка попросила меня перевести интервью писательницы Татьяны Толстой, потому что не понимала значения половины используемых слов. Так вот, я не смог сформулировать, что мне нужно от сайта, потому что свой первый компьютер я купил в 2001 году, и в этом смысле серьезно отставал. Поэтому мы просто обсудили, какие рубрики должны быть на сайте – музыка, фотографии и тому подобное. Сегодня официальный сайт выглядит немного сухо, но зато та информация, которая на нем появляется, всегда проверена.

- Изначально был очень активен форум вашего сайта, который стал прототипом своеобразного сообщества...
- Да, и постепенно этот форум превратился в неофициальный сайт. Там собираются ребята, которым интересно творчество группы Billy’s Band, появляются свежие новости. Я особенно на тот сайт не лезу, но отношусь к нему с уважением и периодически выкладываю там информацию, которая интересна как мне, так и группе. Здорово, что находятся люди, готовые заниматься такими сайтами. Тем не менее, сейчас из-за появления социальных сетей, в частности, сети Вконтакте, все сайты уходят на второй план. Потому что социальные сети – это грандиозные и гиперфункциональные системы.

- Как ты узнал о сети Вконтакте? Ведь на момент ее появления уже существовали более авторитетные MySpace и LiveJournal.
- Мне рассказал об этом наш VJ, который находился на более высоком кибернетическом уровне по сравнению с нами. Сначала я сказал, что мне это неинтересно, но потом он продемонстрировал несколько функциональных возможностей, в частности, уже созданную и активную группу поклонников нашего коллектива. Я сразу проникся уважением к этому сервису, пришел домой и зарегистрировался, чтобы все прочувствовать. Все оказалось очень просто, это определенно шаг вперед даже по сравнению с тем же самым LiveJournal.

- Расскажи о принципиально новых вещах, которые предоставляет сервис Вконтакте.
- Во-первых, можно очень быстро и легко выложить музыку. Страницы обновляются просто молниеносно даже если у тебя самый примитивный интернет. Конечно, после того, как количество пользователей перевалило за отметку в 15 миллионов, все стало работать чуть похуже. Какие плюсы? Например, ты записал видеоклип. Так вот есть специальные скрипты, позволяющие отметить в этом клипе всех своих друзей. Но человек, которого ты отметил, может спокойно убрать себя из числа отмеченных людей и не смотреть этот клип, здесь нет никакого насилия. Лично для меня это очень важно, потому что поначалу я занимался тем, что делал какие-то рассылки, желая привлечь внимание. Теперь я понимаю, что это был самый настоящий агрессивный и навязчивый спам. Что касается LiveJournal, то там нет легкости, и присутствует элемент насилия. Например, ты добавляешь в друзья человека, он оказывается фотографом и начинает выкладывать мегабайты фотографий, а ты обязан все это просматривать. На мой взгляд, самое главное преимущество социальных сетей в том, что каждый может начать с нуля и рассчитывать на успех. Мир так устроен, что даже если ты делаешь что-то абсурдное, найдется человек, который будет твоей целевой аудиторией, пусть он и будет единственным. Наверняка есть куча групп, которые делают интересную музыку, но мы об этом просто не знаем.

- Сколько времени в день ты проводишь в социальных сетях?
- У меня получается либо так, что идут гастроли, и времени на интернет не остается совсем, либо так, что я нахожусь дома, у меня включен компьютер, и я подхожу к нему раз 15 на 10 минут – просто, чтобы знать, что происходит.

- Объясни, как происходит привлечение внимания к какому-то событию?
- Перед тем, как событие должно состояться, создается так называемая встреча. На нее собирается определенное количество народу. Думаю, это и так всем известно. Но существует одна уловка – мне кажется, я придумал ее сам, мне ее никто не подсказывал. Допустим, существует встреча, которая набрала большое количество участников, но ушла в прошлое и больше не демонстрируется в списке предстоящих событий. Так вот в этой встрече можно просто поменять дату и информацию. Получается так, что у всех людей, которые ранее планировали посетить встречу, она станет не прошедшей, а предстоящей. Они подумают – «Что такое? Я ведь не соглашался на эту встречу». Но если группа интересна, эти люди придут на концерт.

- Расскажи, каким образом ваша группа организовывала гастроли в Америке.
- В этом нам здорово помогла социальная сеть Facebook. Все американцы используют именно ее, а MySpace спустился на второе место. В Америке есть несколько промоутеров, которые занимаются организацией концертов российских артистов. Но они не хотят работать! Понимаете, они вообще не хотят работать.

- В результате этим летом вы решили организовать тур самостоятельно...
- Мы несколько раз ездили в Америку и уже пообещали себе, что больше никогда туда не поедем, потому что ничего не меняется. Да, они хотят заработать, но создается ощущение, что 500 долларов для них – большой успех. Они видят, что у них что-то получается, и начинают есть пиццу и пить пиво, а потом сидят и думают о том, какие они крутые. Кто бы туда ни ездил, все недовольны и клянутся, что никогда больше туда не поедут. Я не знаю, почему так происходит. Видимо, на Западе предпочитают работать с поп-звездами, ведь все русские американцы смотрят российские каналы, они знают, какую музыку ставят в эфир на «Первом канале», то есть они не находятся в процессе музыкального поиска. Соответственно, промоутеры предлагают им именно то, что показывают по телевизору. Причем зачастую к этому относятся не как к бизнесу, а как к хобби – потусоваться и похвастаться перед друзьями.

- Среди молодых групп распространен так называемый «музыкальный туризм», когда исполнителям среднего эшелона просто интересно съездить в другую страну...
- Конечно, интересно первый раз съездить в Америку. Возможно, для кого-то такая поездка – это мечта. Но после того как оказываешься в ситуации, когда никто не хочет тебе помогать... Не понимаешь, зачем лететь 12 часов в Сан-Франциско, чтобы провести концерт, сопоставимый по уровню с теми, которые проходят в Пскове или Твери. Так вот, перед очередной поездкой в Америку на горизонте выросла социальная сеть Facebook. Нам захотелось собрать не российского зрителя, а американского. Просто у американцев несколько другой подход к музыке, они действительно могут бросить в тебя помидору, если им не нравится музыка, а наши люди приходят на концерт для того, чтобы встретиться с друзьями и выпить. Так вот, я начал просматривать в Facebook людей, которым нравится Том Уэйтс, один из моих любимых исполнителей, и начал проситься к ним в друзья. В списке моих друзей появился своеобразный круг любителей Уэйтса. Потом друзья моих друзей почему-то начали проситься в друзья ко мне. Я подождал, и через два месяца у меня в друзьях уже было около 200 человек. Затем я сделал первую рассылку с информацией о нашем концерте. Конечно, это работало не так эффективно, как Вконтакте, но тем не менее результат был. После концерта в Рочестере я получил сумасшедшее количество откликов от людей, которые нашли меня через Facebook. Я был очень удивлен этому. Кстати, очень важно, чтобы на твоей странице были хорошие фотографии, потому что в том же Рочестере несколько человек в один голос сказали – «Когда мы увидели фотографию, сразу поняли, что нам нужно именно на этот концерт».

- Но ведь во время концерта в Нью-Йорке был человек, который помогал вашей группе.
- Да, это был человек, который никогда в жизни ничего не организовывал, обычный фотограф. Но он постоянно звонил и спрашивал, когда мы приедем. Я сказал ему, чтобы он организовал концерт, и объяснил, как это делается. К слову, в Нью-Йорке очень жесткие условия – кроме аренды, нужно заплатить еще и гарантию за бар.

- А в каком клубе вы выступали?
- Lion’s Den в хорошем районе Нью-Йорка. На концерт пришло почти 400 человек, эта цифра стала нашим рекордом по сравнению со всеми предыдущими поездками, когда на концерты набиралось по 150 человек. Было ощущение какой-то победы...

- Есть ощущение, что такой концерт можно повторить.
- Да, конечно. Ведь все это работает и сейчас сработает еще лучше. Процент вторичной посещаемости очень высок.

- Ты представлен практически во всех социальных сервисах. Для чего это делается?
- Это делается для проведения сравнительного анализа, хочется понять, что представляет наибольший интерес. Для того чтобы понять, нужно попробовать. В моем рейтинге на первом месте стоит Вконтакте. MySpace, например, мне кажется менее функционально привлекательным, потому что там существуют различные ограничения. Один мой приятель, с которого мне хотелось бы в чем-то брать пример, сказал, что он больше не верит MySpace, потому что теперь появился Facebook, и все люди переместились туда. Вот к чему я пытаю огромное уважение, так это к LiveJournal – по сравнению с остальными сервисами, там гораздо больше серьезных людей, много настоящих писателей, меньше спамеров. Так что это более авторитетный ресурс.

- Приходилось ли тебе сталкиваться в социальных сетях со своими клонами?
- Да. Но, на мой взгляд, адекватные люди понимают, что все это – пережитки виртуальности. С другой стороны, у меня была мысль – если хочешь, чтобы люди понимали, чтобы это твоя страница, то веди ее подобающим образом. Здесь все зависит от того, как ты себя позиционируешь. Например, если я панк, то моя страница должна быть самой крутой панковской страницей, если я писатель-интеллектуал, то по каким-то ремаркам это должно чувствоваться.
Все новости >