Новости
25 октября 2011

«Почему в Россию мало инвестируют?» (ВИДЕО)

«Главное, что есть у менеджеров – ответственность при принятии решений», – считает Евгений Караваев. Cлушатели факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA могли измерить цену этой ответственности на собственном опыте (и виртуальных миллионах) в ходе занятия, которое для них провел тренинг-менеджер стартапа Ostrovok.ru и основатель проекта TED-Craft, в рамках которого Караваев создает и проводит деловые развивающие игры.

Игра, которую Евгений предложил студентам, направлена не совсем на развитие навыков работы в команде, хотя группа И-8 и разделилась на два противоборствующих лагеря. Ее суть – научить будущих и действующих руководителей проектов развивать партнерскую установку и не смотреть косо на каждого, кто также играет на их рынке. «МАК» – так называется упражнение – моделирует приближенную к боевой ситуацию в IT-секторе, с тем лишь нереальным условием, что команды топ-менеджеров двух крупных компаний полностью изолированы друг от друга и не могут рассчитывать на утечку информации от соперника.

Итак, представим: подошла пора Министерству связи и массовых коммуникаций РФ поддержать отечественные IT-компании, для чего государство готово выделить игрокам рынка от четырех и более – условно, по 10 миллионов каждый, – валютных траншей. То, кому и в каких объемах достанутся эти деньги, не в последнюю очередь определяют привилегированные компании A и B, руководства которых и сформировали слушатели RMA.

Имея некий авторитет, они могут сделать так, что все миллионы Министерство выделит только им, а непривилегированные игроки останутся ни с чем. Главное – не задирать планку.

Казалось бы, никто и ничто не мешает A и B благополучно поделить деньги. Только возможности четко договориться об этом у них нет. Решение о «ставке» команды принимают независимо друг от друга. Этот факт потенциально порождает между ними конкуренцию, провоцируя на то, чтобы попытаться обойти второго игрока. При этом велика вероятность, что если кто-то уж слишком сильно «потянет одеяло на себя», пострадают обе команды – если лимит будет сильно превышен, деньги пройдут мимо, а Министерство еще и оштрафует компании «за жадность».

На обсуждение стратегии поведения и суммы запроса перед траншами командам давалось по 10-15 минут. После каждого из раундов участники узнавали, сколько требовал соперник, и подводили баланс. А что же победило – желание зарабатывать вместе или опасное стремление отхватить весь куш своей компании? Узнать об этом можно из видеоролика с занятия.

***

После часа с лишним игрового времени, когда прошло уже пять траншей, выяснилось, что привилегированные компании почти сразу оказались в финансовой яме – начав давить на Министерство, они основательно пополнили бюджет третьего условного игрока на рынке, компании X, которая изначально, не имея рычагов влияния, находилась в наименее выигрышном положении. Но на ее балансе неожиданно оказалось более 40 «подаренных» ей миллионов!

Бюджеты же A и B ушли в «минус» еще с первого раунда, после чего команды стали бороться по принципу «уступить первым должен соперник». Правда, одна из привилегированных компаний в последнем раунде имела шанс выйти хотя бы «в ноль», но соперник сознательно не позволил ей сделать даже этого…

Подведение итогов «МАК» Евгений Караваев начинает с вопроса: «А каким было задание на игру? Вспоминайте: цель привилегированных компаний получить как можно больше денег от Министерства». Но этого не произошло. Почему? Оказывается, не имея возможности договориться через стенку и действуя только согласно своим внутренним установкам, команды изначально не доверяли друг другу.

«Заметьте, мы не моделировали конкурентную среду. Да и про то, что команды между собой конкурируют, вы додумали самостоятельно», – обращается к игрокам тренер. – «Просто – это факт – здесь сказывается определенный культурный стереотип: мы считаем, что если кто-то выигрывает, то кто-то обязательно должен проиграть… Почему, как вы думаете, инвесторы так неохотно идут в Россию? Приезжая на переговоры, они пытаются найти партнеров, готовых совместными усилиями создавать лучшие решения, но в процессе сталкиваются с тем, что их потенциальные «партнеры» ищут способ «отхапать» себе побольше. И как только зарубежные инвесторы начинают говорить о победе совместной, в наших головах срабатывает механизм, что победить должен только один, и это точно не должна быть вторая сторона».

Вывод прост: строя бизнес, мы слишком часто оперируем стереотипами. Отказавшись от них, можно научиться зарабатывать больше. «И то, что вы, уже имея за плечами высшее образование, пришли на эту программу – свидетельство того, что вы не хотите работать по шаблонам. Значит, вам будет намного проще построить свой собственный мир бизнеса, свою атмосферу».

Все новости >