Новости
Выбор факультета
18
декабря
2008
Защита первых выпускников специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий»
Членами приемной комиссии стали известные эксперты-практики в сфере интернет-технологий и преподаватели Государственного университета управления. В состав комиссии вошли Алексей Беляев (президент Ассоциации производителей интернет-контента и интернет-сервис-проектов «Интернет и Бизнес»), Елена Дуненкова (старший преподаватель кафедры Инновационного менеджмента ГУУ), Евгения Завалишина (генеральный директор компании «Яндекс.Деньги»), Светлана Замарацкая (директор по маркетингу и связям с общественностью холдинга Next Media Group), Кирилл Кулаков (руководитель компании RMA), Иван Кургузов (руководитель отдела клиентских и партнерских отношений проекта Оборот.Ру), Юлия Лесникова (руководитель специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий»), Феликс Мучник (генеральный директор ЗАО «Софткей»), Александр Смирнов (коммерческий директор компании «Ашманов и партнеры), Соня Соколова (генеральный директор проекта Soundkey.ru, совладелец и главный редактор портала «Звуки.Ру»), Дмитрий Степанов (исполнительный директор проекта «Афиша Диджитал») и Андрей Удалов (директор по качеству компании «Группа Maxaon»).
Темы дипломов отличались большим разнообразием, как и сама предметная область. Слушателями специализации были проведены серьезные маркетинговые исследования, сделаны описания уже готовых для инвестиций интернет-проектов, и предложены практически готовые технологические решения.
Главное, что делало выступление каждого из выпускников по-настоящему интересным, – реальный интерес, который они проявляли к выбранной теме. Конечно, во многом это определяется сферой, ведь бизнес осваивает интернет-технологии быстрее, чем развивается теоретическая база под это развитие. И специалисты, работающие в этой области, находятся на «острие атаки», проверяя полученные знания боем и постоянно экспериментируя. Это же обусловило и те трудности, с которыми столкнулась дипломная комиссия при оценке дипломов. По каким критериям судить? Что считать удачной темой, что нет? Важно ли подходить к работе как исследователи? Или все же делать это как практики? К решению этого вопроса члены комиссии подошли последовательно, принимая во внимание задачу специализации - подготовить квалифицированного менеджера интернет-проекта. В результате большое внимание уделялось экономическому обоснованию проекта и возможности его реализации на практике.
Перед началом защиты с напутственным словом высказались руководитель RMA Кирилл Кулаков и один из преподавателей специализации Соня Соколова.
«Вы уже сделали первый шаг – вы прошли обучение в RMA», - сказал Кирилл Кулаков. - «Сейчас вам предстоит сделать следующий важный шаг – защитить государственный диплом. Диплом, который котируется в Европейском Союзе и который, надеюсь, откроет перед вами большие перспективы. Каждому докладчику будет предоставлено 10 минут. Постарайтесь уложиться в это время и раскрыть тему вашего диплома. После этого вам будет задано 3-5 вопросов. Тенденция такова, что ваши оценки во многом будут зависеть от ваших ответов на эти вопросы. Вы первые специалисты в этой специализации, претендентов до вас не было. В добрый путь! Желаю вам удачи!».
«Я рада отпустить в жестокий мир Интернета первых выпускников» - объявила Соня Соколова. – «Надеюсь, те, кому не понравятся оценки, смогут улучшить их в своей будущей практической деятельности, и мы еще увидим результаты их труда на просторах Интернета».
Чтобы сформировать общее представление о прошедшей защите, ниже приводится описание некоторых из представленных докладов.
Тема дипломной работы Нины Деменчуковой - «Нестандартное продвижение в Интернете как инструмент маркетинговой деятельности». Автор – практикующий специалист в области маркетинга и рекламы. С 2007 года специализируется на Интернет рекламе. В своем исследовании она провела ряд маркетинговых исследований и оценила эффективность применения нестандартных методов продвижения (BTL), проведя их сравнение с другими типами рекламы. Особый акцент был сделан на использование методов BTL для брендирования. В качестве объекта исследования был реализован специальный рекламный проект по продвижению медицинских услуг премиум-класса.
- Ориентировались ли вы на конверсию пользователей в конечных потребителей?
- Основная цель специального рекламного проекта - увеличение продаж - была достигнута. Конверсия пользователей в потребителей в процессе реализации проекта увеличилась. Однако это заслуга не только предварительных маркетинговых исследований и детально-продуманного медиа-плана, скорее это результат комплексного подхода, в рамках которого был подготовлен специальный раздел для входа рекламного потока. Все ссылки рекламной кампании, ведут на главную страницу этого раздела, именно она позволяет решать задачи пользователей и удовлетворять их потребности.
- Какие именно методы нестандартной рекламы использовались?
- В рамках рекламной кампании было проведено два тематических конкурса. Я не акцентирую на них внимание, потому что на момент защиты диплома оценивать их эффективность было бы не корректно, так как временная задержка между рекламной кампанией и ответной реакцией потребителей в данном случае составляет период до одного месяца. Во-первых, предлагаемая услуга дорогостоящая, а во вторых - ее покупке предшествует звонок в клинику для согласования даты и времени проведения диагностического обследования, предварительная запись на прием. Нестандартным шагом являлось также то, что при размещении PR-статей про наши услуги мы позволили пользователям практически online получать ответы специалиста на вопросы, задаваемые в комментариях к статье. На данном рынке услуг такой инструмент был задействован впервые. Пользователи оценили интерактивность, а мы результат. Этот инструмент будет активно использоваться в дальнейшем. Без дополнительных затрат был запущен так называемый «агент влияния» доктор-консультант на проекте Ответы.Mail.ru. В короткие сроки он завоевал доверие пользователей и высокий рейтинг. Этот инструмент будет активно использоваться в дальнейшем.
Работа Елены Деменчуковой cервис «Люди в городе!» посвящена разработке массового гео-коммуникационного интернет-сервиса – сервиса определения местонахождения и общения в реальном времени. Используется технология GSM для мобильного позиционирования и Google.maps API для визуализации. Елена указала, что подобные сервисы решают три вида задач: навигационную, рекомендательную и коммуникативную. Акцент в ее разработке был сделан на коммуникативной функции, как наиболее востребованной. Период окупаемости проекта – в 1,5 года.
- Что будет являться источников дохода для сервиса? Ведь 1,5 года – это просто превосходная окупаемость.
- Будет использована как традиционная, медийная и контекстная реклама на сайте, так и локализованная (привязанная к месторасположению пользователя) на мобильных устройствах – это вообще новый отдельный сегмент рекламы, к которому только присматриваются мобильные операторы.
- Каким образом вы считали затраты?
- Наши затраты – это разработка, хостинг, продвижение, поддержка. В первый год максимальные затраты придутся на продвижение.
- В чем ваше конкурентное преимущество? Извините, но мне не удалось его увидеть.
- Наше конкурентное преимущество – это гармоничное распределение функционала на мобильные устройства и сайт проекта. Как правило, конкуренты используют только одну составляющую, не придавая должного внимания другой. Ну и нацеленность на традиционно востребованный сервис – коммуникационный, для мобильных устройств.
- Вы сказали, что ваш сервис полезен для родителей? А почему он более интересен для них, чем схожие услуги операторов мобильной связи?
- Во-первых – у нас услуги по определению местоположения и передаче сообщений бесплатны, во-вторых, нет привязки к услугам определенного оператора, и даже к стране, ну а в-третьих, – наш сервис просто удобней.
Руслан Ишмаметов разработал в своем дипломной проекте концепцию создания консалтингового сервиса по комплексному продвижению компании в интернете. Тема его работы - «Создание инновационной интернет-компании: B2B интегратор услуг в сфере интернет-технологий. Консалтинг, управление интернет-проектом, аутсорсинг, аутстафинг». Руслан предполагает, что разработанный им сервис будет представлять интересы клиента в рекламной кампании в интернете. Актуальность проекта в том, что в настоящее время на фоне интенсивного развития интернет коммерции отмечается дефицит в грамотных кадрах в этой сфере. Поэтому offline-компании для продвижения в интернете будут выгодно воспользоваться предоставляемыми консалтинговыми услугами. Клиент приходит в интегратор лишь с идеей – дальнейшее продвижение берет на себя консалтинговая компания.
- Вы, по сути, являетесь посредником между вашим клиентом и рекламной компанией. Как вы добьетесь того, чтобы эта рекламная компания качественно выполняла свою часть работ?
- Для меня ситуация, когда исполнитель не выполняет принятых на себя обязательств, кажется странной. Мы анализируем требования заказчика и предъявляем их рекламным агентствам, веб-студиями и другим интернет-компаниям в той понятной и четкой форме, которая ими требуется, что является основной мотивацией как для заказчика, так и исполнителя работать с нами.
Исследованию методологической базы оценки прибыльности и капитализации интернет-компаний посвятил свою работу Андрей Тарасов. Тема его диплома - «Статистика интернет-проектов с точки зрения прибыльности и капитализации». В исследовании Андрей рассматривал лишь те проекты, прибыльность которых зависит от числа пользователей на них. В теоретической части он описал существующие модели монетизации интернет-проектов и коснулся методики получения данных для работы. Оценку прибыльности и капитализации автор предложил проводить по ряду KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности), состав которых зависит от типа модели монетизации, используемой в конкретном проекте. Выводы о прибыльности проекта Андрей предложил делать по сформированным картам KPI (графическим диаграммам динамики изменения показателей), а капитализацию рассчитывать по денежным потокам, которые генерируются бизнесом (как произведение годовой прибыли на выведенный мультипликатор).
- Андрей, по сути, это технология конкурентной разведки?
- Да, ее можно применять и для этой цели. Конечно, если вы можете получить статистику конкурентов.
Разработке конкретного интернет-проекта была посвящена работа Надежды Филевской. В рамках своей темы «Управление стартапом интернет-проекта. Создание LiveBand.Ru» Надежда занималась созданием ресурса, посвященного афишам клубной музыки. Конкурентным преимуществом проекта является то, что афиши создаются как редакцией, так и пользователями. Особенностью запускаемого проекта станет четкое позиционирование и наличие только необходимой информации.
- Существуют сайты, продающие билеты на концерты. Изучали ли вы их в процессе рассмотрения конкурентов? Как пересекается их аудитория с уже рассмотренными вами сайтами, предоставляющими афиши?
- Изучали. Задача этих сайтов - продавать билеты. Поэтому на них размещена информация только о тех мероприятиях, билеты на которые они продают. Соответственно, афиши у них неполные, и в качестве своих основных конкурентов мы эти сайты не рассматриваем. Оценить их совокупную аудиторию, а тем более ее пересечение с аудиториями других сайтов, предоставляющих расписания концертов, не представляется возможным, поскольку статистика в большинстве случаев закрыта.
- Ваш проект можно считать коммерческим?
- В данный момент разработкой занимается группа энтузиастов, которых увлекает идея проекта. В дальнейшем планируется рекламная модель монетизации.
Стоит отметить, что все без исключения дипломные проекты первого выпуска специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» были интересны, а креативные идеи и подходы, используемые при их реализации, произвели положительное впечатление на членов приемной комиссии.