Новости
19 декабря 2008

«Средств доставки музыкального продукта телезрителю будет все больше и больше»

Лекция главного редактора канала «Музыка Первого» Ильи Бачурина для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии о продвижении проекта в шоу бизнесе».

В начале лекции Илья Бачурин рассказал о перспективах появления и развития цифрового телевидения в России, а также о существующих в этой сфере проблемах.

«Наверное, все слышали, что в какой-то момент телевидение станет цифровым. К сожалению, из того, что было запланировано на 2008-й год, было сделано очень мало. Фактически даже не была утверждена концепция, которая подразумевала бы некий план действий и внедрение каких-то конкретных технологий. Основная проблема заключается в следующем: есть два способа доставки цифрового сигнала – через спутник с возможностью приема сигнала посредством тарелки или через операторов кабельного телевидения. Второй способ более реалистичен, но при этом кажется менее перспективным из-за некоторых ограничений. Существует масса аргументов в пользу как первой, так и второй схемы, и каким образом все это будет реализовано, до сих пор непонятно. Но факт в том, что переход на цифровое телевидение произойдет. К чему это приведет? В первую очередь к тому, что поменяется способ продвижения продуктов шоу-бизнеса, потому что средств их доставки телезрителю будет все больше и больше. Каналов станет заметно больше, чем сейчас, и это приведет к тому, что аудитория должна будет определиться со своими предпочтениями и разбиться на некоторые сегменты. Пусть эти сегменты и будут очень узкими, но зато у них будет свои постоянные зрители».

С появлением цифрового телевидения музыка, скорее всего, полностью уйдет с метровых каналов, на которых останутся только наиболее востребованные и рейтинговые программы. Музыкальный продукт займет при этом свою нишу на рынке цифрового телевидения.

«В начале 90-х годов в эфире первого и второго каналов, а также НТВ присутствовала музыка, и она занимала порядка 10-12 процентов эфира. В 2000-м году наблюдался всплеск музыкальной активности, на телевидение даже стала проходить рок-музыка и какие-то нишевые музыкальные проекты. Через два-три года произошло перенасыщение, которое спровоцировало серьезный спад, продолжающийся до сих пор. Музыки на этих каналах практически нет – она существует только в формате каких-то дорогих спецпроектов, акцент в которых зачастую делается не на саму музыку, а на шоу с участием артистов. Есть ощущения, что в ближайшие 2-3 года ситуация может измениться, и эти каналы станут уделять музыке больше внимания. Впрочем, далеко не факт, что это произойдет. Дело в том, что с появлением цифрового телевидения метровые каналы потеряют большую часть своей аудитории. По некоторым прогнозам, цифровые каналы получат от 40 до 60 процентов аудитории метровых каналов. Если эти прогнозы подтвердятся, то в эфире последних останутся новости, а также дорогие фильмы и программы. Музыка им будет просто-напросто не нужна, потому что она уйдет на нишевые каналы».

Продвижение в шоу-бизнесе артистов в эфир музыкальных каналов – дело не из простых, Илья Бачурин отметил существующие в настоящий момент проблемы, главной из которых является чрезмерное желание продюсеров продвигать свои проекты посредством медиа-ресурсов, которые не подходят им по формату.

«Сейчас игроков на рынке музыкального вещания немного. Если смотреть на это с точки зрения продвижения конкретного артиста, то инструментарий будет очень беден. Опять же из-за существующего разделения по форматам, с некоторыми артистами едва ли можно рассчитывать на эфир MTV, например. Если внимательно следить за развитием медиа-рынка, то можно понять, с каким музыкальным форматом будет легче пробиться на музыкальный рынок. Увеличение числа узкоспециализированных каналов позволит спрогнозировать, какого артиста будет легче продвигать. Формат артиста должен совпадать с форматом медиа-ресурса, на который вы рассчитываете, в противном случае вы просто будете стучать в закрытые двери. Казалось бы, все это очевидно, но при этом многие продюсеры так и норовят засунуть своего артиста в передачу, которая не подходит ему по формату. Причем когда этим продюсерам отказывают, они обижаются и начинают говорить, что ущемляется их право быть в эфире. Вопрос прав, к слову, очень важен – нужно понимать, что в отношениях с медиа у артиста нет никаких прав, а есть только обязанности».

Главный редактор канала «Музыка Первого» отдельно затронул тему продвижения артистов через интернет. Это продвижение в шоу-бизнесе сейчас довольно популярно. Редактор пришел к выводу, что предугадать, чем обернется такой способ позиционирования музыкального продукта, практически невозможно.

«Интернет – отдельная платформа для продвижения артистов. Последние проекты подтвердили уникальность этой платформы. В сети эти проекты получают трафик, о котором и не могли бы мечтать при трансляции по цифровым каналам, а на эфирных каналах это представить вообще невозможно из-за присутствия в текстах песен ненормативной лексики. Интернет нужно рассматривать отдельно, это самый сложный и непредсказуемый инструмент продюсера – он может стать мощным подспорьем, а может вообще ничем не помочь. Не думаю, что найдется человек, который расскажет вам, как нужно продвигать артиста в интернете – в первую очередь потому, что никаких законов и правил здесь не существует, ведь интернет-аудитория не подвержена влиянию каких-то стереотипов».

Илья Бачурин рассказал также о структуре современных музыкальных каналов и отметил, что из-за финансового кризиса эта структура может претерпеть определенные изменения.

«До недавнего времени структура музыкальных телеканалов подразумевала наличие двух подразделений – основного, которое занимается формированием эфира, и обслуживающего, включающего в себя бухгалтерию, дистрибуцию и т.п. Во второй блок также входят юристы, коммерческие отделы и отделы, занимающиеся спонсорством. Современные тенденции таковы, что коммерческие отделы постепенно вымирают, а вся связанная с рекламой работа передается крупным агентствам. Программное подразделение канала занимается тем, что связано с созданием и программированием эфира. Многие передачи музыкальные каналы предпочитают делать самостоятельно, одна из главных причин в том, что это будет просто-напросто дешевле, чем заказывать производство передачи в каком-то продюсерском центре. Непосредственно программирование – это отдельный блок, работники которого занимаются формированием эфирной сетки и вставляют в нее рекламные блоки. Нужно отметить, что это очень сложная и кропотливая работа. У каждого музыкального канала есть редакция, которая получает музыку, прослушивает ее и определяет, что пойдет в эфир, и каким образом это будет осуществляться. На музыкальных каналах также есть департамент, занимающийся исследованиями. Сотрудники этого отдела ежедневно анализируют ситуацию на рынке и дают базовую информацию для отдела маркетинга».

Кроме того, в рамках лекции Илья Бачурин рассказал о существующих на сегодняшний день технологиях измерения аудитории телеканалов, о роли социологических опросов и об оценке эффективности рекламы, которая размещается в телеэфире, а также ответил на вопросы, интересующие слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии».
Все новости >