Новости
13 января 2009

«Медицина – красивый, чистый и высокотехнологичный бизнес, выполняющий важную социальную функцию»

Лекция генерального директора компании «Медси» Андрея Лобанова для слушателей специализации «Менеджмент в медицинском бизнесе и индустрии красоты».

Компания «Медси» – признанный лидер на российском рынке коммерческой медицины. Многопрофильная поликлиника «Медси» оказывает широкий спектр амбулаторно-поликлинических и лабораторно-диагностических услуг, не только предоставляя медицинскую помощь в полном объеме, но и разрабатывая программы реабилитации за рубежом. На сегодняшний день поликлиника «Медси» располагает квалифицированным медицинским персоналом, в который входит 9 докторов наук, 27 кандидатов наук и 250 специалистов высшей категории.

В декабре генеральный директор и главный врач поликлиники «Медси» Андрей Лобанов прочитал лекцию для слушателей специализации «Менеджмент в медицинском бизнесе и индустрии красоты» Государственного университета управления. В рамках занятия специалист рассказал об истории возникновения коммерческой медицины, роли страховых компаний, проблемах государственного медицинского сектора, а также отметил привлекательность инвестирования этого бизнеса.
Начало коммерциализации медицины

«Если вы помните, в свое время человек мог приватизировать аэропорт, морской порт или участок земли, из которого бьет нефть или газ. В свою очередь медицина все время была под запретом, в этой сфере не существовало реальной приватизации. Понятно, что связано это было с возможными социальными последствиями, поэтому даже когда все вокруг коммерциализировалось, особое отношение к медицине было трудно переломить. Нужно отметить, что у государства до сих пор нет однозначной позиции по отношению к коммерциализации медицины. Появление коммерческого сегмента этой отрасли обязано зарождению добровольного медицинского страхования. Впрочем, развитие коммерческой медицины не пошло по прямому пути, и главная причина этого заключалась в том, что у России не было истории развития страхования, не было непосредственно коммерческих клиник. Главной преградой долгое время была финансовая сторона вопроса – стоимость открытия медицинской клиники. Затраты на создание поликлиники и тем более больницы огромны, поэтому на ранней стадии развития рыночной экономики это было просто-напросто невозможно.

А вот стоматология, например, неофициально всегда была коммерческой – полуподпольные частные кабинеты существовали всегда. Поэтому первой на рынок пришла именно стоматологическая помощь, затем – урология и гинекология, косметология, соприкасающаяся с медициной, а через три-четыре года стали появляться клиники, которые можно охарактеризовать как «несколькопрофильные», так как они пытались объединить сразу несколько видов помощи. То есть проще всего было стоматологии, и в настоящий момент как раз эта область коммерческой медицины является наиболее развитой. Страхование же в то время выполняло функцию финансовых операций – от заключения контракта с физическим лицом до возмещения стоимости лечения»

Появление первых гигантов

«В 90-х годах образовались две значимые коммерческие структуры – ОАО «Медицина» и Центр эндохирургии и литотрипсии. Почему появились такие гиганты? Известно, что если нет возможности что-либо купить, то зачастую есть возможность арендовать. В данном случае все произошло точно также – в учреждениях начали появляться кооперативы, которые арендовали часть площадей, арендовали возможность пользования оборудованием и покупали консультативные услуги. Например, гинекология самодостаточна, но ей никогда не помешает консультация эндокринолога или операционная. То есть на тот момент были кадры, возможности и даже люди, готовые платить за медицинские услуги, но не было площадей. И вот эти две структуры в силу административных способностей своих создателей получили право на аренду достаточно больших площадей – порядка 10 тысяч квадратных метров.

По своей структуре и строению ОАО «Медицина» и Центр эндохирургии и литотрипсии были равнозначны, похожи. И вот как раз здесь мы видим пример того, насколько важно правильно управлять медицинским бизнесом. Изначально находясь в одних и тех же условиях, на сегодняшний день эти компании имеют различные доходные показатели. Все дело – в подходе к ведению медицинского бизнеса. Если «Медицина» начинала строить свой бизнес с поликлинической помощи, которая помогает более легко устанавливать контакт с потребителем, то Центр сразу концентрировался на высокотехнологичной хирургической помощи. На первых порах Центр существенно обгонял «Медицину», но затем он столкнулся с уменьшением потока клиентов. Эта проблема была неизбежна, так как медицина представляет собой вертикальную структуру со всеми видами помощи. При этом нижнее звено менее рентабельно, требует большего количества площадей, но без этого поликлинического звена не насыщаются верхние структуры – диагностические и стационарные»

Роль страховых компаний

«Постепенно, несмотря на то, что так называемые «большие люди» не хотели вкладывать деньги в медицину, а «маленькие» не могли этого себе позволить, у страховых компаний образовался капитал, который надо было во что-то вкладывать. Кроме того в стране началась борьба за высокую рентабельность бизнеса, и появилась тенденция сброса низкорентабельных социальных активов, в том числе медицины. Именно тогда появилась большая часть основой медицинской структуры, работающей по системе добровольного медицинского страхования. Главным образом это был Медицинский центр управления делами президента РФ, а также ведомственные клиники, относящиеся, например, к министерству торговли, внешних экономических связей и так далее. Именно на эти структуры обрушились крупные деньги страховых компаний, а они, в свою очередь, стали образцом развития коммерческой медицины.

Медицинский бизнес остается тесно связанным со страховыми компаниями, которые приносят, как правило, более 70 процентов выручки в этой сфере. Почему это важно? Потому что здесь получается некий «бутерброд» - вашим клиентом с одной стороны является конкретный человек с какой-то болезнью, которую необходимо вылечить, но деньги за него платит не он сам, как это происходит на Западе, а страховая компания, с которой у вас заключен договор. Получается, вы должны соблюсти интересы и пациента, и той стороны, которая является носителем денег. Если вы хорошо вылечили, но выставили большой счет страховой компании, то на следующий год, скорее всего, придется попрощаться с этим пациентом, потому что страховая компания переведет его в другую клинику.

У страховых компаний есть очень большой объем статистики, поэтому они обладают возможностью перераспределять потоки пациентов в те или иные медицинские учреждения, где меньше жалоб от клиентов и затрат на лечение. Методики работы страховой компании достаточно просты – если на первом этапе все увлекались сравнением прейскурантов, то в конечном итоге все свелось к оценке среднего чека, так как пришедший человек получает не одну услугу, а несколько. На настоящий момент страховые компании пришли к расчету с медицинскими учреждениями по факту обращения, а не по предоплате. То есть у пациента есть медицинский полис, в котором указаны учреждения, в которые он может обратиться, и страховая компания оплачивает конкретное обращение и конкретные услуги. Однако тут возникает следующая проблема – медучреждения и страховые компании могут начать тянуть одеяло на себя. Первые могут назначать дополнительные услуги или отправлять на более дорогие обследования, тем самым завышая чек, что повлечет за собой ответный шаг страховой компании в виде перенаправления потоков клиентов в другие клиники. Только в последнее время медицинские учреждения и страховые компании пришли к здравому балансу и консенсусу»

Проблемы государственной медицины

«На самом деле есть желание навести порядок в государственной медицине. Понятно, что вся она поражена серыми деньгами - врач-специалист использует государственное оборудование и помещение в своих целях, восполняя ту сумму, которую, по его мнению, недодает государство. В последнее время произошли некоторые изменения, повысились заработные платы в медицинском государственном секторе. Это привело к возникновению конкуренция за кадры не между коммерческими учреждениями, а между коммерческими и государственными. Кроме того, ни для кого не секрет, что часто зарплата в государственных клиниках гораздо больше по сравнению с коммерческими именно за счет серых денег. Тем не менее, желание навести порядок существует.

Когда мы упоминаем государственную медицину, то под этим названием маскируем большое количество рыночных владельцев. К чисто государственному сектору относятся федеральные медицинские центры, городские и областные больницы. В свою очередь, понятие частной медицины однозначно – это когда человек вкладывал деньги и развивал бизнес, которым теперь владеет. К таким частным компаниям относятся ОАО «Медицина» и некоторые сети стоматологий. Остальные - это отделившиеся от ведомственных организаций учреждений, которые были акционированы. Стоит отметить, что, несмотря на это деление, сертификация и лицензирование учреждений и специалистов осуществляется по одним и тем же законам, вне зависимости от формы учреждения»
Привлекательность инвестиций

«Если рассмотреть такой показатель, как «прибыль до налогообложения», то для ритейла после установления цивилизованного рынка этот он составит 5-8 процентов, для строительства – около 20 процентов, а для медицины на первую половину 2008 года он составлял 36-38 процентов. Впрочем, медицинский бизнес не так прост – цена вхождения велика, а ждать первой прибыли приходится несколько лет. Но если абстрагироваться от экономики, то медицина – это красивый, чистый, высокотехнологичный бизнес, выполняющий важную социальную функцию»
Все новости >