Новости
03 февраля 2009

Поставить правильный вопрос

Лекции директора по исследованиям интернет-холдинга Mail.ru Федора Вирина – одни из самых любимых слушателями специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий». Они всегда четко структурированы, доступны, проходят ярко и интересно. Кроме того, Федор Вирин всегда старается увеличить долю практических занятий, заставляя аудиторию опробовать полученные ранее знания на практике. Не стала исключением и лекция, посвященная анализу целевой аудитории, прошедшая в Государственном университете управления 27 января. На предыдущем занятии Федор Вирин поручил группе разбиться на подгруппы и попытаться предложить практические проекты по развитию интернет-ресурсов, уделяя особое внимание планированию исследований целевой аудитории. На лекции было представлено три проекта.

Проект разработки нового сервиса для туристического сайта

Докладчик – Марина Федорова, группа И-2

«Наш проект – это доработка уже существующего интернет-ресурса для путешественников новым сервисом, позволяющим размещать и просматривать видеоконтент. Основной аудиторией сайта являются пользователи среднего материального достатка, в возрасте от 20 лет. Монетизация предполагается по рекламной модели, дополненной партнерскими программами. Новый сервис разрабатывается для того, чтобы выделиться из ряда конкурентов и для продвижения бренда. Мы планируем провести исследования трех видов: исследования рынка видеоконтента, исследования конкурентного окружения и исследования целевой аудитории».

После презентации и обсуждения проекта аудиторией, Федор Вирин заметил: «Своими исследованиями вы отвечаете не на тот вопрос. Вы отвечаете на вопрос, интересно ли это целевой аудитории. Ответить на него не сложно - например, я бы для этого затребовал от вендоров пару-тройку роликов и опросил пользователей, хотели ли бы они видеть нечто подобное на сайте. Однако вы не отвечаете на главный вопрос – как это повлияет на аудиторию сайта. И что вы с этого получите. В итоге, на ваши исследования вы потратите огромное количество средств, но получите нулевой результат, вы не узнаете, насколько более конкурентным станет ваш сайт. Хочу обратить внимание на то, что при проведении исследований зачастую много исследований хуже, чем мало. Вам не нужны все цифры, вам нужны нужные цифры и поэтому главное – поставить правильный вопрос».
Проект разработки нового раздела для существующего сайта детской арт-студии

Докладчик – Виктория Никитенко, группа И-2

«Мы дорабатываем сайт для существующей детской студии, по сути, сайт-визитку. Он был создан для привлечения дополнительных посетителей на студию. Для увеличения доли бизнеса в интернете мы решили ввести на сайт еще один раздел: «Рукоделие для детей». У проекта следующие цели: увеличить посещаемость сайта в целом; расширить целевую аудиторию; привлечь новых посетителей в детскую студию; монетизировать проект. Для этого мы предлагаем провести предварительные исследования – качественные (глубинные интервью, опросы) и количественные».

Комментируя этот проект, Федор Вирин указал на то, что, как и в предыдущем, не совсем очевидна цель, с которой он реализуется. «Зачем вы это делаете? Что нужно студии? Ей нужны деньги. А вы решаете задачу доработки сайта. Что можно сделать для получения денег? Искать конкурентов, продавать детские поделки, вводить платные услуги. Интернет-реклама же по сравнению с этими способами принесет совсем мало денег».

Проект разработки сайта для оказания онлайн услуг по подготовке абитуриентов

Докладчик – Михаил Корнеев, группа И-2

«В последнее время появилась проблема сдачи ЕГЭ. Есть преподаватели, но они пока не совсем хорошо понимают, как именно готовить выпускников к сдаче этого экзамена. Поэтому возникает проблема, куда отдать ребенка для подготовки. Цель нашего проекта – разработать сайт, дающий возможность абитуриенту подготовиться к сдаче экзамена по математике и просто получить знания в этой области. Например, для отстающих по предмету школьников. Мы планируем проводить количественные (количество потенциальных пользователей - сколько человек сдает ЕГЭ, количество удачно сдавших экзамен, количественные опросы поступающих) и качественные исследования».

Директор по исследованиям Mail.ru указал три проблемы, которые, по его мнению, стоят перед проектом. Во-первых, это недоверие к курсам. Во-вторых, лишь небольшое количество людей знают о возможности обучения в Интернете. Наконец, проблема обратной связи – необходимо понять, как именно родители смогут контролировать обучение и как можно повысить эффективность этого контроля.

После обсуждения проектов Федор Вирин перешел к другому практическому заданию - проведению глубинных интервью. Сначала он дал вводную часть, описав суть исследования и особенности его проведения.

«Глубинные интервью – это по сути своей структурированная беседа, беседа у которой есть стержень, структура, не которую ориентируется проводящий опрос. Это очень простое исследование. Для того чтобы его проводить, не обязательно быть социологом или психологом, нужно просто уметь слушать. Когда вы проводите глубинное интервью, вы уже занимаетесь созданием прототипа пользователя».

После этого специалист предложил группе разделиться на три команды и дал каждой из команд задачу на проведение глубинного интервью в рамках продвижения продуктов и услуг определенного типа. После проработки задания каждая команда провела показательное глубинное интервью, которое было детально проанализировано Федором Вириным и остальными слушателями.

Все новости >