Новости
19 декабря 2011

«Этика бизнеса фитнес клуба строится на честности и доверии к людям»

Каким должен быть менеджер фитнес клуба? Какие требования к профессиональной компетенции этих специалистов предъявляются? На эти вопросы подробно ответила в своей лекции для слушателей программы «Менеджмент в индустрии красоты и медицинском бизнесе» RMA одна из основоположниц фитнес-индустрии в России Лариса Сиднева, которая сейчас занимает должность вице-президента Всероссийской федерации спортивной и оздоровительной аэробики.

Функции менеджмента в фитнесе вне зависимости от особенностей клуба

Стандартные функции, которые ложатся на плечи менеджеров фитнес клубов это: составление плана работа заведения; организация работы с персоналом, оборудованием, материалами, деньгами; обеспечение бесперебойной и согласованной работы подразделений клуба; активизация клиентов и сотрудников; контроль и оценка результатов.

Если говорить о планировании, то тут самое главное, что приходится делать менеджеру – контролировать бюджет клуба. Помните, что бюджет всегда надо составлять хотя бы за полгода и постоянно его контролировать. Хорошо, когда каждый департамент разрабатывает его отдельно, учитывая прибыль как от основных, и так и от дополнительных услуг фитнес клуба. Например, в основной нагрузке инструкторов должно быть не менее 50 персональных тренировок в месяц. У хороших клубов их число достигает 200. В число дополнительных услуг могут входить групповые занятия или факультативы, которых может быть в разы меньше.

К тому же, управляя фитнес клубом необходимо понимать специфику индустрии в России. Так как я, в свое время, работала в США, то могу сравнивать. Так, у нас стандартное время работы фитнес клубов с 7 утра до 11-12 часов ночи. Конечно, есть и те, которые работают круглосуточно, однако они не очень популярны из-за стиля жизни и менталитета наших сограждан. Если русский человек видит вывеску «24 часа», то у него сразу складываются негативные ассоциации. К тому же наш ритм жизни сильно отличается от европейского или американского. В США занятия фитнеса обычно начинаются в 5-6 утра, так как 6.30-7 у людей могут быть уже встречи. Это приводит к тому, что они рано ложатся спать. В России все наоборот.

Структура фитнес клуба

Структура зависит от типа клуба – сетевой он или единичный. Если вы управляете небольшим заведением, то я советую активно прибегать к использованию услуг аутсорсинга. То есть вы заключаете договор с компаниями со стороны, которые будут вести вашу бухгалтерию, юридические дела, услуги клининга и техническое обслуживание. Это позволяет значительно экономить средства. Однако стоит отдельно сказать о технических услугах: если вы работаете со сторонними компаниями, это не значит, что у вас в штате не должно быть человека, которые случись что, сможет исправить поломку и следить за общим состоянием оборудования и помещения.

Принципы менеджмента в фитнес индустрии: классическая школа А. Файоля и современность

Французский практик менеджмента Анри Файоль разработал свои 14 принципов еще в начале века, среди них: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность интересов, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Многие из них до сих пор не потеряли своей актуальности, на них я и обращу свое внимание.

Важно, чтобы сотрудники точно знали свои должностные инструкции и функционал. Это позволит добиться ситуации, когда каждый несет ответственность за свою работу и знает, перед кем он отчитывается.

Особое внимание стоит обращать на дисциплину, применяя справедливые санкции к ее нарушителям. Здесь, главное выбрать правильную тактику и знать несколько правил. Основное из них - никогда не выяснять отношений с отдельным человеком в присутствии коллектива. Если у вас есть к кому-то претензии – предъявляйте их тет-а-тет. Кроме того, всегда старайтесь подмечать то, что сотрудник делает хорошо. И вот об этом желательно говорить в присутствии других. И помните, что менеджер должен всегда оставаться принципиальным по отношению к своим подчиненным – если вы пойдете на уступки одному, то все остальные решат, что подобное отношение распространяется и на них.

Кроме того, организовывая работу фитнес клуба, помните о психологических моментах, так как в первую очередь вы работаете с людьми. В подобных заведениях очень важно соблюдать единый стиль в одежде и поведении. Инструктор – это в первую очередь лидер для своих клиентов. В психологии есть термин «дублирование», который описывает ситуацию, когда человек невольно начинает копировать поведение лидера. Я сама ни один раз наблюдала, как наши посетители, вдохновленные занятиями, начинали подражать инструктору, покупая форму той же фирмы, что у него или делая похожую стрижку.

Еще одним важным психологическим моментом является порядок в коллективе. Ваша задача, как руководителя, будет заключаться в том, чтобы настраивать новых сотрудников на долгосрочную работу. Для этого важно, чтобы у каждого из них было свой угол, шкафчик и т.д. Как вы знаете, человек по своей природе имеет особенность привязываться к людям и к месту. Зная это, нельзя игнорировать тот факт, что получив личное, пускай даже крошечное, пространство человеку будет приятнее появляться на работе. Атмосфера на работе складывается из мелочей.

Золотой принцип менеджмента фитнес клуба: этика бизнеса должна строиться на лояльности, честности и доверии к людям. Руководитель должен уметь находить подход к разным специалистам, учитываю их опыт работы и личные качества. Например, если к вам пришел работать молодой специалист, у которого нет опыта, то с ним лучше всего использовать тоталитарную систему управления – точно говорить как и что ему надо делать и постоянно контролировать его действия. Поверьте, он сам вам скажет спасибо, так как получит то, что пригодится ему в дальнейшем. Однако такая тактика совсем не годиться, если вы нанимаете опытного специалиста – подобное вторжение в его дела он может воспринять как недоверие к его компетенции. Поэтому любой начальник должен уметь подстраиваться под ситуацию.

Также прямой обязанностью менеджера является создание такой атмосферы в коллективе, при которой сотрудники смогут раскрывать свои способности. Например, когда я вводила систему outdoor занятий, я старалась не принуждать своих сотрудников, а мотивировать их использовать свой потенциал. И такая система действительно дала прекрасные результаты. Те, кто бегают по утрам, набирали себе группы по утреннему бегу, сноубордисты занимались с подростками на склонах по вечерам, а один мальчик даже создал секцию катания на роликах. При этом каждый сотрудник получал удовольствие от этой работы, так как занимался любимым делом.

Мотивация, teambuilding, контроль

Мотивация бывает не только материальная, как привыкли полагать многие управляющие. Для многих сотрудников главным стимулом для работы являются перспективы развития. При этом грамотный начальник должен точно понять, в каком направлении хочет развиваться человек.

Обычно карьерная лестница в фитнес клубе выглядит следующим образом:

  • Инструктор – тренер – мастер-тренер

  • Координатор – фитнес-менеджер – менеджер клуба

    Кроме того, важным стимулом работы является признание заслуги человека. И не последний фактор мотивации – обеспечения стабильности: выслуга лет, медицинская страховка и т.д.

    В основе тимбилдинга лежит идея сплочения команды. Чтобы добиться его, необходимо постоянно работать с сотрудниками и уметь организовывать коллектив: проводить еженедельные собрания и личные беседы, планировать совместные мероприятия (день рождения клуба, соревнования и т.д.).

    Кроме того, менеджер должен постоянно следить за тем, чтобы везде соблюдался порядок и регламент. Например, чтобы инструктора приходили немного раньше до занятия и беседовали с клиентами.

    Требования к профессиональной компетенции менеджеров фитнес клубов

    Человек, управляющий фитнес клубом, должен обладать рядом личностных качеств и специальных знаний. Одно из важных персональных качеств – открытость и умение постоянно общаться. К необходимым профессиональным качествам менеджера фитнес клуба можно отнести понимание индустрии, знание своих должностных обязанностей, умение мыслить стратегически и использовать современные технологи. Я не случайно упомянула последний пункт. Дело в том, что практически все клубы оборудованы сложными системами «А&А», которые полностью контролируют его деятельность: статистику, посещаемость клиентов, сотрудников.

    И в завершении хочется сказать, что менеджер фитнес клуба должен, в первую очередь, уметь критически оценивать свою работу и постоянно следить за работой клуба, ставя перед собой ряд важных вопросов:

    Почему мы делаем ту или иную работу, и какие методы для этого используем? Кто в индустрии делает похожую работу лучше нас и почему? Что мешает нам улучшить результаты нашего клуба?

    Если вы сможете на них ответить, значит ваш клуб будет развиваться в правильном направлении.

  • Все новости >