Новости
Выбор факультета
21 декабря 2011

«Чтобы сделать успешный проект, необходимо предложить рынку ноу-хау»

Основатель и генеральный директор одного из самых успешных сервисов для поиска удаленного исполнителя или заказчика на конкретный вид работ – Free-lance.ru –  Василий Воропаев провел занятие для слушателей программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA. Встреча прошла в неформально обстановке, а Василий ответил на многочисленные вопросы аудитории и походу рассказал, с какими трудностями сталкивался его проект на этапе развития, как управлять командой, которая рассредоточена по разным городам мира и почему нет смысла посещать стартап-тусовки.

Как началась история Free-lance.ru?

Идея возникла, когда мы с Антоном Мажирин жили в Питере и решили заработать, выполняя разовую удаленную работу как дизайнеры. В тот момент эта деятельность у нас не приобрела глобальных масштабов, но появились, более менее, постоянные заказчики, для работы с которыми было необходимо привлекать специалистов со стороны, таких как, например, 3D иллюстраторов. Тогда и решили создать сообщество для себя, где бы мы смогли нанимать людей, которые бы что-то для нас делали. Примерно полгода работали над сайтом – за это время информация о проекте распространялась посредством сарафанного радио. Поэтому когда запустились, за несколько часов зарегистрировалась 1000 человек. И тут мы совершили одну из самых больших своих ошибок – мы подумали: «Круто, что наш сервис всем нравится. Но можно все сделать удобнее и интереснее» с этими мыслями закрыли проект не редизайн. Конечно, сейчас я понимаю, что надо было просто создавать новую версию, не закрывая предыдущую, но тогда нам хотелось сделать лучше. Работа по редизайну заняла 9 месяцев и, к счастью, многие пользователи дождались нашего повторного запуска.

Как развивали и развиваете сервис?

На начальном этапе добавляли социальные функции. Изначальная идея заключалась в выстраивании дружеских отношений с пользователями. Поэтому всегда были рады feedback’у и предлагали всем высылать нам свои идеи по развитию проекта. Конечно, сейчас, когда проект уже не столько сообщество, а полноценный бизнес, который должен зарабатывать, мы тщательно фильтруем эти идеи. Но система до сих пор сохранилась.

В какой-то момент от пользователей пришло пожелание составить рейтинг аккаунтов по какому-то признаку. Так появилась система платных профилей.

Кроме того, из нововведений у нас появился сервис «Defile», где фри-лансеры могут выставлять свои работы на показ в открытый доступ.

Вообще у нас очень много идей по развитию проекта, оптимизации сайта и т.д. Если взять файлик со всеми этими идеями и не добавлять в него ничего, то работы хватит на три года как минимум для пятнадцати программистов.

Сейчас особое внимание уделяем новой бизнес-моделе «Сделка без риска» (СБР). Это своего рода агентская схема, когда мы становимся посредниками и поручителями между фри-лансером и заказчиком. То есть мы берем на себя такие обязанности, как составление договора, работу с деньгами, уплату налогов. Кроме того, мы являемся инстанцией, куда могут обратиться, как заказчик, так и исполнитель, в случае, если работа выполнена не качественно или нарушены условия договора. Сейчас этот сервис уже пользуется популярностью у среднего бизнеса, потому что им нужна отчетность, которую мы в полной мере предоставляем.

Что делаете, если возникают спорные случаи?

У нас есть арбитраж – люди, которые занимаются решение спорных моментов. Нам, как третьей стороне, выгоднее, чтобы дело решалось в сторону исполнителя, так как при заключении сделки мы получаем 5% и остальные 5%, когда происходит оплата работы фри-лансера. Однако в 99% процентах выигрывают работодатели, так как исполнители не выполняют отдельные пункты ТЗ или срывают сроки.

Часто возникают конфликтные ситуации?

Нет. Их всего 3-5% от общего числа договоров. И в этом как раз и заключается преимущество «Сделок без риска» - когда составляешь соглашение, отсеивается половина тех исполнителей и заказчиков, которые хотят «кинуть».

Ваш проект инвестируется?

Единственный прецедент, когда в 2007 году компания HeadHunter и фонд прямых инвестиций Digital Sky Technologies приобрели по 20% акций проекта Free-lance.ru. Тогда мы еще базировались в Питере, но начали часто ездить в Москву по делам. Переговоры шли достаточно долго, но в итоге подписали соглашение. По сути, HH.ru и DST не понимали, кто мы такие, но увидели в нас огромный потенциал и сделали предложение, от которого сложно было отказаться. Однако, когда мы получили значительную сумму на развитие проекта, поняли, что не знаем, как ее тратить. Вот мы и решили, что положим деньги в банк, а через 4 года уже выплатили дивиденды, не взяв из них ни копейки. Все развитие сервиса происходило только за собственный счет.

Инвесторы не вмешиваются в ваши дела?

К счастью, у нас с инвесторами сложились очень дружеские отношения. Мы ни разу не испытывали давления с их стороны, даже тогда, когда Антон ушел из проекта 2,5 года назад.

А как вообще обстоят дела с рынком фри-ланса?

Могу без лишней скромности сказать, что рынок фри-ланса в России мы создавали сами, своими руками. Сейчас он уже существует, но когда мы только начинали, мне приходилось постоянно давать интервью, чтобы объяснить всем, что такое «фри-ланс» и кто такие «фри-лансеры». До нас на российском рынке существовал только Weblancer.ru, который не очень в теме. А вот сейчас уже на государственном уровне вводят понятие «удаленная работа» и зовут меня давать комментарии по поводу нового законопроекта.

Были западные аналоги?

Были, но мы не брали с них пример, потому что я, к слову сказать, вообще не очень дружу с английским языком. Самые мощные западные конкуренты – Freelancer.com и Odesk.com. Но, в то время, когда мы начинали, мы шли с ними нога в ногу. Сейчас наш проект на равных с Odesk.com, а от Freelancer.com он отстает в 1,5 раза. Но это не существенный отрыв.

Но тут надо понимать, что существует российский, а существует международный рынок. Мы в данный момент работаем в первом и пока не думаем кардинально менять направление.

Вы как-то пиарите свой сервис?

Нет, мы не покупаем трафик и не используем никакие виды традиционной рекламы. Рост нашей популярности происходит органически посредством сарафанного радио. Изначально, когда сервис только щзапустился, мы «светились» в ведущих СМИ, чтобы пропиарить не столько себя, сколько рынок. Потому что, когда нет рынка, невозможно ничего заработать.

Фри-лансеры: кто они?

10% - те, кто работает только удаленно. Большая часть - офисные работники, которые быстро выполняют свои рабочие нормы, а потом весь остаток времени занимаются подработкой. Я могу подойти к любому руководителю и поспорить с ним, что его дизайнер 80% времени сидит на моем сайте и делает дополнительные заказы.

А каких специальности у вас на сайте самые популярные, и каких специалистов, как тебе кажется, не хватает на рынке?

У нас есть самые разнообразные специалисты. Раньше мы исключительно развивали IT-сферу, но сейчас продвигаем и оффлайн проекты. Больше всего востребованы дизайнеры, копирайтеры и программисты.

Что касается дефицита кадров, то таких проблем у фри-ланса нет. Но если говорить в общем, то остро не хватает грамотных менеджеров. Эти специалисты должны, в первую очередь, уметь принимать решения. К сожалению, большинство менеджеров не могут этого делать и не хотят брать на себя ответственность.

А работодатели у вас постоянные?

Нет, таких мало. В основном это те, кому нужна одноразовая работа – их 80%. Сидят на сайте и посредники. В общем, по аудитории могу сказать, что 40% у нас на сайте уникальных исполнителей, и 90% - уникальных работодателей. Остальные есть и на других подобных проектах. Сейчас на рынке существует проблема – растет дефицит работодателей. Ситуация такова, что на 10 исполнителей приходится всего один заказчик.

Команду у вас на сайте можно подобрать?

Можно. Наша собственная команда состоит из 70 человек, которые были найдены на сайте.

В общем, если вы понимаете, что такое менеджмент, то легко можете сами набрать себе команду на сайте. Если нет, то ваш вариант – нанять менеджера, который сделает все за вас. Можно также заказать «команду под ключ», воспользовавшись сервисом «Личный менеджер».

Расскажите о своей команде?

Как я уже сказал, нас 70 человек. Процесс формирования команды происходил почти 7 лет и сейчас до сих пор расширяем штат. Когда только начинали, еще не знали ни про технические задания или другие способы отбора персонала. Мы общались с человеком, узнавали, есть ли у него семья, жена, собака и брали его работать с мыслью о том, что от нас он уж точно никуда не денется, потому, что их всех надо кормить.

Вся моя команда работает удаленно. У нас есть офис в Москве, но он стоит пустой и используется, только для проведения переговоров. Сейчас я нанял туда офис-менеджера, чтобы курьер мог доставлять почту. Все остальные живут и работают в разных городах.

Как можно контролировать работу удаленных работников?

Также как обычно. Кроме того я уверен, что мои сотрудники работают в тысячу раз эффективнее, чем те, кто приходят в офис и отсиживает свои рабочие часы. А для контроля есть специальные системы, которые, например, следят, сколько, например, девочки из call-центра разговаривают по телефону и снимают ли они трубку.

Были ли у вас еще проекты?

Да, социальная сеть «7ruk.ru». Когда мы ее запускали, еще не было ВКонтакте или «Одноклассников». Как я сейчас вижу, у нас были такие же сервисы, которые только сейчас предлагают крупные социальные сети. Но ничего не получилось, потому что мы вторую роковую ошибку: мы решили написать о нашем проекте в СМИ, пропиарить его. Позвонили в «Ведомости», «Коммерсантъ» и т.д., пообщались с ними – вышли статьи, которые рассказывали о «новом проекте от создателей Free-lance.ru». Примерно в то же время шла активная работа над «Одноклассниками». Так вот, о нас узнали клиенты и конкуренты – первые вдохновленные заходили на сайт и видели грустную надпись «ведутся работы», вторые – увеличили темпы и запустились первыми, проводя маркетинговые компании уже после открытия сервиса. Мы поняли свою ошибку и не стали соревноваться. Тем более, когда вы сделали проект, работающий на федеральном уровне, на создание чего-то меньшего, чем Facebook, соглашать не хочется.

Но я не жалею. В конце концов, мы все учимся на своих ошибках. Например, теперь мы никогда не анонсируем ничего прежде, чем продукт готов и вышел на рынок.

Не надоело заниматься одним проектом?

Нет, просто потому, что проект постоянно развивается и меняется. То, что было в начале уже не то, что есть сейчас. Проект это постоянная работа и мне это нравится.

Что можете пожелать людям, которые хотят заниматься IT-бизнесом?

Если вы решили им занимать, то остановитесь, сядьте и подумайте - может лучше продавать помидоры? Если вы не поменяли своего решения, то подумайте еще раз.

В IT сейчас большая конкуренция, поэтому, чтобы сделать успешный проект, необходимо предложить рынку какое-то ноу-хау.

И вообще я считаю, что никакие тусовки стартаперов и инвесторов не нужны. Если у вас есть реальный проект, вас найдут. Я до сих пор не могу понять, как это произошло с нами, но факт остается фактом.

Все новости >