Новости
Выбор факультета
20 февраля 2009

«Взятка проверяющему – худшее решение проблемы»

Любая проверка - это всегда лишняя нервозность как для руководителя предприятия, так и для всего коллектива. И даже если представить, что никаких нарушений в работе салона красоты не выявлено, в проверке все равно мало приятного. Впрочем, не все так печально, ведь у любого руководителя есть простой способ этого избежать. Нужно для этого не так уж и немного – иметь здравый смысл, конструктивно сотрудничать с проверяющими, ввести в штат предприятия юриста и содержать свой салон красоты и деловые бумаги в идеальном порядке. Общение с контролирующими органами не заканчивается с момента получения разрешительных актов на открытие салона красоты, а продолжается на протяжении всей деятельности предприятия в виде череды проверок, рейдов, административных комиссий, всевозможных разовых и постоянных кампаний по выявлению недостатков и нарушений. О том, что должен знать каждый руководитель, рассказал Олег Зверев, президент Гильдии профессионалов индустрии красоты «Кларис Кодекс».
А судьи кто?

Наибольшую опасность таят в себе так называемые внеплановые проверки. Причина очевидна – к ним нельзя подготовиться, но при этом они не возникают спонтанно, условия их проведения четко оговорены законом. Одна из причин, позволяющих соответствующим инстанциям провести внеплановую проверку - обращение граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав. Впрочем, здесь не все так просто.

«За этой причиной вполне могут стоять конкуренты салона красоты, бывшие работники, недовольные, а то и специально подосланные клиенты, да и те же сотрудники проверяющих органов, решившие «подзаработать», - отмечает Олег Зверев во время лекции для слушателей специализации «Менеджмент в медицинском бизнесе и индустрии красоты» Государственного университета управления. Действительно, такие случаи случаются сплошь и рядом.

Чаще остальных салоны красоты и остальные предприятия индустрии красоты проверяют представители санитарно-эпидемиологических станций, пожарных, милиции, налоговых инспекций, а также различных комитетов (по труду, торговле, защите прав потребителей). Контролирующая деятельность этих структур строго регламентирована. Впрочем, так уж получается, что без нарушений со стороны их представителей не обходится. В таком случае возникает логичный вопрос – «Как должен вести себя руководитель салона красоты, который подвергся проверке?».
Что делать?

Прежде всего – продумать грамотные действия каждого сотрудника салона, они должны знать, что делать и говорить в той или иной ситуации. Также необходимо утвердить памятку и инструкцию по взаимодействию с контролерами, в которой будет зафиксированы указания сотрудникам о правилах поведения при проверках. Любой сотрудник салона красоты, узнав о проверке, должен как можно быстрее доложить об этом руководителю салона или его полномочным представителям и как можно дольше не пускать проверяющих к руководителю, бухгалтеру и остальным представителям руководства. Пока администратор или охранник «осуществляют задержание» проверяющих, руководство предприятия сможет подготовить себя и свои кабинеты к встрече непрошеных гостей. При этом сотрудники салона никогда не должны забывать о своих правах - и администратор, и охранник имеют полное право позвонить в ту контролирующую инстанцию, которая организовала проверку, и убедиться, что контролеры пришли в салон не по собственной инициативе.

«Для этого, как минимум, надо заранее иметь под рукой телефоны всех возможных контролирующих организаций, находящихся в том же районе где расположен и сам салон», - говорит Олег Зверев. – «А вот звонить по телефонам, которые укажут сами контролеры не стоит. Что это за телефоны, и кто может ответить на другом конце телефонной линии неизвестно».
Уметь держать удар

Каким бы спокойным и хладнокровным ни был руководитель, не многим удается оставаться в своем привычном состоянии после того, как у них нашли какие-либо серьезные нарушения. Например, «черную» бухгалтерию или неучтенные косметические препараты или что-нибудь в этом роде. Тем не менее, главное - всегда помнить, что законодательство закрепляет принципы действия обеих сторон при проверке. Если для проверяемого действует правило: «разрешено все, что не запрещено», то для проверяющего наоборот: «запрещено все, что не разрешено». Этим нужно воспользоваться, если проверяющие совершают действия, в законности которых руководитель салона сомневается. Их грубые ошибки, возможно, придется использовать для дальнейшего аннулирования результатов проверки в судебном порядке. Из этих принципов следует важный вывод - любые действия, акты или протоколы проверяющих, совершенные с отступлениями от законодательства, теряют юридическую силу, даже если в салоне красоты действительно были нарушения. Их всегда можно с успехом опротестовать в суде. И почти всегда остаться в выигрыше.

Некоторые руководители отказываются от подписания составленных, по результатам проверки, документов. Думается, что это неправильно. Нужно внимательно изучить эти документы, чтобы информация, отраженная в них реально соответствовала действительности. Если же руководитель все же с чем-то не согласен, ему необходимо обязательно предварить свою подпись написанными словами: «С актом не согласен». В конкретизации своего несогласия необходимости нет – впоследствии этот вопрос можно скорректировать с юристом.

«Очень часто у руководителя салона красоты при виде проверяющих появляется крамольная мысль: «А может дать взятку?». Сразу стоит сказать, что взятка проверяющему – худшее решение проблемы. Не стоит забывать, что за него предусмотрено уголовное наказание. К тому же, если проверяющему только это и надо, предприятие рискует превратиться в «дойную корову». Но мы-то трудимся в индустрии красоты, а уж никак не в сельском хозяйстве. Поэтому, сколько прибыли не имей - на контролеров, в случае решения всем им давать «в лапу», ее все равно не хватит», - справедливо замечает Олег Зверев.
Лучшее решение

Лучшее решение для предотвращения неприятностей, которые могут возникнуть в будущем, – юридически грамотно отстроить свои профессиональные дела. Нужно всегда стараться находить взаимопонимание с контролирующими органами, не прибегая к незаконным методам, и сделать так, чтобы никто в мире – ни конкуренты, ни бывшие сотрудники, ни клиенты - не имели бы «зуба» на салон красоты. Также рекомендуется найти грамотного юриста и купить Трудовой кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. «Абсолютно все предприятия хотели бы вывести отношения с контролирующими органами на официальный уровень. Произойдет ли такое в ближайшее время? Если руководители предприятий индустрии красоты будут продолжать порочную практику, при которой считается, что проще платить, платить и платить, чем привести в порядок свои дела – вряд ли. Давайте думать - решение за нами», - резюмировал президент Гильдии профессионалов индустрии красоты «Кларис Кодекс».

Текст подготовлен на основе авторских материалов Олега Зверева и журнала «Красивый бизнес».


Материалы по теме:

    * Основы безопасности в бизнесе (лекция независимого юридического консультанта Владимира Турова, состоявшаяся в отябре 2008 года)
Все новости >