Истории успеха
Азат Кадыров, первый заместитель гендиректора исполнительной дирекции «Казань 2013»
"Я учился в самой первой группе факультета «Менеджмент в игровых видах спорта». Кто-то из знакомых сказал: "Смотри, новая программа, стоящая, преподают топ-менеджеры: из клубов, из федераций…" Я пошел. И не жалею. Даже больше скажу: если бы время было, я рад был бы постоянно на таких курсах учится, что-то новое узнавать, как-то совершенствоваться. В нынешней работе это совершенно необходимо, потому что Универсиада – проект чрезвычайно масштабный, разносторонний... "
Азат Кадыров учился в самой первой группе вновь созданного факультета «Менеджмент в игровых видах спорта». Выпустился в феврале 2006 года. Сейчас он занимает должность первого заместителя гендиректора исполнительной дирекции «Казань 2013» и отвечает за подготовку Всемирных студенческих игр, которые пройдут в столице Татарстана летом будущего года. Во время недавней казанской стажировки студентов и слушателей спортивных программ RMA Азат провел для них занятие и ответил на возникшие у ребят вопросы.
«Десять лет назад европейцы, услышав про Казань, переспрашивали: «Это где, в Казахстане?»
Азат, вы в проекте «Универсиада 2013» участвовали с самой заявочной компании. Расскажите, как это было, как все начиналось.
Не совсем так. В заявочной кампании я как раз участия не принимал. Но рассказать о том, как этот проект развивался, от идеи до воплощения, могу: мне эта тематика близка, да и вообще практически вся моя сознательная жизнь связана с работой в области спорта – я был спортивным директором в женском волейбольном «Динамо», потом работал в республиканском министерстве по делам молодежи, спорту и туризму…
В каком, кстати, качестве?
В качестве руководителя департамента спортивных сооружений. При моем непосредственном участии таких сооружений было открыто двадцать четыре. В том числе – несколько крытых катков с искусственным льдом, у нас в Татарстане на каждые 100 тысяч населения один такой объект приходится, это лучший показатель в России: есть, чем гордится…
А что касается того, с чего начиналась Универсиада, то, я думаю, что начиналась она с того, что наше республиканское руководство хорошо для себя осознало роль спорта в современном мире, оно поняло, насколько это важный инструмент коммуникаций, насколько удачные спортивные проекты, хорошо организованные крупные соревнования, турниры способствуют выстраиванию позитивного имиджа республики, насколько в конечном итоге это влияет на социальную обстановку, на экономику, на уровень жизни…
В конце 90-х мы к этому пониманию еще только шли: на приличном уровне у нас тогда играли только «Уникс» в баскетболе да «Ак Барс» в хоккее. «Рубин» из первой лиги еще не вышел. Хоккей с мячом тоже где-то там бултыхался. И вот сейчас, по прошествии десяти с лишним лет, мы имеем больше 10 команд по разным видам спорта, которые выступают в высших российских лигах, которые хорошо известны в Европе.
В 2003 году, когда мы подавали первую заявку на проведение Универсиады, многие переспрашивали: «Что, Казань?! Это где, в Казахстане, что ли?» Сейчас уже не переспрашивают. Особенно после того, как «Рубин» на «Камп Ноу» у «Барселоны» выиграл…
Так вот давайте вернемся в 2003 год. Казань подала заявку и…
Да, это было вскоре после того, как у нас прошла Всероссийская спартакиада учащихся. И вот наш тогдашний министр спорта, Марат Бариев, говорит: «А не пора ли нам, друзья, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира»? Замахнулись. Но с первого раза не получилось, проиграли: поздно вошли в заявочный процесс, да и вообще понимания того что и как делать тогда, конечно, маловато было.
Ну что, не получилось с первого раза, получилось со второго. В 2008 году наша заявка победила уже, можно сказать, безоговорочно. Все хорошо сложилось: и поддержку федерального правительства мы получили, и FISU, Международная федерация студенческого спорта, нашими предложениями впечатлилась. И вот, кстати, тогда, вскоре после победы в заявочной кампании, министр меня к себе вызвал и говорит: «Подключайся. Будешь работать на Универсиаду». Вот я и работаю, уже пятый год.
«Универсиада будет восприниматься как пролог, как репетиция сочинской Олимпиады. Так что на организационные ошибки мы права не имеем»
А в RMA вы учится пошли еще до того?
Да, это была самая первая группа, факультет «Менеджмент в игровых видах спорта», набор 2005 года. Я сейчас уже точно не помню, кто – то из знакомых, кажется, посоветовал. Говорят: смотри, новая программа, стоящая, преподают топ- менеджеры: из клубов, из федераций…
В общем, я пошел. И не жалею. Даже больше скажу: если бы время было, я рад был бы постоянно на таких курсах учится, что –то новое узнавать, как –то совершенствоваться. В нынешней работе это совершенно необходимо, потому что Универсиада – проект чрезвычайно масштабный, разносторонний. И ответственный, конечно. Просто безумно ответственный.
Главная ответственность в чем?
Она, во- первых, в том, что планка нашими предшественниками, китайцами, поднята очень высоко. Предыдущая летняя Универсиада была в Шэньчжэне, это сам по себе удивительный город: 30 лет назад там была рыбацкая деревушка, а теперь это мегаполис, 12 миллионов человек в нем живут.
Что качается организации Игр, то она в Китае была просто на высочайшем уровне, во всем – начиная с условий проживания спортсменов, гостей, и заканчивая уровнем стадионов, обеспечением безопасности, культурной программой. Соревноваться с китайцами будет очень нелегко, но мы приложим все усилия.
Тем более – и тут я уже говорю о следующем уровне ответственности, что Универсиада пройдет в 2013 году, а еще через год нас, как известно, ждут Олимпийские игры в Сочи. Понятно, что соревнования в Казани будут восприниматься как пролог, как репетиция этой Олимпиады. Так что какие –то организационные недоработки, шероховатости, а тем более, не дай Бог, провалы, абсолютно недопустимы, на них мы просто не имеем права.
Сколько народу вы ждете: спортсменов, болельщиков?
С точки зрения спортивной программы, эта Универсиада будет самой крупной в истории. 27 видов будет представлено, разыгран 351 комплект медалей: такого до сих пор не было нигде, даже в том же Китае. Спортсменов мы ожидаем 13, 5 тысяч: это тоже рекорд. Соединенные Штаты уже известили нас о том, что собираются привезти команду из 650 человек, Канада – из 400, даже Монголия везет к нам 300 спортсменов.
Болельщиков, по прогнозам, в Казань приедет около 50 тысяч. Журналистов – полторы тысячи. 20 тысяч человек будет задействовано в волонтерской программе.
«К сожалению, действительность такова, что зрительский интерес к соревнованиям Универсиады невелик»
50 тысяч болельщиков? Это получается меньше, чем по четыре человека на одного спортсмена?
Да. К сожалению, действительность такова, что зрительский интерес к соревнованиям Универсиады не слишком велик. Это, кстати, не российская особенность, такова ситуация почти во всем мире: ничего не поделаешь, публика привыкла ходить прежде всего на звезд, а в студенческом спорте их, будем откровенны, немного.
Исключение, пожалуй, составляет Китай: в Шэнчжене, о котором мы уже говорили, трибуны были заполнены до отказа на протяжение всей Универсиады и практически на всех видах спорта. Но, вы же понимаете, Китай – это такая специфика. Огромное количество народу, в большинстве своем неизбалованного, очень сплоченного и очень дисциплинированного: ему можно просто скомандовать, и он строем придет на стадион.
У нас такого не будет точно: уж не знаю, к счастью или к сожалению.
То есть говорить о том, чтобы что –то заработать на билетах не приходится?
Заработать можно. Мы планируем билетную выручку где –то на уровне 130 миллионов рублей. Другое дело, что для того, чтобы добиться такого результата нам нужно будет соответствующим образом организовать билетную программу.
Каким именно?
Во- первых, конечно, необходимо дифференцировать цены на билеты. Я думаю, разброс будет в диапазоне от 5 тысяч до 50 рублей, в зависимости от популярности каждого конкретного вида …
5 тысяч это, например, какой вид?
5 тысяч – это самые дорогие билеты на церемонии открытия и закрытия. И там, и там будет полный аншлаг, в этом у нас сомнений нет. Плюс к тому неплохо должны раскупаться билеты на соревнования по игровым видам: волейбол, баскетбол, гандбол…
С другой стороны, такие виды, как, скажем, фехтование или легкая атлетика, они с точки зрения посещаемости действительно вызывают у нас некоторые опасения.
И что с этим делать?
Какую –то часть билетов мы раздадим бесплатно: пусть с точки зрения коммерции это и плохо, но другого варианта нет. Другие нам придется реализовывать пакетами. Например: хочешь сходить на рейтинговый баскетбольный матч, возьми несколько билетов и на другие виды: на то же фехтование. Так сказать, в нагрузку: знакомо вам такое выражение из советского прошлого?
Какие –то другие источники заработка дирекцией Универсиады планируются?
Да, безусловно. Помимо билетной специально под Игры разработаны несколько других программ: лицензионная, монетная, филателистическая, лотерейная... Ну и, конечно, спонсорство. Хотя надо признать, что денежная его составляющая не слишком велика. Значительную часть взносов компании - партнеры Универсиады делают своей продукцией и услугами. Скажем, Hyundai предоставляет автомобили, Cоса Cola и McDonald’s обеспечивают питание и напитки, «Мегафон» -- связь…
«Государственные инвестиции в организацию крупных международных соревнований это инвестиции в новое качество жизни»
А спортивная инфраструктура, все эти замечательные стадионы, дворцы, бассейны, она на какие деньги построена?
Это почти на сто процентов бюджетные деньги…
Федеральные или республиканские?
Конечно, в первую очередь федеральные. Республиканский бюджет таких затрат не потянул бы.
Азат, вы, я думаю, знаете, что у нас в стране есть противники сочинской Олимпиады, футбольного чемпионата мира? Рассуждают они так: затраты на проведение соревнований огромны, отбить их практически невозможно, так зачем тогда и огород городить, не лучше ли потратить те же деньги на что –нибудь действительно остро необходимое? По отношению к Универсиаде вы таких настроений не наблюдаете?
Знаете, вы вот сами только что сказали про инфраструктуру. А она ведь и после Универсиады останется здесь, никуда не денется. И не только спортивная, не только стадионы, дворцы, бассейны…
У нас 14 новых транспортных развязок к Универсиаде построены, несколько станций метро, 23 новых автодороги, 73 улицы реконструированы. У нас новая взлетно – посадочная полоса в аэропорту, мы теперь можем принимать самые большие самолеты. Экспресс железнодорожный в декабре запустят, из аэропорта до центра города за 20 минут можно будет доехать.
А посмотрите на деревню Универсиады: она после Игр станет студенческим общежитием, там уже сейчас 6 тысяч студентов живут. Условия великолепные: размещение не больше, чем по три человека, в каждой комнате кондиционер, санузел, кухня, система очистки воды, высокоскоростной интернет…
Так что вот эти вот разговоры о том, что нам Олимпиада не нужна, нам еще что –то не нужно, я их не очень понимаю. Те, кто так рассуждают, они не понимают элементарных вещей: того, что государственные инвестиции в спорт, в такие вот соревнования, это инвестиции в наших людей, в новое качество жизни.
И отдачу от таких инвестиций одними только деньгами измерить невозможно.
Николай КИСЕЛЕВ