Истории успеха

21 сентября 2011
Варвара Давыдова, ассистент арт-директора МВО «Манеж» Марины Лошак

Варвара Давыдова, ассистент арт-директора МВО «Манеж» Марины Лошак

«За время обучения в RMA я узнала столько всего, что не могла себе даже представить. А самое главное, что я познакомилась с прекрасными педагогами. И если раньше они казались мне абсолютно недоступными, то сейчас я знаю, что лично могу обратиться за помощью к каждому из них»

Осенью минувшего года в жизни московских арт-институций произошло одно из самых громких обновлений за последние несколько лет. МВО «Столица», вобравшее в себя крупнейшие выставочные площадки города, сменило не только название, но и культурную политику. С момента «перезапуска» новой команде «Манежа» под руководством арт-директора Марины Лошак удалось удивить столичную публику премьерой «Трилогии» группы AES+F, ностальгической выставкой «Советский дизайн 1950–1980-х годов», масштабной световой инсталляцией художника Чарльза Сэндисона. «И это только начало. У нас очень плотный график выставок, расписанный на год», – отмечает ассистент Марины Лошак, выпускница факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Варвара Давыдова, которая в интервью сайту RMA рассказала о внутренней «кухне» работы «Манежа», и, конечно, о своей работе в его стенах.



Варвара, как давно ты работаешь в должности ассистента Марины Лошак? Чем вообще занимается ассистент арт-директора?

Я пришла работать сюда в конце июля прошлого года, и с этого времени, если верить моему удостоверению работника культуры, занимаю должность секретаря канцелярии, так как «Манеж» – государственное учреждение, и ставок «ассистента арт-директора» у нас нет. Но кому интересно, что написано в моей трудовой книжке?

Что касается моих обязанностей, то мне, как и самой Марине, приходится заниматься абсолютно всем. Начиная от общения с Департаментом культуры и заканчивая работой на монтаже и демонтаже. Вот, например, при подготовке выставки «Поехали!» мы всем офисом целый день размеряли места, где будут стоять автомобили.

То есть, можно без преувеличения сказать, что ты работаешь с самого первого дня запуска проекта? Ведь официальное открытие МВО «Манеж», насколько я помню, состоялось только в сентябре 2012 года.

Да, так и есть. В сентябре состоялась пресс-конференция, на которой Марина рассказала о нашей идее и о том, что мы хотим делать на каждой из вверенных нам площадок. А с середины июля до конца августа, мы, собственно, и занимались тем, что продумывали концепцию развития обновленного «Манежа».

А как вообще все так произошло? Я о твоей работе в «Манеже», конечно же.

Это длинная история. У нас в РУДН, где я учусь на кафедре теории и истории искусства, есть так называемый «день науки», когда вместо того, чтобы слушать скучные доклады, нам предлагают ходить на экскурсии в различные галереи и музеи. Как раз в прошлом годы мы ходили к Марине в «Проун». В конце экскурсии, которую для нас вела Катя Иноземцева, тогда еще работавшая у Марины, я подняла руку и спросила про практику, она сказала звонить в феврале, университет созвонился и мне разрешили пройти стажировку, в конце которой Марина написала мне очень хороший отзыв и мы распрощались. Второй раз встретились уже, когда я училась в RMA.

И собственно, в один из дней, когда мы занимались на ВИНЗАВОДЕ, Марина пригласила меня к себе, рассказала о том, что ее позвали в «Манеж», и предложила пойти с ней. Конечно же, я согласилась. Это был апрель. И вот с июля я здесь и работаю.


Выставка «Поехали», ЦВЗ «Манеж»(7 – 24 марта 2013)


А сколько всего у вас в штате сотрудников?

Человек 20 тех, кто непосредственно занимается выставками, и плюс дирекция, где сидят юристы, финансисты, бухгалтеры и т.д., которые делают так, чтобы все наши задумки и идеи воплощались в жизнь.

Как происходит работа выставочного отдела? Есть четкое разделение на тех, кто придумывает выставки и тех, кто занимается исключительно их реализацией? Или же в творческий процесс вовлечены все?

В этом плане никаких разделений у нас нет. И все благодаря Марине, с которой всегда очень легко. Обычно она приходит с идеями, делится ими, и мы вместе их обсуждаем. Или же мы все собираемся за круглым столом и просто болтаем о текущих проектах, идеях, решаем вместе какие-то проблемы. В ходе этих дискуссий рождаются очень важные вещи, которые мы затем, опять же, вместе реализуем. И в целом, у нас царит очень открытая атмосфера: каждый может войти в кабинет без стука, открыто о чем-то сказать, что-то предложить и т.д. А, так как все проходят через меня, то тихо в моем кабинете не бывает никогда!


Световая инсталляция Чарльза Сэндисона «Земное эхо солнечных бурь», ЦВЗ «Манеж» (4 – 26 января 2013)


Есть какие-то ограничения в плане выставочных проектов? Что-то чего вы точно делать не будете?

У нас есть концептуальное разделение по площадкам. Центральный «Манеж» берет на себя самые большие и зрелищные проекты. В основном это современное искусство. В «Новом Манеже» будет выставляться российское искусство, а «Рабочий и Колхозница» станет площадкой для искусства советского периода и авангарда. Но внутренних рамок, когда мы можем сказать, что «это мы делаем, а это – нет», у нас не стоит. Мы просто безостановочно смотрим проекты и художников, а затем вместе решаем, кого приглашать, придерживаясь идеи по возможности показывать московской публике то, что здесь до этого не выставлялось, и привозить художников, ранее не работавших в России.


И все соглашаются?

Многие. Их привлекает наше огромное помещение на первом этаже центрального «Манежа». Далеко не все арт-институции могут предложить художником такое пространство, где можно делать что угодно – создавать огромные инсталляции, строить стенки, экспонировать большие объекты и т.д. К примеру, Чарльз Сэндисон был просто в восторге от зала!

Кроме того, многим просто интересно начать работать в России. К примеру, в последней командировке в Берлин у нас была смешная ситуация с одной из галеристок, которая на предложение привести ее художников к нам, изумленно спросила: «В Россию? Вы, правда, возите туда выставки?». Когда же мы вернулись в Москву, то получили от нее письмо, в котором она рассказывала, как целую неделю читала про выставочную жизнь Москвы и, что действительно, это вполне нормально привезти выставку в Россию. Было очень приятно!

 
Выставка «Советский дизайн 1950–1980-х годов», ЦВЗ «Манеж» (30 ноября 2012 – 20 января 2013)


С идейными рамками понятно. А что касается внешних ограничений? Вы же находитесь в ведомстве Департамента культуры, какие обязательства это накладывает?

Как государственное учреждение, мы обязаны подавать и утверждать с Департаментом годовой план выставок. А также сообщать обо всех изменениях, которые вносятся в этот план.


Насколько плотный этот план?

Очень плотный! Выставки безостановочно идут одна за другой с перерывом в неделю на смену экспозиции. Это постоянный процесс, который нельзя останавливать. Так как наша основная задача сейчас – растить площадку и набирать обороты, чтобы в головах людей постепенно отложилось, что «Манеж» – это серьезная арт-институция. И в этом сам «Манеж» нам помогает. За счет того, что у нас несколько площадок, а в центральном «Манеже» работают два этажа, мы можем менять экспозиции постепенно, при этом оставляя отдельные выставки открытыми для посещения.


Варвара, в самом начале, ты упомянула, что учишься в РУДН на кафедре истории искусства, то есть получаешь профильное образование. Как и почему решила пойти учиться еще и в бизнес-школу RMA на факультет «Арт-менеджент и галерейный бизнес»?

Все получилось очень спонтанно. В один из последних дней моей практики в галерее «Проун», я разбирала почту Марины и наткнулась на письмо, в котором бизнес-школа RMA предлагала ей стать преподавателем факультета арт-менеджмента. Она согласилась, а через несколько дней на выходе из ВИНЗАВОДА я натолкнулась на объявление, где было написано, что набирается группа и занятия вот-вот начнутся. Я сразу же загорелась, рассказала о своем желании Марине, она посоветовалась с Николаем, и он подтвердил, что курс будет отличный и надо идти. Вот через такую сложную цепочку все и решилось
.

 
Выставка «Всё на продажу!», МГВЗ «Новый Манеж» (13 февраля – 17 марта 2013)


И что в итоге? Не разочаровалась?

Ни капли! Мне показалось, что за время обучения в RMA я узнала столько всего, что не могла себе даже представить. А самое главное, что я познакомилась с прекрасными людьми. К примеру, с Иосифом Бакштейном. Притом, когда я у него училась, мне казалось: «Где он, а где я!». А сейчас мы с ним очень хорошо дружим, и он приходит ко мне есть шоколадные конфеты. И мне иногда до сих пор не верится, что вот Иосиф звонит мне просто, чтобы узнать как дела! Тоже самое и с другими преподавателями. Обучение в RMA позволило посмотреть на этих людей с другой точки зрения. И если раньше они казались мне абсолютно недоступными, то сейчас я знаю, что лично могу обратиться за помощью к каждому из них.

Единственное, о чем я очень сожалею, что в то время пока все мои одногруппники работали стажерами на различных мероприятиях и выставках, я не могла совмещать эти дополнительные активности, которые предлагал нам Николай, с обучением в ВУЗе и работой. Поэтому было немного обидно, когда ребята восторженно рассказывали, где были и что делали.


Сейчас общаешься с кем-то из одногруппников? Следишь за их успехами?

Конечно! Со многими из них мы очень здорово подружились. А все произошло достаточно смешно. Во время обучения, как человек по натуре своей очень скромный, я всегда сидела где-то на задних рядах, тихонечко слушала и особо ни с кем не общалась. И вот в один прекрасный день, когда лекцию читала Марина, она торжественно объявила: «Если у вас есть какие-то вопросы, то спрашивайте Варю. Она у меня месяц работала и все знает». И после этого все начали ко мне подходить, узнавать что и как. Тогда-то я первый раз со многими и познакомилась. А потом Николай предложил поехать в Берлин на биеннале. Я сомневалась, но все-таки решилась присоединиться к группе и не жалею: со всеми ребятами, которые были в поездке, мы очень хороша общаемся сейчас. Они ходят ко мне на открытия, а я к ним. И, несмотря на то, что большинство из них намного старше меня, нам очень интересно вместе и разница в возрасте совсем не ощущается.

 
Выставки МВЦ «Рабочий и колхозница»


Варя, последний вопрос, какие планы на будущее?

Сейчас все мои силы уходят на работу, за которую я всегда буду благодарить Марину. Мне иногда очень хочется ее спросить, за что она так в меня верит, но я все никак не решаюсь. Однажды, я наберусь смелости и все-таки сделаю это.

Конечно, мы все стараемся оставлять себе немного свободного времени, но я не могу, видя, как все работают, прийти и сказать: «Все, у меня завтра выходной». Кроме того в этом году я защищаю диплом, который тоже связан с «Манежем». Если в двух словах, то в нем я сравниваю разные концепции развития музейно-выставочного комплекса и то, как на него влияет Департамент культуры. И это касается не только сравнения концепций «Столицы» и «Манежа», но и анализа того, что происходит сейчас и нас ждет в ближайшем будущем. Приятно, что все, кому я рассказывают про свой диплом, очень загораются и стараюсь помочь. Надеюсь, что то, что получится в итоге, поможет мне в моей дальнейшей работе здесь.