Истории успеха

Выбор факультета
10 июля 2012
Ирина Артамонова, маркетолог Tripster.ru

Ирина Артамонова, маркетолог Tripster.ru

"Бизнес-школа RMA покажет вам диапазон направлений и инструментов, даст основы интернет-менеджмента и интернет-маркетинга, познакомит с профессионалами. Это немало, поверьте. И еще - общайтесь с одногруппниками, другими выпускниками, преподавателями. Звезды Рунета — в меру открытые и доброжелательные. Кто знает, может быть, рядом ходят ваши потенциальные работодатели, инвесторы, команда вашей мечты, в конце концов"

Редактор портала CMS Magazine Анастасия Круглова, которая является студенткой группы «И-14» факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий», взяла интервью у выпускницы программы Ирины Артамоновой. Ирина рассказала об истории создания проекта Tripster.ru, над которым она сейчас работает, его основной идее и о том, какие знания, полученные в ходе обучения в RMA, ей пригодились.

— Ирина, как давно Вы закончили учебу в RMA?

— Уже полгода, как мне не нужно два раза в неделю возвращаться домой ближе к полуночи и целовать макушки моих заснувших дочек. А по субботам — вставать в восемь утра и ехать по сонной еще Москве в «Красный Октябрь», и ждать перерыва, чтобы, наконец, выпить кофе в Progress Bar. Честно признаюсь, моя семья, особенно муж, ждали окончания моей учебы с нетерпением. Ведь все мои мысли, особенно перед дипломом, были только о SWOT-анализе, ЧДД, экзитах и о том, чем IRR отличается от NPV. Если вы не понимаете, о чем я сейчас говорю, то обязательно меня вспомните, когда придете учиться в бизнес-школу RMA.

На самом деле, получение диплома RMA совсем не значит, что все закончилось. Сразу после защиты нас начали заманивать обратно — бесплатными пряниками в виде посещения любых лекций со следующими группами. При этом RMA каждый год меняет программу обучения в зависимости от курса доллара, время от времени уже примелькавшиеся лица преподавателей меняет на новые. А старые, с которыми ты зафрендился сразу после занятий, с разной периодичностью анонсируют в твоей ленте свои спецкурсы и классы повышения профмастерства. И ты ведешься на их компетенции, и вместо вечернего бокала вина снова идешь на занятия и обновляешь или прокачиваешь свои «скиллы».

Буквально на этой неделе ходила на мастер-класс по контексту к нашему преподавателю в RMA Алексею Иванову.

От одногруппников вообще не отвяжешься: как ни зайдешь в Skype, Facebook или «Гамбринус» — они уже там.

— Зачем пришли учиться в RMA? Какие были ожидания? Чего хотели получить от курса?

— К RMA я присматривалась достаточно долго. Первый раз узнала об этой школе в 2008 году, на Russian Internet Week. Три года спустя я снова оказалась на RIW — и вот тут попалась. Я была в декретном отпуске, и, с одной стороны, я еще не готова была выйти в офис на полный день, с другой стороны — уже достаточно остро ощущала потребность в социализации, апгрейде и расширении профессиональных навыков. Треть обучения оплатила сама, оставшуюся часть денег чуть позже дал муж. По вечерам с детьми сидела няня. Поэтому я, пытаясь экономить семейный бюджет, всегда косо смотрела на своих одногруппников, которые заваливали лектора вопросами в конце занятий. Через пару месяцев приноровилась и незаметно стала исчезать с последних рядов.

Было приятно лично познакомиться с Евгением Бойченко, Андреем Себрантом, Федором Вириным и другими профи интернет-маркетинга. О SEO я уже многое знала, с контекстом и CMS знакомилась уже в процессе обучения. Занятия по проджект-менеджменту, юзабилити, все финансовые дисциплины очень пригодились при подготовке дипломной работы. Надеюсь, пригодятся и в жизни.

— Получили ли Вы то, что ожидали? Пригодились ли полученные знания? Помогла ли учеба в RMA в карьерном плане?

— Да, получила. Как это ни странно звучит, я профессионально откалибровалась. Поняла, что я — совсем не продажник, хотя опыт зарабатывания живых денег еще никому не помешал. Фокус сместился на интернет-маркетинг и работу с клиентами. Я «обросла» нужными контактами и друзьями, что еще более ценно.

Весной этого года я ушла из крупного информационного агентства и приступила к работе в ярком, интересном, близком мне по духу и жизненным ценностям проекте — Tripster.ru.

Теперь я могу работать в кофейне, в ожидании встречи с партнером, писать тексты после полуночи, когда дети спят, или вообще уехать с семьей на остров и удаленно контролировать и регулировать рост узнаваемости и, соответственно, доходность проекта, продвижением которого я сейчас занимаюсь.

— Расскажите вкратце о своих впечатлениях: каково было учиться? Сложно было или легко? Весело ли? Есть ли, что вспомнить?

— Самое сложное для меня было — договориться с семьей, что два вечера в неделю и половину субботы я буду учиться. В остальном было достаточно легко и чаще всего — интересно.

Побывать еще раз студентом в достаточно зрелом возрасте — это как наесться молодильных яблок. Помимо конспектов, зачетов, обсуждения преподавателей и пр., в моей жизни вновь появились вечеринки в клубах и заказ пиццы на перемене.

— Поддерживаете ли профессиональные связи с одногруппниками и преподавателями?

— Группа у нас была (и есть) чудесная, юбилейная, И-10. Все в RMA нас знают как любителей печенек. Мы до сих пор дружим, встречаемся время от времени — как на профессиональных мероприятиях, так и в свободное время. На последнем РИФ+КИБ нас легко было заметить на зеленых лежаках.

Но мы — не бездельники, как это может показаться из моего описания. У нас есть серьезные программисты — первые программисты в моей жизни, с которыми я нашла общий язык. Владельцы интернет-магазинов, уже состоявшихся или созданных в процессе обучения. Есть мои друзья-маркетологи и журналисты. И вам сложно будет поверить, но в нашей группе учился даже венчурный инвестор, и он знает, как меня зовут.

— Как давно появилась идея и сам проект Tripster? Расскажите историю, как все начиналось, и о чем проект. В чем его смысл?

— Трипстер придумали пять лет назад два товарища — Леша и Боря. Они сумели создать площадку для самостоятельных путешественников, на которой можно обсудить любые вопросы, уточнить детали, связанные с предстоящей поездкой. К примеру, меня интересует: «Сколько времени можно потратить для осмотра Нью-Йорка? Какой бюджет нужен на этот период?» Мои вопросы увидят именно те путешественники, которые уже были в Нью-Йорке, и их ответы будут максимально конкретны и полезны.

На сегодняшний день на сайте около 50-ти тысяч зарегистрированных пользователей. Ими задано 20 тысяч самых разных вопросов, связанных с путешествиями, на эти вопросы дано 120 тысяч толковых ответов.

Оказалось, что серьезная арт-подготовка, серфинг в интернете и общение с друзьями не всегда помогают, когда человек оказывается в чужом городе. Если еще и с английским беда, то процесс временной интеграции наших соотечественников в заграничную среду серьезно осложняется.

Конечно, для знакомства со страной можно воспользоваться групповыми экскурсиями или услугами индивидуальных гидов. Но в первом случае вам придется подстраиваться под общий ритм группы и ее, в общем-то, размытые интересы, во втором — нужно будет смириться с достаточно высокой ценой. Да, еще (как вариант) можно поехать к родственникам и друзьям, живущим за пределами России. Но такая возможность есть далеко не у всех.

На стыке интересов пользователей и собственном понимании того, как можно максимально комфортно и увлекательно погрузиться в другую культуру и, конечно, желании заработать, родился новый сервис Трипстера — http://experience.tripster.ru.

Experience.tripster.ru— это проект целиком про людей и для людей, он соединяет через себя разные аудитории: локальных экспертов и любознательных путешественников. У нас собираются прекрасные люди: культурологи, специалисты по современному искусству, гастрономические блоггеры, историки, фешн-дизайнеры и музыканты.

В Шанхае Катя вам покажет кабаре, где выступал Вертинский, и у вас есть шансы напасть на след клада, спрятанного сумасшедшей дворянкой Павловой на чердаке старого дома: http://experience.tripster.ru/experience/2265/ 

Татьяна приглашает на свою старинную усадьбу на о. Хоутскари. Вы сможете на время забыть о безумном ритме городской жизни и вместе с хозяйкой заняться повседневными деревенскими делами: рубкой и колкой дров, уходом за домашними птицами, теплицей и садом, выпечкой хлеба и реставрацией старинной мебели: http://experience.tripster.ru/experience/2224/

По местам фильмов Альмодовара в Мадриде готовы провести две красавицы — Соня и Лиза. Есть подозрение, что они как будто сами вышли в город режиссера из его же кадра: http://experience.tripster.ru/experience/2274/

Кстати, наш преподаватель Николай Шестаков был со своей девушкой на этой прогулке и оставил нам замечательный отзыв на сайте.

— Кто у вас в команде? Какую функцию лично Вы исполняете в коллективе? За что отвечаете?

— Трипстер делает небольшая, но талантливая команда путешественников, маркетологов, дизайнеров и разработчиков. Во главе команды стоят основатели проекта — Алексей Мельчаков и Борис Плотица. А также, безусловно, уже упомянутые выше наши замечательные местные жители и яркая редакция, которая находит этих удивительных людей по всему миру.

Я отвечаю в проекте за маркетинг и коммуникации. Работа со СМИ, партнерские взаимоотношения, спецмероприятия, email-маркетинг, SMM, привлечение местных жителей, ведение блога на www.Euromag.ru — это все скучное перечисление, но совсем не скучная работа. SEO и контекстной рекламой занимаются другие мои коллеги — честно признаюсь, это пока не мой конек.

За три месяца работы в Трипстере я потратила на продвижение двести долларов, двадцать из них — на изготовление визиток. Конечно, 200 долларов — это не месячный маркетинговый бюджет Трипстера. Мы тестируем контекст, занимаемся продвижением наших групп в соцсетях, пробуем различные рекламные схемы. Скоро хотим подключить мобильную рекламу, используя геолокацию. Тестируем все маркетинговые каналы и стараемся вкладывать деньги в самые эффективные для нас. Деньги-то у основателей свои.

Сейчас, в эпоху маркетинговых проектов считается не очень важным, что на самом деле из себя представляет проект, а важно, сколько денег вложено в его раскрутку. По окончании маркетинговых бюджетов зачастую заканчивается и проект. Я считаю, что хороший проект, сделанный качественно и профессионально, может продавать себя сам. Ему нужно только помочь.

Новый сервис Трипстера я воспринимаю как молодого, способного музыканта или художника. У него должен быть, безусловно, талант (т.е. идея), в него должны вложить все свои знания и опыт родители и учителя (работа команды проекта) и его нужно представить широкой публике (моя работа). И вот дальше все зависит от того, понравился ли он аудитории, удовлетворяет ли он какие-то существующие потребности, открывает ли новые возможности?

Здорово было бы иметь классную идею, замечательную команду, много денег для раскрутки. Но чаще всего бывает как в известной сказке: или дудочка, или кувшинчик. Т.к. у нас на старте нет кувшинчика, в котором лежит неиссякаемый маркетинговый бюджет, мы сосредоточились на дудочке: тщательно отбираем гидов, работаем над содержанием и качеством прогулок, отлаживаем бизнес-процессы, собираем фид-бэк от путешественников.

Если говорить о первых результатах нашей работы, то количество лидов и заказов за это время выросло примерно в два раза.

В процессе своей работы я постоянно вспоминаю мотивирующую картинку, которая висела на стене в кабинете моего бывшего шефа: «Часто спрашивайте себя: «А не ... (фигню) ли я сейчас делаю?» Всегда есть соблазн увлечься какой-нибудь ерундой или затеять бурную деятельность, которая по существу не несет никакого профита, кроме постоянной занятости. Если я, как креативный работник, начинаю заниматься какой-то интересной, но не всегда просчитываемой темой или совместным проектом, этот вопрос задает мне Алексей Мельчаков. Правда, немного с другой формулировкой: какова посещаемость сайта партнера? Сколько человек увидят этот материал? Что даст этот конкурс Трипстеру? И т.д.

Даже сейчас я задаю себе этот вопрос. Что полезного получит читатель, прочитав этот материал, сколько человек зайдет на эту страницу, какой трафик в итоге привлечет ваш журнал или RMA, и — самое главное — какую выгоду для нашего проекта принесет эта публикация...

— Ира, выше Вы говорите, что «деньги у основателей свои». Пробовала ли ваша команда обращаться к инвесторам? Есть ли опыт взаимодействия с фондами? Этот вопрос сегодня очень актуален для юных стартаперов.

— У команды есть опыт получения инвестиций и работы с фондами, но пока у нас есть возможность финансировать себя самостоятельно, и мы вкладываемся сами. Сейчас хотим создать максимально привлекательный продукт и закрепиться на рынке — до начала поиска существенных инвестиций.

— Вернёмся к проекту. Были ли трудности на этапе создания?

— Я присоединилась к Трипстеру на этапе, когда проект уже был запущен. Первый пробный выход на рынок получился достаточно скомканным, ребята еще не понимали, кто из местных жителей присоединится к проекту и какой контент от них можно получить. Стоило сказать слово «Экскурсия», как на сайте зарегистрировалось большое количество профессиональных гидов, предлагающих стандартные обзорные экскурсии по центру Парижа и других европейских городов. Стало понятно, что это совсем не то, что хотел сделать Трипстер. Основателей интересовали детали местной жизни и культуры, глубокое погружение в среду, а не обычные экскурсионные предложения, которые есть, например, на Экскурсопедии.

Проект перепозиционировали и сделали второй заход, результаты которого сейчас можно видеть на сайте. В итоге Алексею и Борису удалось открыть свою собственную нишу, и Трипстер не конкурирует сейчас напрямую с другими экскурсионными проектами. Контент у нас принципиально разный и для разных аудиторий.

— Расскажите, как на первоначальном этапе вы искали тех, кто будет проводить экскурсии? Ведь эти люди из других стран. Как вы на них вышли?

— Начали с простого и очевидного. Сначала пригласили тех, кого знаем сами и за кого могли поручиться. Затем стали искать интересных людей по знакомым и по знакомым знакомых, в основном это были люди креативных и коммуникационных профессий. Так мы открыли огромный пласт экспертов. Сейчас помимо целенаправленного поиска, который ведет наша редакция, к нам постепенно приходят люди, которые сами узнают о нашем сервисе и предлагают свои прогулки.

— Какие знания из RMA Вам пригодились при создании проекта? А может быть, пригодились связи? :-)

— Я готова говорить только о своем вкладе в проект. Безусловно, все занятия с маркетологами — Андреем Себрантом, Евгением Бойченко, Федором Вириным, Леонидом Бугаевым, рекламные кампании от Спивака, вирусное продвижение от Ильи Корнеева — всё это ежедневно помогает в моей работе. Работа с аудиторией от Сони Соколовой, работа с клиентами от Николая Шестакова, спецкурс Влада Титова по SMM, создание презентаций от Кирилла Анастасина — всё это тоже в моей копилке. Всех, конечно, и не перечислишь. Происходит постоянная ротация, что-то всегда в активе, что-то временно уходит в пассив, а потом, когда возникает необходимость, достается из закромов.

— Есть ли проблемы у проекта на данном этапе? Возможно, кто-то из наших читателей будет вам полезен.

— Проблемы? Я бы переформулировала вопрос. Проблем нет, есть задачи. И мы их планомерно решаем.

Ваши читатели, конечно, могут нам помочь. Ведь этот проект мы делаем и для них. Поэтому при планировании путешествий вспоминайте про нас, заходите на наш сайт http://experience.tripster.ru, знакомьтесь с нашими идеями прогулок и готовьтесь к новым открытиям. Мы всегда рады отзывам, фотоотчетам — это то, что вдохновляет нас и помогает развивать проект.

Если вы или ваши друзья хотите присоединиться к сервису и рассказать путешественникам о своем городе или увлечениях, добро пожаловать: http://experience.tripster.ru/locals/

С любыми другими идеями по партнерству, кросс-маркетингу, совместному PR-продвижению и прочими интересностями приходите сразу ко мне (https://www.facebook.com/iartamonova или irina@tripster.ru). Приятную беседу в онлайне или кофе с пирожным при личной встрече точно обещаю.

— Какие планы у проекта на будущее?

— Планы — как планка, чем выше, тем лучше. К осени планируем подключить к проекту предложения по российским городам. У нас тоже есть что посмотреть и, слава богу, есть с кем пообщаться.

Часто нам ставят в укор, что мы предлагаем только русскоязычных проводников. Не всем хочется ехать в Лондон и говорить там на русском. И нас это радует. Поэтому у нас обязательно появится возможность общаться за рубежом с носителями иностранных языков.

Будут и другие изменения, и вы, если будете за нами внимательно следить, обязательно их увидите.

— Ирина, спасибо большое за интервью, было приятно пообщаться с вами! Надеюсь, в будущем еще поработаем. :-) Напоследок дайте, пожалуйста, три совета тем, кто сейчас учится или будет учиться в RMA.

— Мои советы будут достаточно просты:

1) Не ждите академического образования. Бизнес-школа RMA покажет вам диапазон направлений и инструментов, даст основы интернет-менеджмента и интернет-маркетинга, познакомит с профессионалами. Это немало, поверьте.

2) Общайтесь. Общайтесь с одногруппниками, другими выпускниками, преподавателями. Звезды Рунета — в меру открытые и доброжелательные. Кто знает, может быть, рядом ходят ваши потенциальные работодатели, инвесторы, команда вашей мечты, в конце концов.

3) Пишите диплом. Это и правда очень полезно.

Источник: CMS Magazine