Истории успеха
Анна Шмигановская, CEO и основатель проекта OnlineDress.ru
«Обучение в RMA дало то, что я хотела и даже больше. Дизайн-макеты Odstore.ru мы делали на курсе Юлии Герштейн, потом тестировали их в UsabilityLab. А мой дипломный руководитель Николай Шестаков, читавший у нас «Клиентоориентированный сервис», помог не только с дипломом, но и с пониманием того, как должен работать наш бизнес. Принципы, рассказанные им на занятиях, мы используем ежедневно».
На факультет «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Анна Шмигановская пришла с конкретной целью. Будучи CEO и основателем проекта OnlineDress.ru, состоявшего на тот момент из виртуальной примерочной и портала о моде, ей были необходимы практические знания по запуску онлайн-магазина. О том, помогло ли ей обучение, почему российский дизайн – один из самых низкомаржинальных сегментов fashion индустрии, и как делать свой интернет-бизнес путем проб и ошибок, Анна рассказала в интервью сайту RMA.
Анна, расскажи про OnlineDress? Как родилась идея проекта, и в чем его особенность?
Сейчас компания «Онлайн Дресс» состоит из двух проектов – медиапортала OnlineDress.ru и онлайн-магазина Odstore.ru с виртуальной примерочной. С нее, кстати, все и началось.
Мы запустились три года назад, и изначально планировали объединить на своей платформе дизайнеров, моделей, фотографов, блоггеров и всех, кто профессионально связан с fashion индустрией. Казалось бы, причем тут 3D-примерочная? Дело в том, что все закрутилось именно вокруг этой идеи. У нас совершенно случайным образом появился инвестор. Не так, как обычно бывает у других – есть сервис или готовый прототип и под него ищут деньги, а совсем наоборот – появился инвестор и уже под него мы придумывали проект. Три месяца у нас ушло на мозговой штурм, и в результате была выбрана моя идея с онлайн-примерочной.
Это был 2010 год, и нам казалось, что все реально. Программистов, которые бы сразу смогли развеять наши мечты, под рукой не оказалось, поэтому мы пошли напролом. Сделали тестовую flash версию виртуальной 3D-примерочной, потратив на это год и энное количество средств, и поняли, что получить хорошую картинку, которая бы удовлетворила заказчиков – крупные fashion бренды, – нам не удастся просто по тому, что технологий не существует. Пришлось отказаться от этой идеи и разработать имитатор 3D, который сейчас работает у нас на сайте. По сути, это качественные снимки одежды, передающие текстуру и цвета, в двух ракурсах – спереди и сзади. Эту одежду можно «примерить» на виртуальную модель. Из минусов – нельзя покрутить картинку, добавить свою фотографию или задать параметры модели. Зато есть возможность комбинировать вещи разных дизайнеров, представленных в магазине, создавать и сохранять свои луки, а также делиться ими с друзьями. Таким образом, мы получили эффективный инструмент по созданию стиля.
Тогда у вас еще не было онлайн-магазина? А значит, примерочная должна была стать отдельным сервисом?
Именно. Когда была запущена финальная версия примерочной, мы думали, что будем продавать ее как рекламную площадку для брендов. Однако и тут нас ждало разочарование – ресурс неизвестный, трафика нет, а, следовательно, деньги платить за это крупные игроки рынка не готовы. Пришлось отказаться и от этой идеи.
Зато за год, который мы занимались ее разработкой, у нас собралась большая база дизайнеров, готовых к сотрудничеству, что стало толчком к созданию онлайн-магазина и ключевым фактором в определении его концепции – российские дизайнеры и бренды. Запустили его в октябре прошлого года. Тогда же на нашем портале – OnlineDress – мы начали писать о российской индустрии моды, новых коллекциях, жизни дизайнеров и многом другом. А сервис виртуальной примерочной стал уникальной «фишкой» Odstore.ru, которую сейчас многие пытаются скопировать и повторить. Но мы, правда, были первыми и гордимся этим.
А что за история с инвестором? Каким образом он нашел вашу команду?
Все случилось самым удивительным образом. У нас с мужем есть общий друг, который три года назад работал при Правительстве Москвы и занимался проектами, связанными с развитием молодежи. Они организовывали различные образовательные и развлекательные мероприятия для студентов и молодых предпринимателей. В частности, встречи с инвесторами, на одну из которых он пригласил нас и наших друзей. Тема встречи была «Малый бизнес в условиях кризиса», мы бурно обсуждали вопросы экономики, проблемы стартапов, а в самом конце наша подруга встала и спросила: «Знаете, существует проблема, когда на последних курсах университета на работу еще не берут, потому что нет опыта, а делать что-то свое, тем более, возможности нет. И вот не понятно, как быть в такой ситуации?». Тема задела всех присутствующих, разгорелись бурные дебаты, а через неделю инвестор, присутствовавший на встрече, перезвонил ей и предложил работу – собрать команду из 10-12 креативных друзей и всем вместе погенерировать идеи, а затем на основе лучшей сделать полноценный проект. Вот так мы и попали в интернет-бизнес, а дальше ты уж знаешь.
Получается, что все произошло вот так случайно? Не жалеешь, что попала в этот бизнес?
Да, эта встреча с инвестором и запуск собственного проекта кардинально изменили всю мою жизнь. Но сейчас мне совершенно очевидно, что интернет – это мое.
В какой момент возникло желание пойти учиться? И как ты оказалась в ряду студентов факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA?
Я человек совсем из другой сферы, и хотя мое инженерное образование, как нам говорили многие преподаватели RMA, в том числе Андрей Себрант, – хорошая база для специалистов в области IT, в сфере интернет-бизнеса все для меня было совершенно новым, особенно тонкости запуска онлайн-магазина. Поэтому решение о прохождении обучения я приняла за один день и совершенно спонтанно.
Я ничего не знала об RMA, и тут случайно в разговоре с нашим дизайнером, который только-только закончил курсы «ИКРА», я начала жаловаться, что надо бы и мне куда-то пойти учиться, чтобы хоть что-то узнать о e-commerce. Он мне и рассказал, что видел в Digital October студентов RMA, изучающих интернет-бизнес. Я зашла на сайт, посмотрела преподавателей, почитала о программе – мне все понравилось. Единственное, что смутило – это стоимость, но обсудив все с мужем, мы поняли, что сможем ее осилить. А уже на следующий день я прошла собеседование и поступила на курс. И в результате, ни разу не пожалела. За этот год я сильно выросла в профессиональном плане и окончательно убедилась, что интернет – именно та область, где я хочу работать и развиваться.
А в плане развития своего бизнеса? Получила те знания, которых не хватало?
Абсолютно, и даже больше. Odstore.ru буквально создавался на занятиях. Дизайн-макеты мы делали на курсе Юлии Герштейн, потом тестировали их в UsabilityLab.
А мой дипломный руководитель Николай Шестаков, читавший у нас «Клиентоориентированный сервис», помог не только с дипломом, но и с пониманием того, как должен работать наш бизнес. Принципы, рассказанные им на занятиях, мы используем ежедневно. А идея о том, что каждый клиент бизнеса должен быть VIP, лежит в основе нашего сервиса. Поэтому, если клиент хочет доставку в 10 вечера и пять размеров одной и той же вещи на примерку, то так оно и будет. И такой индивидуальный подход мы практикуем с самого запуска нашего магазина, когда я, генеральный директор компании, сама отвечала на звонки, сама доставляла заказы и ждала, когда все вещи буду примерены.
Не хватало сотрудников?
Дело даже не в этом. Но в тот момент мне было важно понять, как это все работает, чего хотят клиенты, и как мы можем улучшить наш сервис.
Одежда у нас, к слову сказать, достаточно дорогая, средний чек – высокий – 10-15 тысяч рублей. Соответственно, люди, которые ее покупают, имеют определенный доход и очень ценят свое время. Поэтому они предпочитают сделать заказ в магазине, которому доверяют и знают, что их покупки будут доставлены с точностью до минуты. Нам, кстати, об этом еще на занятиях в RMA рассказывали, что конкурировать на рынке ценой сейчас – нет смысла. А в плане сервиса мы можем дать фору самым крупным конкурентам, и многие клиенты возвращаются к нам в магазин за повторными покупками.
И кстати, также бережно мы относимся к партнерам, поэтому уже успели заработать себе репутацию ответственной компании, которая вовремя все выплачивает, никогда не допускает ошибок, не теряет документы и всегда четко выполняет свои обязательства. Это очень помогает.
А если говорить о доходах? Сколько вы потратили на запуск проекта, и откупается ли он?
За три года существования мы в общей сумме потратили почти 1,5 млн. долларов инвестиций, а магазин, которому в октябре исполнится год, пока еще не окупается. Мы понимаем, что надо выходить на новый уровень, однако для этого нужны новые инвестиции. Имеющихся сейчас уже не хватает на e-commerce, где, как мы знаем, есть мощные конкуренты с огромными рекламными бюджетами, фактически сжирающими рынок.
Да и тема российских дизайнеров в последнее время стала особенно популярной и востребованной.
Это правда. К сожалению, она не слишком доходная. Принято считать, что одежда – это высокомаржинальный бизнес, на деле это совсем не так, особенно если говорить о рынке российского дизайна. Высокой маржинальности поддаются исключительно премиум, люкс и медиум бренды, где может быть наценка в 200-300%. К российским дизайнерам такая наценка не применима, так как это всегда ограниченная партия одежды и очень творческие люди со своими особенностями, которые бизнесом занимаются постольку-поскольку. Но опять же, в самом начале мы ничего об этом не знали, наивно предполагая, что сможем жить на марже. И в целом, этот бизнес работает хорошо только на больших объемах, а в этом отношении мы пока отстаем от прямых конкурентов.
Анна, если сейчас оглядываться назад, что было самым сложным за эти три года?
Мы все пришли в интернет-бизнес из оффлайна и сразу без всякого опыта начали делать проект с нуля, поэтому у нас вот такой своеобразный путь развития. С другой стороны, благодаря нашему инвестору мы получили возможность учиться на собственных ошибках, а это – колоссальный опыт.
Думаю, что самым сложным, особенно в начале, было работать в условиях, когда ты не можешь взять на работу высококвалифицированных специалистов. Во-первых, из-за размеров инвестиций, которые не позволяют нанимать дорогостоящих сотрудников, а во-вторых, из-за нехватки управленческих знаний, чтобы ставить им правильные задачи, отслеживать эффективность и пр. По этой причине мы, например, не взяли в штат аналитика и маркетолога, а начали работать с агентствами. С ними, кстати, тоже было непросто. У большинства из них рядовое отношение к клиентам с маленькими бюджетами. По этой причине нам пришлось отказаться от довольно известного агентства и искать другие варианты. В итоге, нашли небольшое агентство, где могут и умеют находить подход к каждому клиенту.
Ну и последний вопрос: какие планы на будущее? Ты будешь продолжать развивать проект или хочешь попробовать что-то новое?
Несмотря на то, что мне уже поступали предложения перейти на другую работу, в том числе в другие интернет-магазины, я точно решила, что буду идти со своим проектом до конца. Капитан никогда не бросает свой корабль! Сейчас мы будем пробовать увеличить рекламный бюджет и посмотрим, что будет. К счастью, нам есть куда развиваться, да и рынок еще не переполнен – можно и побороться.
Анна, спасибо за интервью! Желаю удачи тебе и твоей команде!