Истории успеха
Марина Кададова, основатель краудфандингового проекта Fund4Start
«Благодаря учебе в RMA, я поработала на многих крупных турнирах и международных соревнованиях, и самое масштабное из них - Олимпийские Игры в Сочи. Это незабываемый опыт».
Выпускники факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMAМарина Кададова и Никита Нежура запустили уникальный для российского спорта краудфандинговый проект Fund4Start. О стоящих перед ним задачах Марина рассказала в интервью нашему сайту.
Объясните для тех, кто, может быть, еще не знает: что это вообще такое, краудфандинг?
Краудфа?ндинг, в вольном переводе, это народное финансирование. Это коллективное сотрудничество людей, объединяющих свои усилия и средства вокруг других людей или проектов, которым это финансирование необходимо. Модель спортивного краудфандинга активно используется в США и Европе, где практически отсутствует прямая государственная поддержка спорта, а спортсмены и федерации ищут источники финансирования самостоятельно.
В чем суть проекта Fund4Start?
Начнем с того, что это первая в России специализированная краудфандинговая платформа, действующая в индустрии спорта. Наша миссия – создать сообщество небезразличных к спорту людей, объединяя их усилия и возможности вокруг спортсменов и актуальных спортивных проектов. Основной же целью платформы является, если можно так выразиться, сокращение количества иерархических ступеней, разделяющих болельщиков и спортсменов, болельщиков и спортивные проекты.
Существуют какие-то объективные, реальные предпосылки для формирования такого сообщества?
Да, конечно. Возникновение Fund4Start обусловлено несколькими факторами: это не рыночные принципы коммерческого спонсорства в России, однобокость государственной политики в отношении спорта, зависимость в принятии решений о финансировании от спортивных предпочтений отдельных представителей власти, и многое другое.
Также сильнейшим драйвером для сближения спортсмена и болельщика является развитие Интернета, мобильных технологий и социальных сетей. Недаром, аккаунты известных спортсменов собирают рекордные армии подписчиков. В наши дни любители спорта, как говорится, могут заглянуть в жизнь спортсмена, а самые активные из них хотели бы в ней и поучаствовать.
Краудфандинг позволяет это сделать, дает возможность изменить ситуацию с финансированием спорта к лучшему. Модель краудфандинга можно назвать новой моделью социального поведения, которая позволит всему спортивному сообществу объединиться и стать значимым «игроком» в индустрии. Такая модель дает возможность избежать бюрократии в выборе спортивных субъектов для поддержки и финансировать только те проекты, которые интересны сообществу, независимо ни от каких внешних факторов.
Когда вы говорите «стать значимым игроком», вы что имеете в виду?
Речь идет о проектах, в которых любители спорта могут сыграть действительно важную роль. Нам нравится приводить пример с футбольным клубом «Барселона». Только в Facebook у него имеется более 61 миллиона подписчиков. Представьте, если они организуются, и каждый внесет 10 евро, например, на строительство нового стадиона. Это же будет 610 миллионов евро, громадная сумма!
И будьте уверены, что никого не нужно будет уговаривать. Болельщики, скорее всего, выстроятся в очередь, чтоб отдать эти небольшие деньги и таким образом испытать чувство сопричастности к своему любимому клубу. Кстати, в одной из низших футбольных лиг Англии имеется клуб, купленный на средства болельщиков и ими же управляемый. А это ведь и есть спортивный краудфандинг.
Какой вы видите свою целевую аудиторию?
Мы предлагаем три основные модели, в которых может выступить любой пользователь нашего портала. Основной задачей платформы является организация точек соприкосновения менеджеров и спонсоров проекта. Менеджер проекта - это пользователь, который инициировал проект на Fund4Start. Менеджером может быть действующий спортсмен, функционер, организатор, любой активный и ответственный человек. Спонсор проекта – любой пользователь, который поддерживает выбранный проект материально.
Третья роль это болельщик – любой пользователь, который поддерживает менеджера или проект, так или иначе распространяя информацию о проекте.
Можете привести конкретный пример проекта на Fund4Start?
Общая задача портала – это поиск, привлечение внимания и поддержка талантливых и целеустремленных спортсменов, а также социальных, инновационных и других актуальных проектов, направленных на создание благоприятных условий для занятий спортом, популяризацию спорта и достижение спортивных результатов.
В качестве конкретного примера можно сказать, например, о коллективном финансировании талантливого молодого теннисиста силами учеников школы, жителей района, города или области, где этот теннисист проживает.
О какой сумме в данном случае может идти речь?
Я привела общий пример, который нуждается в небольшом пояснении. Краудфандинг имеет свою специфику. Такие проекты обязательно обусловлены тремя критериями: это заранее установленный срок сбора средств и обозначение необходимой суммы, а также – конкретная цель, на которую предполагается потратить деньги.
То есть после уточнения всех этих критериев объявление о проекте, размещенное на нашем сайте, может выглядеть, например, так: «Молодому талантливому теннисисту из Тюмени необходима сумма в 70 тысяч рублей до 01 июля 2014 года для участия во всероссийских соревнованиях в Сочи».
И что происходит после такой публикации?
Дело в том, что сама публикация – это уже второй шаг, а не первый. Первый шаг – это собственно подготовка проекта: о нем нужно правильно, интересно рассказать, обозначить достижения, уже имеющиеся и потенциальные, перечислить проблемы, которые препятствуют дальнейшему прогрессу. Затем – определить сроки, в которые должен быть осуществлен сбор средств и величину необходимой суммы, сформировать команду проекта, состоящую, например, из активных друзей и родственников, стратегию распространения информации, возможные бонусы…
Бонусы?
Да, это дополнительная мотивация для спонсоров – за определенную сумму взноса спонсор может получить какой – либо товар, услугу или действие от менеджера, осуществляющего сбор средств.
Например?
Бонусами могут быть абсолютно разные материальные и не материальные вещи: фото с автографом спортсмена, встреча с ним, обучающие уроки по скайпу, простая благодарность на странице в социальной сети, и многое другое…
Понятно, давайте вернемся к проекту. Какие основные действия должен предпринять менеджер после того, как подготовка проведена?
С момента публикации проекта на сайте, начинается его активная фаза. Менеджер со своей командой распространяют информацию о проекте, для привлечения наибольшего числа потенциальных спонсоров. Необходимо использовать все возможные информационные каналы: социальные сети, тематические сайты и блоги, городские порталы, местное радио или телевидение, и так далее.
И кто может стать спонсором?
Любой пользователь, которому интересен проект или менеджер.
Каким способом средства поступают к менеджеру? За ними нужно идти в банк?
Нет. Все операции с денежными средствами совершаются на сайте. Спонсор может поддержать проект, перечислив любую сумму с банковской карты, через телефон, либо с помощью электронных кошельков. Переведенные средства учитываются специальным барометром в режиме on-line – на нем также можно увидеть сумму, которую осталось собрать до окончания проекта.
А если проект не соберет заявленную сумму, что будет тогда?
Это зависит от типа проекта. Если проект «обязательный», то есть его условиям удовлетворяет только полностью собранная сумма, тогда поступившие средства возвращаются спонсорам. Если же проект «открытый», то есть заранее оговорено, что на пользу ему может пойти любая собранная сумма, тогда даже в том случае если деньги собраны не полностью, они переводятся менеджеру.
Существует ли какая-либо комиссия за регистрацию на сайте или за финансовые операции?
Регистрация на сайте бесплатная. Также мы не берем комиссию со спонсоров. Модель монетизации платформы построена на комиссии от суммы привлеченных средств по проекту. Комиссия платформы составляет 5 процентов. Те же 5 процентов перечисляется агрегатору платежей. Таким образом, менеджер проекта получает 90 процентов от всех привлеченных средств.
В чем же все-таки заключается сближение спортсменов и любителей спорта, о котором вы говорили?
Сайт Fund4Start имеет в своем распоряжении максимальное количество инструментов общения. Во время действия проекта менеджер, спонсоры и болельщики могут общаться друг с другом в удобном формате - оставлять комментарии внутри проекта, выкладывать фото или видео, делиться новостями в социальных сетях, присылать их на сайт. Кстати, для удобства нашего сообщества действуют группы в Facebook и VKontakte, страницы в Instagram и на YouTube.
На какой стадии развития находится Fund4Start сейчас?
У нас уже есть первый проект. Совместно с благотворительным фондом «Точка Опоры» мы открыли краудфандинговую компанию для нужд клуба теннисистов-колясочников. Ну а вообще мы только в начале пути. Ведем активный поиск менеджеров проектов и информационных партнеров, с помощью которых можно будет найти больше активных и небезразличных любителей спорта, а значит и реализовать больше проектов.
Пользуясь случаем, приглашаем к сотрудничеству коллег из RMA. Пишите нам на почту info@fund4start.ru.
Мы будем рады любым предложениям и участию.