Истории успеха
Семен Гюлумян, президент, тренер и главный идеолог проекта ФК "Сборная RMA"
«Я вообще, надо сказать, RMA очень благодарен. Всю жизнь я мечтал работать в спорте, в футболе, и вот, благодаря вам, у меня такая возможность появилась. Больше того, после учебы, после трех стажировок – английской, испанской и португальской – я почувствовал уверенность, у меня такое ощущение возникло, что я понимаю, как эта футбольная кухня устроена, как она функционирует, я понял, что я сам могу, если такая необходимость возникнет, какие-то решения в этой области принимать, что-то разруливать, и разруливать эффективно. Ну, и я не говорю уже про то, что в RMA я нашел новых друзей, что если бы не RMA и не эти друзья, то и команды бы у нас сейчас не было. А в эту команду я, можно сказать, влюблен, она очень многое в моей жизни значит».
Возникший, как команда учебной группы «С-21» и позднее переименованный в «Сборную RMA» футбольный клуб уже третий год занимает ведущие позиции в Высшем дивизионе Восточной Лиги ЛФЛ и со временем рассчитывает попробовать свои силы в профессиональном статусе. О том, как идет продвижение к поставленной цели нам рассказал выпускник факультета «Менеджмент в игровых видах спорта», президент, тренер и главный идеолог проекта Семен Гюлумян.
Семен, когда вообще это все началось? Как возникла идея построения футбольного клуба и план со временем вывести его с любительского на профессиональный уровень?
Это все началось в 10-11 годах. Мы тогда как раз учились в RMA: мы – это я говорю о себе, о Диме Никонове, о Рамиле Невретдинове, короче, обо всех тех ребятах из группы «С-21», которые со мной этот проект начинали и которые сами тогда за нашу команду играли – она тогда называлась Black Jack. Они все были в составе, когда мы участвовали в первом турнире, еще мини-футбольном чемпионате RMA. Мы в нем, кстати говоря, заняли второе место, уступив группе «С-18», после чего они довольно долго для нас были самыми принципиальными противниками: только на поле, естественно, в жизни-то мы до сих пор добрые приятели.
Ну вот, а потом учеба кончилась… И мы, поскольку мы очень за это время сдружились, почувствовали, что расставаться нам не хочется, а хочется, как и раньше, встречаться, общаться, играть в футбол. Вот это время уже можно считать временем возникновения клуба – «сборная RMA», так он тогда назывался, а теперь называется просто «RMA», мы в какой –то момент решили, что так короче, лучше звучит, легче запомнить.
А почему «сборная»?
Потому, что на тот момент это и была сборная. Когда мы впервые заявились на крупный любительский турнир – чемпионат Второго дивизиона Восточной Лиги ЛФЛ – это был сезон 2011/12, у нас в составе других игроков не было – только студенты и выпускники RMA, все 100 процентов. Это для нас был первый опыт такого рода – в ЛФЛ играют восемь на восемь, в общем это уже ближе к настоящему большому футболу.
И какой результат показали в первом сезоне?
В нас тогда, честно говоря, никто особо не верил, и первые два тура вроде бы показали, что и правильно делали, что не верили. Две игры – два поражения… Но потом мы собрались… Второй круг прошли вообще лучше всех. В общем – пятое место в дебютном сезоне. Не такой уж плохой результат, если разобраться. И, я думаю, что нам потому удалось так быстро достаточно высоко залезть, что мы уже в этом самом первом своем сезоне, хотя и играли в любительском турнире, но к делу старались подходить профессионально. Насколько это на таком уровне возможно, конечно…
Это в чем выразилось?
Первое: мы предприняли все возможные усилия для сохранения постоянного состава, ведущих игроков. Там ведь, хоть турнир и любительский, но без денег совсем тоже не обходится: нужно платить вступительный взнос, платить за аренду полей (мы сейчас играем в Академии Черенкова и в Сокольниках), за работу судей, за форму, за мячи. В общем, надо скидываться, а возможности ведь у ребят разные и для некоторых эти вроде бы и небольшие деньги могут служить препятствием к тому, чтобы за команду играть. Поэтому мы (Дима Никонов, Андрей Слыхов, Миша Агеев и я), на каком –то этапе решили, что решение всех денежных вопросов берем на себя, а игроки пусть о них вообще не думают.
Второе: мы ввели регулярные тренировки, что тоже для подавляющего числа любительских команд совсем нетипично. В среднем раз в неделю мы на них собираемся, и раз в неделю, по выходным, играем.
Наконец, третье: для очень многих любительских команд большой проблемой является то, что собранные в них игроки не рассматривают свое участие в тренировках и матчах как нечто обязательное. Получилось у них, они приезжают и играют, не получилось, возникли какие-то дела, обстоятельства – ну и ладно.
У нас такое отношение не допустимо – мы друг с другом, со всеми ребятами договорились о том, что тренировки, игры – это святое, что пропускать их можно только по каким-то уж очень серьезным причинам. Конечно, никакой юридической силы эта договоренность не имеет, зато имеет моральную – мы несем ответственность друг перед другом.
Раз у вас есть тренировки, значит есть и тренер. Это тоже ты?
Изначально я эти обязанности выполнял, совмещая их по сути с деятельностью президента и генменеджера. Потом, в течение двух сезонов у команды был играющий тренер, Рамиль Невретдинов: он тоже выпускник RMA, один из лучших наших футболистов. Ну а в этом сезоне, думаю, мне придется вернуться. Дело в том, что Рамиль сейчас будет работать вторым тренером в МФК «Мытищи»: то есть играть он за нас по-прежнему готов, а вот на то, чтобы еще и тренировать времени у него уже не останется.
То есть получается, ты обладаешь какими-то профессиональными знаниями: по тактике, по организации тренировочного процесса?
Да, кое – какие знания есть. Хотя подучиться, конечно, не мешало бы: я сейчас над этим как раз думаю. Ну а пока профессиональную литературу читаю, часто советуюсь с коллегами – с тем же Рамилем, с Кириллом Кондауровым, это еще один наш игрок, тоже человек из RMA – он сейчас работает с юношами в футбольном клубе «Строгино». Конечно, сам про себя сказать, что вот, я – настоящий тренер, я пока не могу. Но определенные сильные стороны, которые тренеру необходимы, я считаю, у меня есть. Я могу людей мотивировать, коммуникации умею хорошо выстраивать.
Вернемся к турнирным делам: про дебютный сезон ты рассказал, а как дальше дело двигалось?
Ну, с тех пор прошло еще два чемпионата: во втором мы заняли второе место, в третьем, на данный момент последнем – третье, от первого места отстали на пять очков. В принципе задача, конечно, стояла турнир выиграть, и все возможности вроде были, но вот – не справились. Почему? Я думаю, нам на поле не хватило настоящего лидера. То есть игроков, которых на данном уровне можно даже звездами считать, у нас достаточно, а вот именно лидера, человека, который мог бы команду за собой повести, не случилось.
Вот, кстати, про игроков вопрос: у вас команда по-прежнему состоит из выпускников RMA, или все-таки подход к селекции изменился?
Изменился, конечно. Мы теперь ставим перед собой самые высокие цели, нам нужны действительно самые лучшие футболисты, которые только на этом уровне играют, так что как-то искусственно сужать поле для, как ты говоришь, селекции, ограничивать свой выбор только теми, кто учился или учится в RMA, мы не можем.
Я и как тренер, и как президент очень серьезно к подбору кандидатов в команду отношусь: у нас уже очень давно не было такого, чтобы мы приглашали игрока наугад, не представляя себе его возможностей, его потенциала. Я сам хожу на матчи, просматриваю интересующих нас футболистов, с базой данных ЛФЛ работаю, с людьми, которых можно условно назвать агентами – условно потому, что агентов в том смысле, в каком мы это понимаем применительно к «большому футболу», на уровне футбола любительского, конечно, не существует.
Вот ты говоришь, что вам необходимы «самые лучшие футболисты на этом уровне». А какой это уровень, как бы ты его определил?
Ты можешь мне не верить, но это очень приличный уровень. Смотря что и с чем сравнивать, конечно, но я уверен, что большинство наших футболистов совершенно спокойно могли бы играть во Второй лиге. Да и не только во второй: у нас, например, один парень недавно подписал контракт с тульским «Арсеналом». Артак Алексанян, который тоже за нас определенное количество матчей провел, играл и в «Химках», и в «Балтике», даже в сборную Армении приглашался. Женя Точилин, воспитанник «Спартака», за юношескую сборную России играл.
А уж если говорить о чемпионатах малых стран – Латвии, Молдавии, Армении, то там ребят, которые за нас поиграли, в высших дивизионах можно даже сказать, что много. В одной Армении – шесть человек.
Один из них – Алик Эльязян, огромный талант: на мой взгляд, Озбилизу как минимум не уступит. У него долго судьба игроцкая не складывалась, он на просмотре в «Арарате» был, они ему уже приличный по армянским меркам контракт предложили, но он сглупил – соблазнился предложением Нальчика, а там как раз сразу после этого все и рухнуло… Короче, он теперь играет в ФК «Улисс», и хорошо играет, и я надеюсь, что ему в его 27 лет еще и в сборную пробиться удастся. Главное, чтобы он сам верил в то, что это возможно…
В общем, резюмируя все тобой сказанное, твои игроки, по крайней мере лучшие из них, де факто – профессионалы. Но ведь профессионалам, наверное, нужно платить?
А мы и платим. И не только мы. В высшем дивизионе Восточной Лиги ЛФЛ сейчас 16 команд, и я так думаю, что 11-12 из них своим футболистам что-то платят, уж ведущим –то – точно. Это сейчас общеприменительная практика. Другое дело, что мы принципиально не платим денег непомерных, не соответствующих нашему нынешнему статусу – мы этого делать не только не можем, но и не хотим. Потому, что в футбол на самом деле не деньги играют: я в этом уже тысячу раз убеждался на собственном опыте. Скажем, в том сезоне, когда мы второе место заняли, у нас бюджет был далеко не самый крупный в дивизионе: думаю, седьмой – восьмой, не больше…
И о какой цифре идет речь, если не секрет?
Я могу сказать, что в прошлом сезоне наш бюджет вплотную приблизился к 2 миллионам рублей. Большая часть этой суммы уходила как раз на зарплаты футболистов.
Это целиком и полностью твои деньги?
У меня есть свой бизнес, у Димы Никонова, который до сих пор вместе со мной в этом проекте участвует, тоже. Так что да, очень значительную часть нашего бюджета мы сами и закрываем. Но не все. У нас есть спонсоры. Мы, например, сотрудничаем с компанией «Спорт-Индустрия»: они управляют московским стадионом «Сокол» и предоставляют нам свои поля для тренировок. То есть это наш технический спонсор.
Еще у нас есть постоянный партнер – компания DT Group, они специализируются на видеопроизводстве. До недавнего времени мы сотрудничали также с фирмой «Мой секретарь», это консьерж-услуги, но она, насколько я знаю, прекратила свое существование и сотрудничество наше тоже, таким образом, прекратилось. Мы вообще очень внимательно относимся к этому аспекту – поиску спонсоров, мы эти поиском заняты, можно сказать, постоянно.
У нас для каждой категории партнеров разработан пакет предложений… Например, тому, кто захочет стать нашим титульным спонсором мы можем предложить рекламу на футболках, баннеры на наших матчах…
Семен, ты меня извини, но я вот не понимаю: какой может быть интерес у ваших спонсоров? Какой у вас, понятно. А у них? У той же «Спорт-Индустрии»? Ты говоришь о рекламе, но по телевизору ведь ваши игры не показывают, да и болельщиков на трибунах вы тоже, наверное, немного собираете…
Ну, как немного… Опять же, с чем сравнивать: на ключевых, на самых важных матчах сезона, бывает, человек по двести собирается… А потом: мы же не говорим, что наше сотрудничество со спонсорами измеряется какими-то огромными суммами: конечно, это не английская Премьер – лига, и даже не наша, не чемпионат мира, не Лига Чемпионов. Все намного – намного скромнее: и наши предложения, и, соответственно, спонсорские отчисления. Но – и то, и другое реально существует и работает.
Насчет телетрансляций ты прав, конечно, их нет, но в интернете матчи ЛФЛ транслируются – на собственном сайте Лиги, и каждая такая трансляция собирает свою аудиторию: небольшую, конечно, человек 700, но собирает. Плюс у нас есть еще свои возможности продвижения себя и партнеров на нашем сайте, в наших группах в социальных сетях – тут у нас охват по совокупной аудитории примерно 10 тысяч человек. Так что, как видишь, спонсорам нам в принципе есть, что предложить.
А если говорить конкретно о «Спорт-Индустрии», то, помимо всего прочего, мы им помогли тем, что через нас они установили тесные партнерские отношения с другими командами ЛФЛ, которые у них теперь арендуют поля для тренировок: естественно, не бесплатно. Там в течение какого-то времени даже и официальные матчи проводились…
Понятно. Ну, а что дальше, Семен? Как вы планируете развиваться? Как долго еще ждать перехода в профессионалы?
Переход в профессионалы – это, на самом деле, хоть завтра. Серьезно. Если считать первой ступенью нашего профессионального футбола Третью лигу, так называемый КФК, то нам туда уже предлагали заявляться, и думаю, если бы это произошло, мы бы в этом турнире были на ведущих ролях. Я видел как эти команды играют, и могу тебе сказать со всей ответственностью: мы ни одной из них ничуть не хуже, а многих даже лучше. Бюджеты там начинаются с 3 миллионов рублей, так что по деньгам мы могли бы…
Но это все-таки на целый миллион больше , чем у вас было в прошлом сезоне. На треть фактически…
Да, но дело-то не в этом: если бы для нас выступление в Третьей лиге было самоцелью, эти деньги мы, наверное, нашли бы. Но мы не хотим идти туда, не имея четкого плана дальнейших действий. Потому, что ну, допустим, мы даже выиграем этот турнир. И что будет дальше? Ничего. Потому что победа в нем сама по себе мало чем отличается от победы в чемпионате ЛФЛ, автоматического повышения в классе она не означает. Во Второй, следующей по силе лиге, нужно иметь бюджет уже от 35-40 миллионов рублей, это минимум, а кое у кого, я знаю, он и до 200 миллионов доходит. И вот таких расходов мы, конечно, нести не в состоянии.
Что же делать?
Нам в этом году необходимо совершить качественный рывок. Я имею в виду даже не очередное успешное выступление в ЛФЛ, я имею в виду прежде всего заключение качественно новых партнерских соглашений. Нам нужен серьезный инвестор, и мы надеемся его в скором времени обрести.
У нас, как я уже говорил, есть конкретные деловые предложения, и у нас уже были первые, предварительные контакты с потенциальными партнерами. Сейчас мы, что называется, присматриваемся друг к другу, и надеюсь, что этот процесс увенчается конкретными договоренностями.
Если говорить о задачах, которые мы рассчитываем решить с помощью привлеченных средств, то нам нужен свой небольшой стадион, и нам нужна детско-юношеская футбольная школа: без этого ни один футбольный клуб футбольным клубом называться права не имеет – таково мое твердое убеждение. И вот уже имея такую твердую базу, мы бы могли говорить о том, что мы можем войти во Вторую Лигу – о чем –то большем я пока даже не думаю -- и там будем показывать достойные результаты: не только спортивные, но и коммерческие.
Насчет прибыли не знаю, но в том, что мы в такой ситуации могли бы добиться того, что наши расходы не превышали бы доходов, в этом я уверен.
Ну что ж, Семен, желаем удачи. Кстати, на нас тоже можешь рассчитывать – в плане, скажем, информационного спонсорства…
Спасибо большое. Я вообще, надо сказать, RMA очень благодарен. Всю жизнь я мечтал работать в спорте, в футболе, и вот, благодаря вам, у меня такая возможность появилась.
Больше того, после учебы, после трех стажировок – английской, испанской и португальской – я почувствовал уверенность, у меня такое ощущение возникло, что я понимаю, как эта футбольная кухня устроена, как она функционирует, я понял, что я сам могу, если такая необходимость возникнет, какие –то решения в этой области принимать, что –то разруливать, и разруливать эффективно.
Ну, и я не говорю уже про то, что в RMA я нашел новых друзей, что если бы не RMA и не эти друзья, то и команды бы у нас сейчас не было. А в эту команду я, можно сказать, влюблен, она очень многое в моей жизни значит.
Беседовал Петр БРАНТОВ