Истории успеха
Настя Миро и Никита Грибский, художник и арт-менеджер
«Человек, отучившийся на курсах RMA, уже обладает достаточными знаниями для того, чтобы смело заходить в галереи и общаться с людьми из индустрии на одном уровне. Было бы здорово внедрить эту программу в учебный процесс, например, в институтах».
Первого сентября в галерее Gantanhao в Пекине состоялось открытие выставки «Взгляд на Восток» художника и выпускницы факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Насти Миро. Мы встретились с Настей и ее арт-менеджером Никитой Грибским, также закончившим бизнес-школу RMA, чтобы узнать подробнее о выставке и расспросить о том, как выглядит мир современного искусства изнутри.
Расскажите подробнее о выставке.
Никита: Эта выставка оказалась непредвиденной. Мы сейчас с Настей работаем над большим проектом, и точно не планировали делать что-то другое до его завершения, но обстоятельства сложились несколько иначе. Мы поехали в Пекин скорее с туристической целью и, естественно, заехали в Арт-район 798, в котором сосредоточено большинство галерей и музеев современного искусства. В этой арт-зоне мы провели в общей сложности три дня, ходили по галереям и оставляли предварительно подготовленное портфолио в местах, которые нам понравились. Через день я получил письмо из одной галереи, которая заинтересовалась работами и приглашала нас на встречу. Договориться о выставке удалось меньше чем за час.
Настя: У меня достаточно много работ и мы очень удивились, когда г-н Жанг – владелец галереи – предложил выставить больше половины готовых картин. В итоге мы договорились, что я привезу часть уже созданного материала и сделаю несколько новых работ специально для этой выставки, так как мне было что сказать, несмотря на то, что в этой стране я провела совсем мало времени.
Не знаю по каким причинам, но тема Азии мне очень близка. Может, это какая-то генетическая предрасположенность (смеется), но так уж исторически сложилось. Я провожу много времени путешествуя по странам этой части света, смотрю, общаюсь с людьми, собираю материал для будущих работ.
Эта выставка как раз и посвящена Азии. У наших коллег из Китая много художников изображающих традиционный и актуальный восток, но их интересует и точка зрения человека со стороны, думаю, поэтому они нам и написали. В экспозицию вошли еще несколько картин, прямо не относящихся к заданной тематике, но они просто понравились г-ну Жангу, и он захотел их показать.
Как вы выбираете тех, кого хотите написать?
Настя: Сложно сказать... Как человек влюбляется? Он кого-то встречает и уже больше не может без него существовать. Это в чем-то схожие процессы. Я могу рисовать много раз одного и того же человека, до тех пор пока не буду уверена, что смогла его объяснить. Это какая-то внутренняя необходимость. Мне неинтересно, например, просто продублировать фотографию красками на холсте, я хочу, чтобы человек на картине был для всех таким же, каким его увидела я.
Вот вы делает выставку в Китае, а как считаете, в какой стране быть художником наиболее выгодно?
Никита: Тут все относительно. Можно быть невостребованным у себя на родине, но иметь успех за границей или наоборот. Главное, найти правильную точку приложения усилий и максимально ее разрабатывать, вкладывать силы и средства. Можно ходить из галереи в галерею и жаловаться, что ты никому не нужен, но если выстроить правильную стратегию и понять как и куда двигаться, то все решается.
Настя: Это правда. Но дело осложняется еще и тем, что художнику зачастую невозможно прожить за счет своего творчества, и он вынужден еще где-то работать, из-за чего времени на искусство совсем не остается.
Никита: В любом случае работает простая математическая вероятность: чем больше галерей, тем выше шанс, что кто-то из них заинтересуется вашими работами. Поэтому если у художника не получается найти нужное место поблизости, то имеет смысл расширить круг поисков, посмотреть, что происходит, в других странах.
Настя: Да, но кроме того есть еще и социально-культурный аспект… Например, в нашей стране большинство сограждан просто не понимает, зачем тратить деньги на картину, а не на, скажем, новый диван или автомобиль, да и вообще, зачем терять время и ходить на выставки. Отсутствует понимание сакрального значения искусства, его индивидуальной ценности. Понимаете, человеку тяжело выкинуть книгу, и абсолютной дикостью кажется идея ее сжечь, потому что книга представляет для него нечто большее, чем просто осмысленный набор слов, записанных на листках бумаги, а вот картина в такой ситуации оказывается за скобками культурного воспитания. Любой школьник расскажет вам, чем отличается поэзия от прозы и мало кто в принципе скажет, чем отличается импрессионизм от экспрессионизма.
А как заинтересовать человека тратить деньги на искусство?
Никита: А как заинтересовать человека вообще что-либо делать? Если мы не говорим о какой-то материальной выгоде. Ведь никто не заставляет человека смотреть кино или, опять-таки, покупать литературу. Он делает это самостоятельно, руководствуясь своей духовной необходимостью. Я считаю, то же самое должно быть с искусством.
Настя: Это здорово, но должна быть какая-то стимуляция этого процесса. Я уже говорила, что было бы неплохо прививать любовь к искусству, так же как мы воспитываем любовь к литературе, но раз этого нет, необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия, чтобы люди научились обращать внимание на арт-процесс. По-моему, самый простой способ – это активная реклама и интеграция искусства в повседневную жизнь.
Никита: Кстати, вот сейчас в голову пришло… Смотрите, человек, отучившийся даже на курсах RMA, уже обладает достаточными знаниями для того, чтобы смело заходить в галереи и общаться с людьми из индустрии на одном уровне. Было бы здорово внедрить эту программу в учебный процесс, например, в институтах. Ну, или программу еще каких-нибудь курсов, посвященных искусству.
То есть сделать изучение искусства обязательным для всех?
Никита: А почему нет? Русский язык и литература же являются обязательными предметами, так почему искусство, которое представляет собой гигантский культурный пласт, остается в стороне?
Каких современных художников, по вашему мнению, знают все?
Никита: Илья Кабаков, ДэмиенХерст.
Настя: В нашей стране точно все знают Никаса Сафронова, Илью Глазунова. Может, не все вспомнят их картины, но имена точно на слуху. Или, например, Зураб Церетели.
Никита: Бэнкси точно знают все, ведь уличное искусство пользуется широкой популярностью.
Какими чертами характера должен обладать художник, чтобы стать успешным?
Настя: В первую очередь – это трудолюбие, ленивым художник точно быть не может. Я уверена, что известные и успешные художники действительно много работают, а не ведут богемный образ жизни, просыпаясь к вечеру, и попивая шампанское на выставках. Хотя, последнее тоже необходимо, ведь, кроме всего прочего, еще должна быть хотя бы минимальная способность к коммуникации: художник, который не вылезает из своей студии и игнорирует необходимость самопрезентации, долго не протянет.
Настя, для вас художник – это основная работа?
Настя: Да. Я какое-то время занималась росписями стен, но это стало отнимать слишком много времени. Рисовать приходилось по ночам, практически без отдыха. Сильно уставали глаза, постоянно хотелось спать… Я очень плохо себя чувствовала. Поэтому, чтобы не доводить себя до критического состояния – здоровье, все-таки, тоже важная штука – я отказалась от росписи и сосредоточилась исключительно на своем творчестве. Занятие искусством сильно выматывает морально и физически, но и доставляет огромное удовольствие. В определенном смысле, мы тут все наркоманы и мазохисты.
Никита, а почему вы решили связать свою жизнь с современным искусством?
Никита: Был период жизни, когда я особо ничем не занимался, и как-то подруга спросила меня, что я в принципе хочу делать. Я ответил, что что-нибудь связанное с искусством и это была абсолютная правда, так как я всегда рисовал (как любитель) и в целом интересовался искусством, но понятия не имел, что им можно заниматься серьезно, ничего не знал о рынке. Подруга предложила получить второе образование, и эта мысль показалась мне гениальной – это было настолько очевидно, но почему-то до этого в голову мне подобная идея не приходила. Я стал искать, где-то наткнулся на рекламу курсов RMA по арт-менеджменту и решил попробовать. Курс как раз тогда длился три месяца – это то время, которое не сильно жалко, если вдруг поймешь, что это не твое.
По завершении обучения, я окончательно втянулся: участвовал в нескольких совместных проектах в качестве организатора, начала работать с Настей, параллельно сделал несколько выставок другим художникам. Все как-то завертелось.
Настя, а вы как пришли в RMA?
Настя: «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» мне тоже посоветовала моя подруга, а мне всегда хотелось понять процессы, протекающие в арт-бизнесе. Художнику вообще полезно знать, что происходит за пределами его мастерской.
Что вы ожидали от программы и что получили?
Никита: Все, что я ожидал от программы, я получил: это набор необходимых знаний, навыков, знакомств и определенный вектор самостоятельного развития. Этот курс будет крайне полезен новичкам вроде меня или тем, кто просто хочет поменять сферу своей деятельности.
Настя: RMA полезен еще и тем, кто уже работает в этой сфере и хочет углубить свои знания. Мне сложно себя заставить заниматься чем-то еще кроме творчества, но даже я пропустила занятия всего один раз. Немало важно, что со всеми преподавателями, которые приходили к нам читать лекции, можно пообщаться, подружиться, и кроме знаний получить, еще и полезные знакомства. На самом деле, многие люди из индустрии открыты для общения, и готовы помочь, если обратиться к ним за советом.